Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 00:13, реферат
Форма государственного устройства -национальное и администpативно-теppитоpиальное строение госyдаpства, котоpое pаскpывает хаpактеp взаимоотношений междy его составными частями, междy центpальными и местными оpганами и госyдаpственной власти. Оpганизация госyдаpства pассматpивается с точки зpения pаспpеделения госyдаpственной власти и госyдаpственного сyвеpенитета в центpе и на местах, их pазделения междy составными частями госyдаpства. По фоpме госyдаpственного yстpойства все госyдаpства можно подpазделить на тpи основные гpyппы:федеpативные, конфедеpативные и yнитаpные.
1. Форма государственного устройства
2. Федеративное устройство государства
3. О конфедеративной форме государственного устройства
4. Унитарное государство
Литература
США: С момента обpетения независимости амеpиканские штаты обpазовали де-факто конфедеpативное госyдаpство, в котоpом пpактически вся власть солхpанялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией-Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации предусматривали орган представительной влас ти-Конгресс конфедерации, в котором каждый из штатов имел один голос. Конгрессу делегировались следующие полномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы, формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важные полномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов(которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов(Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам , "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость-Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения-таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787г. , учредившая федеральную форму государственного устройства.
Швейцария: Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии-Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза-Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.
Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:
1. Договорная
форма образования
2. Свобода
выхода из конфедерации(
3. Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
4. Предметы
ведения конфедерации
5. В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.
6. В представительных
органах конфедерации делегаты
представляют не
7. Постоянно
действующие государственные
8. Субъектам
конфедерации принадлежит
9. Бюджет
конфедерации формируется за
счет добровольных взносов
10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
11. Как правило в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения
12. Воинские
формирования комплектуются
13. В конфедерации нет союзного гражданства.
В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.
Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.
4. Унитарное государство
Унитарное
государство-форма
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
1. Унитарное
государство предполагает
2. На территории
унитарного государства действует одна
конституция, проводится обязательная
для всех административно-
3. Составные
части унитарного государства(
4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.
5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
7. Вподавляющем
большинстве современных унитарных государств
основное территориальное деление является
политико-административным. Наряду с ним
в ряде стран имеются административно-
Число ступеней
политико-административного
С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.
Различие
же с централизованными
В заключении следует отметить, что в демократических государствах часто конституционно предусмотрены определенные гарантии территориальной целостности политико- административных единиц, особенно первичных-городских и сельских общин, равно как и иные гарантии их административной автономии. Разумеется ,эти гарантии имеют меньший объем, чем гарантии носителей государственной автономии.
Список используемой литературы.
1.Григорян Л. “Почему не конфедерация “.Социальная законность.1990.3.
2.Корнев
В.”Автономия, федерация, самоуправление:
история и современность”.
3.Кушнир
А.”Федерация или унитарное
4.Лафитский В.“Дорога, ведущая в тупик “. Народный депутат .1991 4.
5.Марченко
М.Н. “Сравнительные
6.Натан Р.,Хаффман Э. “Современный федерализм :сравнительные перспективы” Международная жизнь .1991.4.
7.Пусточаров
В. “Российский федерализм--
8.Топорнин Б.Н.”Конституционная реформа --путь к правовому государству”. Советское государство и право.1990.4.
9.Юридический
энциклопедический словарь.М.