Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:21, реферат
Актуальность исследования. В конце 1991 г. распался СССР. Новая Россия, став правопреемницей СССР, вышла на самостоятельный исторический путь формирования демократического государства. Неотъемлемой частью этого исторического процесса стал генезис многопартийности. Многопартийная система - одна из важных гарантий демократической природы страны и развития гражданского общества. А "связующим звеном между гражданским обществом и властью являются политические партии и движения"1.
Введение
Глава I. Формирование многопартийности в России
1.1 Динамика организационных принципов, численности и социального состава партийных структур
1.2 Эволюция программных установок политических партий
Глава II. Парламентаризм в России
2.1 Понятие парламентаризма в политической науке
2.2 Этапы становления современного российского парламентаризма
Заключение
Список источников и литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный технический университет»
(ВолгГТУ)
Факультет экономики и управления
Кафедра «История, культура и социология»
РЕФЕРАТ
ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ»
Тема 13. Формирование многопартийной системы в России
Выполнил:
Студент группы МТЗ -111
Иванов С.П.
(№ зачетки 05678902)
Проверил:
Преподаватель кафедры ИКС
Иванов А.И
Волгоград 2013
Содержание:
Введение
Глава I. Формирование многопартийности в России
1.1 Динамика организационных
1.2 Эволюция программных
Глава II. Парламентаризм в России
2.1 Понятие парламентаризма в политической науке
2.2 Этапы становления
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Актуальность исследования. В конце 1991 г. распался СССР. Новая Россия, став правопреемницей СССР, вышла на самостоятельный исторический путь формирования демократического государства. Неотъемлемой частью этого исторического процесса стал генезис многопартийности. Многопартийная система - одна из важных гарантий демократической природы страны и развития гражданского общества. А "связующим звеном между гражданским обществом и властью являются политические партии и движения"1.
Важнейший источник - документы политических партий - партийные программы, уставы, резолюции, где отражены основные политические приоритеты партий и политических деятелей.
Объектом исследования является политические партии Российской Федерации и парламентаризм как система организации и функционирования государственной власти.
Предметом исследования является исторический процесс формирования многопартийности и парламентаризм в современной России.
Цель исследования - изучить формирования многопартийности и парламентаризм в России.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть динамику организационных принципов, социального состава и численности партийных структур;
- исследовать эволюцию программных установок и тактики политических партий;
- анализировать понятия и сущность парламентаризма;
- охарактеризовать исторические формы парламентаризма.
Глава I. Формирование многопартийности
в России
1.1 Динамика организационных
принципов, численности и социального
состава партийных структур
Начальным этапом образования современных российских партийных структур считается период возникновения в советском обществе неформальных организаций, которые появились в стране во второй половине 80 годов XX в., то есть в период горбачевской "перестройки". В апреле 1985 г. в советском обществе "сверху" было положено начало преобразованию социально-политической и экономической системы СССР. В относительно короткий срок "демократизация" и "гласность" стали самыми популярными словами и приобрели большую известность. В связи с этим тенденция демократизации постепенно приводила к заметному повышению демократического сознания советского народа, к возникновению многочисленных самодеятельных формирований, которые в самом начале ставили целью углубление и поддержку "перестройки"1.
Объединение нескольких политических
организаций в единую партию считалось Эффективным способом создания
партийной структуры. В июне 1990 г. образовался
"Центристский умеренно-радикальный
блок" на основе нескольких партий и
организаций, включающих в себя "Либерально-демократическую
партию Советского Союза" (ЛДПСС), "Российский
демократический форум", "Конституционно-
Таким образом, в современной России, особенно в первый период формирования партийных структур организационная неустойчивость часто приводила к расколу и объединению политических партий. Значительное количество партий возникло в результате дробления какой-либо крупной партии.
В посткоммунистический период комдвижение оказалось раздробленным. В ноябре 1991г. на основе движения "Коммунистической инициативы" была создана "Российская коммунистическая рабочая партия" (РКРП), но тоже не выдержала испытания на организационную прочность.
Особым примером в контексте создания
партийных структур является "Коммунистическая
партия Российской Федерации" (КПРФ).
По сравнению с другими политическими партиями КПРФ
была создана совсем недавно.13-14 февраля
1993 г. в Клязьминском пансионате в Подмосковье
состоялся II чрезвычайный съезд коммунистов
России, на котором под названием "Коммунистическая
партия Российской Федерации" была
восстановлена КП РСФСР.
1.2 Эволюция программных установок политических партий
Эволюцию
программ политических партий либеральной
ориентации можно подразделить на два
периода: до ухода КПСС с политической
арены (май 1988 г. - ноябрь 1991 г) и после ухода
КПСС (ноябрь 1991 г. - настоящий момент).
