Формирование и реализация внешней политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:09, реферат

Описание работы

Трансформация международных отношений, прекращение конфронтации и последовательное преодоление последствий "холодной войны", продвижение российских реформ существенно расширили возможности сотрудничества на мировой арене. При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей.

Содержание работы

1. Введение
2. Россия - активный участник современного мира
3. Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных
проблем
4. Основные приоритеты со странами СНГ
5. Формирование и реализация внешней политики РФ
6. Вывод

Файлы: 1 файл

реферат по истории 123.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

О Г  Л А В Л Е Н И Е :

 

1. Введение

2. Россия - активный участник современного  мира

3. Приоритеты  Российской Федерации  в решении  глобальных                                           

    проблем

4. Основные  приоритеты со странами СНГ

5. Формирование  и реализация внешней политики  РФ

6. Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ  
      РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.

Современный мир  переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие  интересы Российской Федерации и ее граждан. Россия - активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

2.

Трансформация международных отношений, прекращение  конфронтации и последовательное преодоление  последствий "холодной войны", продвижение  российских реформ существенно расширили возможности сотрудничества на мировой арене.  При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сложилась устойчивая ориентация подавляющего большинства государств на рыночные методы хозяйствования и демократические ценности. Осуществление крупного прорыва на ряде ключевых направлений научно-технического прогресса, ведущего к созданию единого общемирового информационного пространства, углубление международных экономических связей придают взаимной зависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного мирового устройства.

В то же время  в международной сфере зарождаются  новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция  к созданию однополярной структуры  мира при экономическом и силовом  доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.

Стратегия односторонних  действий может дестабилизировать  международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов.

Россия  добивается формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов.

Гарантия эффективности  и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов. Миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.

Интересы России непосредственно связаны и с другими тенденциями, среди которых:

    1. глобализация мировой экономики;
    2. усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике ("Группа восьми", МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы;
    3. развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке;
    4. военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер.

Угрозы, связанные  с указанными тенденциями, усугубляются ограниченностью ресурсного обеспечения внешней политики Российской Федерации, что затрудняет успешное отстаивание ее внешнеэкономических интересов, сужает рамки ее информационного и культурного влияния за рубежом.

Вместе с  тем Российская Федерация имеет  реальный потенциал для обеспечения достойного места в мире. Определяющее значение в этом плане имеют дальнейшее укрепление российской государственности, консолидация гражданского общества и скорейший переход к устойчивому экономическому росту.

В последние  десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений укрепить позиции России на мировой арене.

Российская  Федерация проводит самостоятельную  и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме. Эта политика максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений.

Россия - это надежный партнер  в международных отношениях. Общепризнана ее конструктивная роль в решении острых международных проблем.

Отличительная черта российской внешней политики -сбалансированность. Это обусловлено  геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания  усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.

3.

Успешная внешняя  политика Российской Федерации основана на соблюдении разумного баланса  между ее целями и возможностями  для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении  внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах - адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. Многообразие и сложность международных проблем, и наличие кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

Россия заинтересована в  стабильной системе международных  отношений, основанной на принципах  равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система  обеспечивает надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

Главным центром регулирования  международных отношений в  
XXI веке должна оставаться Организация Объединенных Наций. Российская Федерация решительно противодействует попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах.

Россия придает большое  значение своему участию в группе восьми наиболее развитых индустриальных государств. Российская Федерация намерена наращивать взаимодействие с партнерами по этому форуму.

Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных  отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация   неукоснительно выполняет взятые на себя обязательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений, участвует в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих как ее национальным интересам, так и интересам безопасности других государств, идет на дальнейшее сокращение своего ядерного потенциала на основе двусторонних договоренностей с США . Россия  добивается сохранения и соблюдения Договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны - краеугольного камня стратегической стабильности. Россия подтверждает неизменность своего курса на участие совместно с другими государствами в предотвращении распространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки, а также соответствующих материалов и технологий, содействует укреплению региональной стабильности путем участия в процессах сокращения и ограничения обычных вооруженных сил, а также применения мер доверия в военной области. Наша страна считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципами Устава ООН. Необходимость и степень такого участия будут соразмеряться с национальными интересами и международными обязательствами страны. Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру. Наше государство участвует в проводимых под эгидой ООН и других международных организаций мероприятиях по ликвидации стихийных и техногенных катастроф, других чрезвычайных ситуаций, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам, ведет борьбу с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах.

Главным приоритетом внешней  политики Российской Федерации в  сфере международных экономических  отношений является содействие развитию национальной экономики, которое в  условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей, привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики.

Россия использует все  имеющиеся в ее распоряжении экономические рычаги и ресурсы для защиты своих национальных интересов.

Учитывая возрастание  угрозы глобальных катастроф природного и техногенного характера, Российская Федерация выступает за расширение международного сотрудничества в целях  обеспечения экологической безопасности, в том числе с привлечением новейших технологий, в интересах всего международного сообщества.

Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества. На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней. Неотъемлемым элементом соответствующей работы  становятся целенаправленные усилия по широкому разъяснению за рубежом сути внутренней политики России, происходящих в стране процессов. Актуальным становится ускоренное развитие в Российской Федерации собственных эффективных средств информационного влияния на общественное мнение за рубежом.

4.

Приоритетным  направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны.

Упор делается на развитие добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами - участниками СНГ. Практические отношения с каждым из них мы строим с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитываем интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников.

Исходя из концепции разноскоростной  и разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия определяет параметры и характер своего взаимодействия с государствами - участниками СНГ как в целом в СНГ, так и в более узких объединениях, в первую очередь в Таможенном союзе. Договоре о коллективной безопасности. Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств.

Приоритетное значение  имеют совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.

Серьезный акцент сделан на развитии экономического сотрудничества, включая создание зоны свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования природных ресурсов. В частности, Россия  добивается выработки такого статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга.

Российская Федерация  прилагает усилия для обеспечения выполнения взаимных обязательств по сохранению и приумножению в государствах - участниках СНГ общего культурного наследия.

Отношения с европейскими государствами - традиционное приоритетное направление внешней политики России. Главной целью российской внешней  политики на европейском направлении  является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и  прилагает усилия в этом направлении.

Важно максимально использовать накопленный этой организацией после принятия в 1975 году хельсинкского Заключительного акта нормотворческий потенциал, полностью сохраняющий свою актуальность. Россия  решительно противодействует сужению функций ОБСЕ, в частности попыткам перепрофилировать ее деятельность на постсоветское пространство и Балканы.

Россия  добивается превращения адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе в эффективное средство обеспечения европейской безопасности, а также придания мерам доверия всеобъемлющего характера, включающего, в частности, коалиционную деятельность и деятельность военно-морских сил.

Исходя из собственных  потребностей в построении гражданского общества, Россия намерена продолжать участвовать в деятельности Совета Европы.

Ключевое значение имеют отношения с Европейским  союзом (ЕС). Процессы, происходящие в  ЕС, в растущей степени влияют на динамику ситуации в Европе. Это  расширение ЕС, переход к единой валюте, институциональная реформа, становление общей внешней политики и политики в области безопасности, оборонной идентичности. Рассматривая эти процессы как объективную составляющую европейского развития, Россия  добивается должного учета своих интересов, в том числе применительно к сфере двусторонних отношений с отдельными странами - членами ЕС.

Информация о работе Формирование и реализация внешней политики РФ