Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 16:14, реферат

Описание работы

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. В определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. Наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Содержание работы

Введение 2
1.Понятие государственного устройства 3
2.Виды государственного устройства 5
2.1Унитарная форма государственного устройства 6
2.2 Федеративная форма государственного устройства 6
2.3 Конфедерация 10
Заключение 12

Файлы: 1 файл

Формы государственного устройства.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)
    1. Установлен запрет одностороннего выхода из союза.
  1. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

Примером территориальной  федерации являются США, Мексика и Германия.

Признаки национальной федерации:

    1. Субъекты – национально-государственные образования.
  1. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности.
    1. Гарантированность суверенитета больших и малых наций.
    2. Утверждения права на самоопределение.

В настоящее время  национальной федерацией является Индия.

Ряд исследователей выделяет также смешанный тип федеративного  устройства, к такому типу относится  форма государственного устройства России. Применительно к российскому  федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой правовой статус субъектов различается.

2.3 Конфедерация

До конца не решенным остается вопрос о том, является ли конфедерация внутригосударственным объединением или же международно-правовым. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, ибо конфедерация содержит в себе значительные признаки и того и другого.

Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах; имеют свою собственные органы законодательной, органы исполнительной власти и другие органы. Для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные (совместная оборона) и иные задачи, и для достижения определенных целей. По достижении их конфедерация в формально-юридическом плане считается себя исчерпавшей.

В отличие от федеративного  устройства, конфедерация характеризуется следующими чертами:

  • конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;
  • конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
  • сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
  • государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Конфедерация – неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация – это форма территориального устройства государства, а конфедерация – форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства – Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.

 

 

 

Заключение

Форма государственного устройства важная правовая категория, которая характеризует форму  государства вместе с такими категориями  как форма правления и политический режим. Форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов.

В настоящее время  распространенными являются две  формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Кроме этого выделяют такую форму, как конфедерация. Все эти формы имеют свои отличительные признаки и пути становления. Например, при унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогативой одной единой, центральной власти.

Значение федерации как формы государственного устройства в настоящее время очень велико. Федеративная система существует более чем в двух десятках стран мира – это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Но эти показатели, которые делают федеративную форму наиболее эффективной, в вопросе о делении государства, не главные. Главное то, что государства с федеративной формой устройства более динамичны в плане развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой

 

 

 


Информация о работе Формы государственного устройства