В период борьбы за демонтаж коммунистического строя термин "либерализм" часто использовали новообразованные политические силы либеральной ориентации как синоним для обозначении принадлежности к антикоммунистическим силам. Одновременно в качестве идеологии либерализм с его ярко выраженной антикоммунистической ориентацией стал базой, на которой консолидировались оппозиционные КПСС политические силы российского общества. В мае 1988 г. Демократический союз (ДС) провозгласил себя первой партией, оппозиционной КПСС. В своем программном заявлении ДС отмечал, что "осуждает систему политического правления, возникшего в октябре 1917 г., отвергает не только сталинизм, но и культ Ленина, идеологию ленинизма как фундамент тоталитарного строя". На первом съезде (в мае 1988 г) ДС сформулировал первоначальные задачи, включавшие защиту права человека, создание представительной демократии на всех уровнях, радикальное преобразование экономики на основе свободной конкуренции различных форм собственности и т.п.
Вслед за ДС в 1989 г. либеральное направление
пополнили "Союз конституционных демократов",
"Демократическая партия", "Либерально-христианская
партия", "Христианско-демократический
союз России", союз "Щит", общество
"Мемориал". В 1990 г. организационно
оформились наиболее заметные представители
либерального движения: "Демократическая
партия России", "Партия конституционных
демократов", "Конституционно-
В программных документах политических партий и движений либеральной ориентации содержатся такие общие требования, положения как защита прав человека и свобода личности, ненасилие, построение гражданского общества и правового, политически стабильного демократического государства, реформа системы государственного управления, отрицание тоталитаризма, разделение властей, полная реализация прав личности в сфере экономики, свободная конкуренция в экономике, борьба с преступностью и коррупцией, реформирование бюрократического, аморального общества в современное общество политической демократии и рыночной экономики, реформирование пенсионной системы, реорганизация системы медицинского обслуживания, формирование эффективной системы образования, поддержка отечественной науки и культуры и т.д. В этих вопросах политические партии либеральной ориентации в принципе смогли достигнуть единогласия.
Но в спектре экономических требований между политическими партиями либеральной ориентации появились разногласия. После распада СССР в планах строительства российской экономики появились два варианта либеральной альтернативы радикальный, представленный "Демократическим выбором России" (ДВР) и "Союзом правых сил" (СПС), и умеренный, представленные "Яблоком".
Глава II. Парламентаризм в
России
2.1 Понятие парламентаризма в политической науке
Парламентаризм как политическая категория - сложное, многомерное явление. При определении парламентаризма как предмета исследования возникает ряд проблем методологического характера. Несмотря на то, что в последнее время политологи часто используют понятие "парламентаризм", тем не менее, в отношении его содержательной характеристики остается много неясностей и вопросов.
С политологической точки зрения, парламентаризм - многоплановая, сложная структура. Поэтому неудивительно, что по вопросу сущности и принципов парламентаризма существует достаточно широкий спектр мнений. Так, например, немецкий исследователь Г. Еллинек, который считает парламент сердцевиной парламентаризма, не относит парламент к числу важнейших органов государства. Парламент по его мнению, - это один из таких второстепенных органов, появление, существование и исчезновение которых не влечет за собой дезорганизации или коренного видоизменения государства. Парламент не является самостоятельным органом, так как его волевой акт непосредственного воздействия на государство и на подвластных государству лиц не оказывает.
Термин "парламентаризм" начал входить в обиход российской политической теории и практики с появлением в стране первого парламентского учреждения. Как следует из определения, парламент воспринимался как орган верховного контроля над исполнительной властью, имеющий право не только требовать с правительства отчета о его деятельности, но и привлекать министров к ответственности.
Парламентаризм также рассматривается как "представительное начало в управлении" и "форма деятельности представительных государственных органов и их взаимодействие с другими органами государственной власти".
В рамках форм правления на основании тех же критериев выделяют разновидности форм правления. В монархиях - абсолютная, дуалистическая, парламентская форма; в республиках - президентская, парламентская, президентско-парламентская и премьерско-президентская формы правления.
Однако следует полностью согласиться с мнением современных российских политологов о том, что само существование парламента в системе органов государственной власти не означает существования парламентаризма на прочных основах, то есть для парламентаризма необходимо, чтобы орган народного представительства был наделен определенными качествами, среди которых можно выделить:
1) избрание депутатов парламента на свободных всеобщих выборах, что является основной гарантией высокого уровня представительности данного государственного органа;
2) самостоятельность и
3) высокий уровень полномочий
парламента при решении
Среди важнейших элементов парламентаризма мы выделяем:
- соблюдение принципа разделения властей;
- безусловное верховенство права;
- наличие в обществе законодательного и представительного учреждения - парламента;
- наличие системы политических партий парламентского типа;
- демократический процесс формирования
парламента и его публичность.
2.2 Этапы становления
современного российского
Формально процесс институциализации российского парламентаризма в своем развитии на данный момент прошел четыре основных этапа:
1) двухлетний "переходный" парламент с 12 декабря 1993 г. по декабрь 1995 г., включивший избрание депутатов в Совет Федерации и Государственную Думы;
2) избрание 17 декабря 1995 г. на четырехлетний
период депутатов Государственн
3) избрание 19 декабря 1999 г. Государственной
Думы третьего созыва и
Информация о работе Формирование многопартийной системы в России