Формы политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Задачи реферата:
– изучить формы государства;
– рассмотреть формы правления;
– иметь общее представление о формах государственного устройства;
– понять изучения формы государственного режима.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика формы государства……………………………4
2. Форма правления………………………………………………..….........6
2.1 Монархия
2.2 Республика
3 Форма государственного устройства………………………………….13
3.1 Унитарное государство
3.2 Федеративное государство
4 Формы политического режима………………………………………...18
4.1 Авторитарный режим
4.2 Демократический режим
Заключение…..............................................................................................23
Список источников и литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

пашка кульков.docx

— 48.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Общая  характеристика формы государства……………………………4

2. Форма правления………………………………………………..….........6

2.1 Монархия

2.2 Республика

3 Форма государственного устройства………………………………….13

3.1 Унитарное государство

3.2 Федеративное государство

4 Формы политического режима………………………………………...18

4.1 Авторитарный режим

4.2 Демократический режим

Заключение…..............................................................................................23

Список  источников и литературы………………………………………..25

 

 

Введение

 

В теории государства и права равно  и как в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы  государства, то есть проблема формирования особой формы общественной жизни  человека – государства.

Подход  к этой проблеме был различным  на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства  и права как юридической науки.

Государство это определенный способ организации  общества, а также организация  публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его  официальным представителем и опирающаяся  в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая  обществом система государство  обладает внутренней структурой, имеет  специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления  деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны  и взаимозависимы.

В отечественной  и зарубежной теории государства  нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению  понятия и содержания формы государства.

В различных  странах государственные формы  имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, позволяющих  дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Актуальностью данного реферата является то, что проблема изучения формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическое политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Целью является изучение одной из важнейших тем  теории государства и права –  формы государства, ее составных  частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Задачи реферата: 

– изучить формы государства;

– рассмотреть формы правления;

– иметь общее представление о формах государственного устройства;

– понять изучения формы государственного режима.

 

 

 

1. Общая характеристика формы государства

 

 Понятие  формы государства

 

Форма государства  – это способ образования, организации  и осуществления государственной  власти.

Когда раскрыта «сущность» государства – определено его социальное назначение, отличие  от догосударственной организации  общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает  задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.

Форма государства  является непосредственным выразителем  его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

Исследовать государство с точки зрения его  сущности означает выявить волю и  интересы, каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь  выражает и защищает. Рассматривать  государство под углом зрения содержания означает установить, как  и в каких направлениях, оно  при этом действует. Изучить же государство  с точки зрения его формы, – это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

В реальной жизни наблюдается необычайное  разнообразие форм государства. Каждое государство по своему закрепляет систему  государственных органов, их полномочия и связи друг с другом и населением. Так все современные государства  имеют представительные (законодательные) органы, однако вряд ли найдутся хотя бы два полностью идентичных органа. Парламент Франции состоит из двух палат, законодательная деятельность которых значительно ограничивается деятельностью правительства. Парламент Италии также состоит из двух палат, но имеет более широкие законодательные полномочия по сравнению с парламентом Франции и к тому же избирает президента республики. Парламент Греции также избирает президента, имеет широкие полномочия в сфере законотворчества, но является однопалатным.

На форму  государства влияют разнообразные  политические, экономические, социальные и иные факторы. Особое значение имеет  классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства.

В современных  условиях активные действия рабочего класса и других трудящихся за свои права, сказываются на политическом режиме государства, способах осуществления  государственной власти и его  взаимодействии с населением, наличии  у всех граждан той или иной части прав и свобод, закрепленных нормами международного права и  конституцией страны.

Форма государства  в известной степени зависит  от традиций в истории развития страны, а также от борьбы органов государства за власть, за право принимать решения по основополагающим вопросам жизни и деятельности государства и общества.

На форму  государства заметное влияние оказывают идеологические установки партий и социальных слоев, осуществляющих государственную власть, позитивный опыт других государств, а также научные разработки проблем организации и деятельности государства.

