Республиканской форме правления
имманентно присуща демократия, а
демократии – республиканская форма
правления. Демократия как равная для
всех свобода дополняет республиканскую
форму правления. Республика служит
этой равной свободе, способствует ее
подъему и развитию, включая равномерно
распределяемые социальные блага, равные
выборы, равный доступ к государственным
должностям, к образованию, собственности,
к участию в формировании политической
воли, а также правовой организации
сил, претендующих на правительственную
власть.
В некоторых современных странах
существуют формы правления, сочетающие
черты парламентской и президентской
республик. К числу этих стран
относится и Российская Федерация.
Сочетание признаков президентской и
парламентской республике в Российской
Федерации выражается в наличии сильной
президентской власти при сохранении
некоторых типичных признаков парламентской
формы (наличие председателя Правительства,
возможность, хотя и ограниченная, отстранения
от власти Правительства парламентом
и роспуска парламента Президентом). С
момента своего становления в качестве
конституционного государства Российская
Федерация постоянно двигалась в сторону
усиления в ней черт президентской республики.
Однако, став в конечном счете по своему
характеру президентской республикой,
она по-прежнему сохраняет некоторые внешние
признаки парламентского государства.
В настоящее время Российская Федерация
имеет президентско-парламентскую,
или, как иногда ее называют в юридической
литературе, «полупрезидентскую» республиканскую
форму правления: во-первых, Президент
избирается всеобщим голосованием (в этом
ее отличие от парламентской формы), во-вторых,
он располагает собственными прерогативами,
позволяющими ему действовать независимо
от Правительства, в-третьих, наряду с
Президентом действуют Председатель Правительства
и министры, образующие Правительство,
в определенной мере ответственное перед
парламентом (в этом ее отличие от президентской
формы). Именно названные признаки и характеризуют
Российскую Федерацию как «полупрезидентскую»
республику.
Высшим органом представительной
и законодательной власти Российской
федерации является парламент –
Федеральное собрание, состоящее
из двух палат: нижней палаты – Государственной
Думы, верхней – Совета Федерации. Они
осуществляют законодательные функции,
рассматривают и решают важнейшие государственные
вопросы, формируют другие высшие государственные
органы (правительство, служебные органы
и т.п.) и имеют право контроля за деятельностью
всего государственного аппарата. Главой
государства является Президент. Он избирается
всенародным прямым голосованием на 6
лет. Полномочия Президента России подразделяются
на полномочия в области государственного
управления, в сфере законодательной деятельности,
в судебной области, внешнеполитические
полномочия, представительские, чрезвычайные.
Органы законодательной власти включают
Федеральное Собрание РФ и законодательные
органы субъектов Федерации. Органы законодательной
власти одновременно являются представительными
органами. Они избираются непосредственно
народом и призваны выражать его волю.
В соответствии с принципом разделения
властей, на органы законодательной власти
возложена законодательная деятельность —
принятие нормативно-правовых актов, обладающих
высшей юридической силой и регулирующих
наиболее важные общественные отношения.
Органы законодательной власти РФ и органы
законодательной власти ее субъектов
не образуют единой системы законодательной
власти в РФ.
Органы исполнительной власти включают
федеральное правительство, другие федеральные
органы исполнительной власти, правительства,
администрации субъектов Федерации и
другие органы исполнительной власти
субъектов РФ. Органы исполнительной власти
формируются невыборным путем. Так, Правительство
РФ образуется Президентом РФ, который
назначает с согласия ГД Председателя
Правительства РФ и по предложению Председателя
Правительства РФ — заместителей Председателя
Правительства РФ и федеральных министров.
Органы исполнительной власти организуют
исполнение законов, иных актов законодательных
органов, указов Президента РФ и актов
глав субъектов Федерации. Свои акты они
издают на основании и во исполнение Конституции
РФ, конституций и уставов субъектов РФ,
указов Президента РФ, нормативных актов
глав администраций субъектов, постановлений
и распоряжений вышестоящих органов исполнительной
власти. В отличие от органов законодательной
власти федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий
РФ по предметам совместного ведения РФ
и ее субъектов образуют единую систему
исполнительной власти в РФ.
Органы судебной власти. К ним относятся Конституционный Суд
РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный
Суд РФ, другие федеральные суды, а также
суды субъектов РФ. В своей совокупности
они составляют судебную систему РФ. Органы
судебной власти предназначены для осуществления
правосудия посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного
судопроизводства.
Заключение
В данной работе были рассмотрены
две формы государственного правления:
монархическая и республиканская
формы. При монархической форме
правления главой государства является
единоличный правитель - монарх; власть
монарха, как правило, является пожизненой
и передается в порядке престолонаследия. Главным
же признаком республиканской формы правления
является выборность и сменяемость главы
государства. России присуща республиканская
форма правления. Ее характеристика была
подробно рассмотрена в данной работе.
Цель работы заключалась
в рассмотрении форм государственного
правления. Она была достигнута.
Задачи определить сущность монархии
и республики как формы правления
государством; охарактеризовать форму
правления в Российской Федерации
были выполнены.
Список литературы:
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. М., 1998г., 1-944. Илл.
- Политология под ред. Профессора Василика М.А. М.: Гардарики, 2004г.
- Б.А. Исаев, Н.А. Баранов/ учебное пособие/ Политические отношения и политический процесс в современной России – издательская программа «300 лучших учебников для высшей школы», 2008г.
- Журнал «Вокруг Света», январь 2004г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..........
1.Монархия как форма правления………………………………………….........
2.Республика как форма правления……………………………………………..
3.Характеристика формы правления
в РФ……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….