Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 03:11, контрольная работа
Культура в широком смысле этого слова включает в себя всю совокупность моделей деятельности людей, закодированных в их предметной среде, духовных представлениях и стандартах поведения. Наиболее важная из этих моделей – социокультурная, ведь общество как социальная система воспроизводится через особый ценностно-нормативный механизм солидарности. А поскольку политическая деятельность занимает центральное место в интеграции общества, то политическая культура также будет в центре совокупного механизма общественной интеграции.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………
5
1
Сущность политической культуры и ее компоненты…………………
11
1.1
Содержание политической культуры…………………………...……...
15
1.2
Функции политической культуры ……………………..………………
17
2
Проблемы формирования политической культуры…………………...
20
2.1
Политическая культура российского общества ………………………
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
В процессе политической социализации людей происходит их взаимодействие с обществом, а социальным механизмом, обеспечивающим эту связь, является политическая культура общества. Главными агентами политической социализации выступают различные общественно-политические институты: семья, школа, церковь, средства массовой коммуникации, политические партии и движения и пр.
Формирование политической культуры личности происходит при помощи социального механизма, который представляет собой систему взаимодействующих элементов и звеньев. Первым из этих звеньев является политический опыт.
Личность формируется, усваивая определенную часть того опыта, который накапливается в политической культуре общества или группы. Прежде всего, человек усваивает нормы, стереотипы и образцы политических ценностей.
Формой выражения политического опыта является политическая традиция. Политическая традиция – это особый вид социально-политической нормы. Она придает специфическое историческое, национальное, социальное содержание политическим ценностям.
Важным звеном механизма формирования политической культуры является образование, которое подразумевает построение системы знаний о социальной жизни и в этой связи о закономерностях политической жизни.
Наиболее эффективным средством преемственности и трансляции политического опыта и знаний являются язык и политическое сознание, которые выступают в качестве информационной системы, интегрирующей, систематизирующей и моделирующей в своих нормах, ценностях и критериях социально-политические отношения. Изменения в политическом сознании формируют у личности определенный тип политического мышления.
Процесс формирования политической культуры идет практически на протяжении всей жизни человека. Учеными разработаны критерии, с помощью которых можно измерить уровень политической культуры конкретной личности на данном временном отрезке. Это эмпирически проверяемые показатели, т. Е. измерение происходит при помощи методов конкретного социологического исследования.
По мнению некоторых современных политологов, высокий уровень политической культуры может быть лишь у тех, кто непосредственно участвует в политике, и чем более активно это участие, тем уровень политической культуры выше. Вряд ли с этим можно согласиться, во-первых, потому, что, как показывает практика, далеко не все люди, добровольно и сознательно включающиеся в политику, обладают высоким уровнем политической культуры; во-вторых, потому, что все люди не обязаны заниматься политикой, это удел, прежде всего профессионалов.
Всплеск политической активности граждан проявляется чаще всею периодически во время голосований (избирательной кампании) или как форма выражения недовольства чем-либо в политике властей. Вот в эти моменты наиболее ярко проявляется уровень политической культуры граждан. Поэтому критерий сформированности политической культуры индивидов можно определить не как степень регулярного участия в политике, а как возможность и готовность принять в ней участие цивилизованными методами по мере необходимости.
Проблема формирования политической культуры наиболее актуальна в отношении молодого поколения (старшеклассников, студентов и др.), поскольку молодежь находится в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем веяниям, влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит.
Молодежь нашей страны вырастает сейчас в обстановке свободы выбора, чего раньше не было, в том числе и выбора политических ценностей, пристрастий и идеалов; этот выбор сделать очень не просто. Произошли ломка многих представлений, крушение легенд, старых стереотипов. В этих условиях обществом и общественными институтами должны быть предприняты некоторые шаги практического характера, направленные на решение проблем формирования политической культуры молодого поколения.
Во-первых, формировать политическую культуру можно лишь на основе глубоких знаний о политике. Наука о политике является достижением мировой цивилизации и изучается в большинстве гуманитарных учебных заведений мира.
В нашем обществе необходимо создать больше возможностей и условий для ее изучения, но делать это надо ненавязчиво, иначе неизбежна отрицательная реакция. Элементы этой науки можно органично вплести в школьную программу (в обществоведческий цикл), в программы вузов, для желающих возможна организация углубленного изучения.