правление государственный  политический устройство

 

2. Форма правления

2.1 Монархия

 

Форма правления  – система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношение между  собой, порядок образования. Форма  правления определяет: систему организации  высших органов государственной  власти; порядок образования данных органов и сроки их деятельности; их компетенцию, порядок их взаимоотношений.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

– как создаются высшие органы государства и каково их строение;

– какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

– как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

– в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия  – эта такая форма правления, при которой верховная государственная  власть формально или реально  принадлежит единоличному правителю  – монарху, занимающему свой пост по наследству. Основными юридическими свойствами классической монархической  формы правления являются: пожизненное  пользование власть. Главой государства (царь, король, император, шах); занятие  престола по наследству или по праву  родства; юридическая безответственность монарха.

Монархическая форма правления – весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы, тех или иных социальных классовых движений.

Как форма  правления монархия имеет длительную историю. Одной из первых разновидностей была восточная деспотия в государствах Азии и Древнего Востока (Вавилон, Индия, Египет). Царь или фараон нередко  обожествлялся.

Монархия  характеризуется тем, что монарх получает верховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не несет  никакой ответственности за результаты своего правления. В разных странах  устанавливается различный прядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников  и т.д.). Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения.

Монарх  имеет бессрочную и пожизненную  власть. Это отнюдь не означает, что  только естественная смерть монарха  может прервать его полномочия. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливается  заранее.

Монархия  обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции  государственного управления: учет труда  и распределение его результатов, создание страховых взносов (фондов), организацию совместных работ (ирригационные, культовые сооружения), ведение войн и защиту от нападения, создание информационных служб, религиозно-культовые отправления, взимании налогов, дани и т.п.

Монарх  в правильном режиме правления решал  вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной  власти. Среди его советников на ранних этапах этой формы правления было много предсказаний, пророков, культовых служителей.

Монарх  осуществляет единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства, как  упоминалось, ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходилось  принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима). Это означает, что даже при распределении  полномочий, сфер управления между  различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его  достойным своего внимания. Он –  высшая власть в государстве.

Монархию  как форму правления весьма красноречиво характеризуют не только юридические, но и социально-психологические  признаки. Монархия основана и держится на патриархальном сознании, представлении, что «каждый за себя, один царь –  за всех», признании неравенства  людей, их ранжированное по имущественному положению, званию, месту в социальной иерархии. Монархическая власть сопровождается доверием к монарху, провозглашением  верности и любви к нему, надеждами  на доброго царя-батюшку. Вместе с  тем монархия держится и на принуждении, жестокой дисциплине и субординации, наконец, монархическое сознание в  целом является консервативным. Ему  свойственны терпение, желание сохранять  существующие традиции, установившиеся нормы поведения.

Монархии  бывают двух видов: абсолютные и ограниченные.

Абсолютная  монархия – форма правления, при  которой вся полнота государственной  власти – законодательной, исполнительной и судебной – сосредоточена в  руках монарха. Действия монарха  никому не подконтрольны. Случилось, однако, что монарх, формально обладавший неограниченной властью, испытывал  давление со стороны своего окружения. Но это не меняло сущности абсолютной монархии. В современном мире абсолютными монархиями являются некоторые государства Ближнего Востока, например Саудовская Аравия, а также разновидность абсолютной монархии – теократическая монархия, при которой монарх представляет и светскую и религиозную власть, например Ватикан.

Ограниченная  монархия – форма правления, при  которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом  либо особым правовым актом – конституцией. Разновидности ограниченной монархии:

  1. сословно-представительная (например, Россия до XVII в.);
  2. дуалистическая, характеризующаяся сосредоточением в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит вся полнота исполнительной власти. Такая форма монархии имела широкое распространение в период становления и развитии буржуазных отношений (Германская империя, Италия в конце XIX – начале XX в.). В настоящее время дуалистическими монархиями являются Марокко и Иордания;
  3. парламентарная, где власть монарха значительна ограничена. Законодательная власть принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Монарх выполняет представительские функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы. Однако фактически власть монарха является символической, самостоятельная его деятельность невозможна без согласия парламента. Главой государства является не монарх, а глава правительства. Парламентарная монархия существует во многих современных государствах (Великобритании, Бельгии, Швеции, Дании, Японии и др.), что доказывает ее жизнеспособность;
  4. конституционная, в которой полномочия монарха ограничены конституцией (например, Великобритания).

Информация о работе Формы политического режима