Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:58, контрольная работа
При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо уяснить, что форма государственного устройства является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.
Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
1. Введение ……………………………………………………………………………….. стр 3.
2. Форма государства ……………………………………………………………………. стр 4.
2.1. Понятие формы государства………………………………………………………… стр 4.
2.2. Проблема формы государства ……………………………………………………… стр 4.
2.3. Государственное устройство, как один из аспектов формы государства………… стр 5.
3. Государственное устройство и его виды……………………………………………... стр 5.
3. 1.Унитарное государство……………………………………………………………… стр6.
3.2. Федерация:…………………………………………………………………………… стр 7.
3.2.1. Территориальная Федерация…………………………………………………….. стр 8.
3.2.2. Национальная Федерация………………………………………………………… стр 8.
3.3. Конфедерация……………………………………………………………………….. стр9.
3.4. Оптимальная форма государственного устройства………………………….….. стр 10.
4. Принципы образования федеральных государств…………………………………… стр 11.
4.1. Государственная целостность……………………………………………………… стр 12.
4.2. Единство системы государственной власти……………………………………… стр 12.
4.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами, государственной власти субъектов федерации ………………….. стр 13.
4.4 Равноправие и самоопределение народов …………………………………………. Стр 13
4.5. Равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти …………………………………………………………………. стр 14.
5. Особенности Российской Федерации………………………………………………… стр 14.
6.Заключение ……………………………………………………………………………. стр 15.
7.Список литературы ………………………………………………………………….… стр 17.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)
Факультет: | «Экономики и управления» |
Специальность: | «Финансы и кредит» |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Политология
Тема: «Формы государственного устройства»
Выполнил: | Студентка 1 курса, 5-3331д/1-1 группы
|
Проверил: | Аникевич А.Г. |
г. Красноярск, 2009 г.
ПЛАН:
1. Введение ………………………………………………………………………………
2. Форма государства ……………………………………………………………………. стр 4.
2.1. Понятие формы государства…………………………………………………
2.2. Проблема формы государства ……………………………………………………… стр 4.
2.3. Государственное устройство, как один из аспектов формы государства………… стр 5.
3. Государственное устройство и его виды……………………………………………... стр 5.
3. 1.Унитарное государство…………………………………………………
3.2. Федерация:……………………………………………………
3.2.1. Территориальная Федерация…………………………………………………….
3.2.2. Национальная Федерация………………………………………………………
3.3. Конфедерация………………………………………………
3.4. Оптимальная форма государственного устройства………………………….….. стр 10.
4. Принципы образования федеральных государств…………………………………… стр 11.
4.1. Государственная целостность…………………………………………………
4.2. Единство системы государственной власти……………………………………… стр 12.
4.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами, государственной власти субъектов федерации ………………….. стр 13.
4.4 Равноправие и самоопределение народов …………………………………………. Стр 13
4.5. Равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти …………………………………………………………………. стр 14.
5. Особенности Российской Федерации………………………………………………… стр 14.
6.Заключение …………………………………………………………………………….
7.Список литературы ………………………………………………………………….… стр 17.
При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо уяснить, что форма государственного устройства является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.
Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Признание государства органом всего общества - характерный мотив любого идеалистического учения о государстве, т.е. учения, исходящего из идеи, а не из эмпирически установленных фактов. Если государственная власть - от Бога, значит, она должна быть равной по отношению ко всем и не иметь классового уклона. Так, по крайней мере, следует из христианской религии. Патриархальная теория происхождения государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, опекающую подданных, как отец своих детей. Договорная теория Руссо предоставляет власти только те полномочия, которыми ее наделяют «договорившиеся» граждане. Теория, утверждающая власть государства через согласие подданных на подчинение, и теория правового государства, требующая ограничения власти законом, требованиями справедливости, правами человека, отражают хотя и правильные, но сугубо идеологические и психологические основы возникновения и функционирования государства.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому -либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.
Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства. Из всех известных форм государственного устройства выделяют:
- унитарные государства ;
- федерации ;
- конфедерации;
Однако, конфедерацию нельзя отнести однозначно к формам государственного устройства, так как конфедерация - есть союз нескольких государств, суверенных, которые объединились на время для решения какой-нибудь общей проблемы.
Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико- правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенно- го политического курса.
Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение «содержания» государств, особенно его «классовую» сторону. История многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно, относится, главным образом, к его форме. Проявление понятия «форма» применительно к государству многообразны: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации государства, его структуры.
В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и образования, какими методами происходит осуществление государственной власти.
На «горячих» примерах нашей действительности мы видим, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность в государстве, состояния законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политическое значение.
Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах.
Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления.
Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.
В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом форма государства синтезируется из трех основных элементов, которые в свою очередь находятся в прямой зависимости друг от друга, а именно: форма (государственного) правления, формы государственного устройства, формы государственного режима.
Являясь одни из аспектов формы государства, государственное устройства играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса, как государства в целом, так и каждый из его территориальных единиц. Таким образом под формой государственного устройства понимают административно- территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с территориальной организацией населения - еще одним существенным свойством государства. Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование: напротив, найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.
С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на: унитарные (единые государственные образования);федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).
- это единое цельное государственное образование, состоящее из административно- территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Унитарное считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств, отличается полным политическим единством. Оно неделимо. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства заключается в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.
У унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют с различных аспектов.
На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть осуществляется президентом.
Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности. Однако, местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное. Государство считается централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы (например, Финляндия). В децентрализо-ванных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением. Но также существуют смешанные системы (Япония), где глав администраций частично назначают и частично выбирают. В унитарных государствах могут организовываться национальные и законодательные автономии. Это связано с проживанием на территории данного государства небольших по численности национальностей. Все межгосударственные вопросы решает центральный орган, который официально представляет страну на международной арене.