Знания о политическом процессе можно нести через такие формы, как “круглые столы”, диспуты, дискуссии по актуальным вопросам политики, политклубы и др. Важно, чтобы это были не навязываемые извне формы работы, а добровольно организованные и поддержанные молодежью, интересные для нее. Ясно одно — политическая культура может сформироваться только на базе знания о политике как о социальном явлении.
Во-вторых, формировать политическую культуру можно лишь на основе плюралистического подхода. Общаясь с молодежью, желательно показывать разнообразие существующих мнений, взглядов, теорий, точек зрения на важнейшие вопросы социальной жизни. Только так можно сформировать у нее такие качества, как уважение к чужому мнению, толерантность, готовность к диалогу и компромиссу.
Общественные институты, занимающиеся формированием политической культуры (средства коммуникации, система образования, семья и др.) обязаны помочь молодежи разобраться в многообразии политической информации, отделить существенное от несущественного, помочь приобрести устойчивые политические ценности, воспитать способность к выработке собственного мнения, умение самостоятельно политически мыслить.
В-третьих, современная молодежь стремится к объединениям, к формальным и неформальным организациям, что вполне естественно, и создает их. Лучше, когда инициатива в этом деле исходит от нее самой. Представителям старшего поколения здесь важно проявлять лояльность и гибкость, поддерживать позитивные ростки, помогать молодым людям корректировать или изменять (если надо) вектор деятельности их движений от направленности “на себя” к направленности “на вне” (на общество, его проблемы). И само это уже будет способствовать выработке определенного отношения к обществу и станет одним из факторов формирующейся политической культуры.
В-четвертых, проблема политической культуры тесно связана с проблемой нравственности. Бытует мнение, что нравственность в политике проявляется иначе и даже противоположна тому, как это принято в межличностных отношениях. Вряд ли это верно: нравственные принципы одинаковы для всех сфер жизни и особенно важны в политике. Человек, включающийся в политический процесс, должен иметь адекватные представления о добре и зле, о верности и чести, о сострадании и помощи и др. Поэтому формирование нравственной и политической культуры молодежи должно осуществляться как единый процесс.
2.1. Политическая культура российского общества
Рассмотрение этого вопроса связано с выявлением особенностей современной политической культуры. При этом надо иметь в виду, что в России веками ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма, воплощавшие приоритет семьи, общины, сословия, государства перед целями и ценностями отдельной личности.
Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие. Важно понять, что заидеологизированность мышления большинства граждан России, определяющая непримиримость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись препятствием освоении опыта демократического развития других стран. В идеологизированном обществе политики выражали лишь один интерес - интерес государства. Участие в: политике, возможно, было только на стороне государства, только в борьбе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению в политике принципа "кто не с нами - тот против нас".
Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (от лат. etat - государство) - вера в государство, доминирование государства, при котором общество занимает подчиненное положение по отношению к государству.
В современный период важным условием демократического развития российского общества является освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Вместе с тем процесс этот длительный, проходящий через этап фрагментарной модели политической культуры. Политическая культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности создает крайнюю неустойчивость общественных отношений, обусловливает падкость на обещания, повышенную восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупность институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.
Завершая работу можно прийти к выводу, что политическая культура принадлежит наряду с политической психологией и этикой к важнейшим сторонам гуманитарного измерения политики. Ее можно определить как внеинституциональную систему, охватывающую политические традиции, политические ценности и установки практического политического поведения. Понятие политической культуры активно используется в тех случаях, когда нужно объяснить, почему одни и те же политические институты по-иному работают в разных странах, почему те или иные политические новации и заимствования в одном месте прививаются легче, в другом - труднее. Человек не является автоматически действующим механизмом, он всегда - активный интерпретатор осваиваемых или навязываемых ему ролей. Источником таких интерпретаций и является культура.
Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.
Ставя проблему современной политической культуры, необходимо учитывать завоевания культурной антропологии, этносоциологии, сравнительной политологии - научных направлений, утверждающих новую, релятивистскую парадигму. С этих позиций открывается та истина, что разные культуры способны добиваться сходных результатов разными путями и метод
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
учеб. по-обие для вузов / Независимый открытый ун-т; Под ред. А.В. Миронова, Ю.А. Северова, В.А. Варывдина. - М.: Социал.-полит. журн., 1998. - 288 с.
1994. - 400 с.
- М., 1994.
М.: Академический проект, 2001.