Функции современного Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:35, реферат

Описание работы

Актуальность темы предопределена современными тенденциями общественно-политического развития России, т.к. при развитии на определенном этапе функции государства могут изменяться.
Вопрос о функциях государства является одним из важнейших в общей теории государства. Это обусловлено тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…..3
1 Понятие и классификация функции государства…………………………....5
2 Внутренние функции Российского государства………………………….....9
3 Внешние функции Российского государства……………………….…..….16
Заключение…………………………………………………….…………….…20
Библиографический список…………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

реферат право.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...…..3

1 Понятие и классификация функции государства…………………………....5

2 Внутренние функции Российского государства………………………….....9

3 Внешние функции Российского государства……………………….…..….16

Заключение…………………………………………………….…………….…20

Библиографический список…………………………………………………...22

 

Введение

 

Российская Федерация  – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления1. Самой большой ценностью в государстве является человек. Обеспечение прав и свободы является обязанностью государства.

Для обеспечения этих прав и свобод государство использует определенные средства и методы. В данной работе я хочу рассмотреть функции государства

Функция государства  – особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом.

Актуальность темы предопределена современными тенденциями общественно-политического  развития России, т.к. при развитии на определенном этапе функции государства могут изменяться.

Вопрос о функциях государства является одним из важнейших  в общей теории государства. Это  обусловлено тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение.

Как явление социальной жизни государство характеризуется чрезвычайным многообразием непосредственно наблюдаемых и воспринимаемых проявлений. Это обусловлено как разнообразием задач, решаемых государством в различных областях жизни общества, так и разнообразием органов, форм, методов и средств осуществления государственной деятельности. При этом различные направления деятельности государства определенным образом взаимодействуют между собой, а все они вместе, так или иначе, зависят от множества факторов внутренней и внешней жизни общества.

Все это делает государство  весьма сложным социальным явлением, путь к познанию сущности которого проходит прежде всего через познание его функций.

Данная тематика получила достаточно широкое отражение, как  в научной, так и периодической  литературе. Основным источником остаются нормативно-правовые акты – Конституция РФ, процессуальные кодексы. Данной проблемой занимались следующие авторы: М.В. Баглай , С.В. Бабаев , В.К. Бабаев , Н.В. Черноголовкин , М.И. Пискотин , С.И. Нефедов ,

Л.И. Наск , Л.А. Морозова и другие.

Прежде чем начать описывать особенности Российского  государства, необходимо дать теоретическую  характеристику понятию функции  государства.

 

1 Понятие и классификация  функции государства

В  философии  под  функциями понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории "функции государства". Под ними подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства: его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства. Однако все единодушно признают, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Возникнув как продукт  общества, государство становится по отношению к нему управляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство ни в коем случае не есть нечто инертное, оно всегда действует, и действует очень энергично. Это активное, деятельное начало является способом его существования. Оно задано самой природой государства, его сущностью. Государство есть организация власти экономически господствующих политических сил. В этой связи представляет интерес вопрос о степени его активности.

В условиях эксплуататорских обществ активность государства возрастает вместе с обострением социально-классовых конфликтов, оно стремится предотвратить назревающие взрывы различными мерами, а затем усиливает их, вплоть до военного подавления угнетенных классов.

С точки зрения влияния  на экономические отношения государство играет двоякую роль: содействует развитию господствующего экономического базиса или тормозит развитие новых экономических отношений, вызревающих в недрах отживающих. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду экономически изживших себя, но еще политически господствующих сил. Так было в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.

Каждая функция государства  имеет предметно-политическую характеристику, ибо ее содержание показывает, что является предметом их деятельности, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Функции государства  обычно классифицируются по следующим  основаниям:

1. По сферам деятельности государства: внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение задач внутри страны, а внешние характеризуют деятельность государства на международной арене, в отношениях с другими государствами.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции:  обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.) .


2. По значимости (важности) для государства и общества: главные (основные) и неглавные. Все функции, без которых государство не может обойтись, являются для него необходимыми, но на определенном, этапе развития государства или при своеобразной, может быть, экстремальной ситуации та или иная функция может стать главенствующей, приоритетной по сравнению с другими. Именно так произошло с функцией обороны нашего государства в период Великой Отечественной войны. Во время экологических катастроф в той или иной стране важнейшей (главной) функцией может стать природоохранительная (экологическая) функция государства. Бесспорно, что в нашей стране на сегодняшний день одной из главнейших функций является экономическая функция государства.

3. По времени (продолжительности)  существования — постоянные, и временные. Постоянные функции присущи государству на всем протяжении его существования. На определенном этапе его развития они могут быть в зачаточном состоянии, но тем не менее они есть. Примером может служить социальная функция, которая в рабовладельческом и феодальном государствах едва просматривалась.

Временные функции присущи  государству на том или ином этапе его развития или при определенной ситуации. Применительно к Советскому государству в качестве такой функции называют функцию подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, появившуюся после Октябрьской революции 1917 года и утратившую свое значение к середине пятидесятых годов двадцатого столетия. Примером временной функции может служить, по-видимому, функция контроля за мерой труда и мерой потребления в советском обществе. Обусловленная принудительностью труда и скудным потребительским рынком, она наибольшее развитие получила в суровых условиях Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Временной следует считать и функцию «ночного сторожа», присущую раннебуржуазному государству, когда оно мало вмешивалось в экономику, а лишь обеспечивало охрану частной собственности и правопорядка.

Функции государства  — это направления деятельности, но не сама деятельность. Деятельность по осуществлению функций наполняется  конкретно-историческим содержанием, причем в процессе реализации складывается их конкретное соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других).

Реализация функций  осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и  связи между ними определяются функциями государства. Функция всегда первична по отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция - это идея,  необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация - это та материальная сила, которая воплощает  данную идею, материализует ее. Государственная функция - это очень широкое направление деятельности и она не может быть реализована какой-то одной государственной организацией. Каждая из государственных организаций в отдельности имеет свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от государственных функций. Функции государства выполняются своей совокупностью государственных организаций.

 

 

 

 

 

 

2 Внутренние  функции Российского государства


Представляется весьма затруднительным привести исчерпывающий  перечень функций государства, а тем более отдать предпочтение какой-либо из них. Функции государства имеют свойство меняться, выступать на первый план в определенные исторические периоды, предаваться забвению и прочее. Как отмечает Л.А. Морозова, функции государства можно определить как «Основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов»2.

Учитывая многообразие аспектов систематизации и освещения  функций государства, важно отметить, что одна из функций государства обладает несомненной стабильностью (с точки зрения своего существования) и одновременно изменчивостью, проявляющейся в широком диапазоне своего содержания. Речь идет об экономической функции государства.


Экономическая функция    

Она заключается в  обеспечении нормального функционирования и развития экономики, в том числе  посредством охраны существующих конституционных  форм собственности. С принятием  Гражданского кодекса РФ создана  правовая основа рыночной экономики, экономической свободы человека, партнерских отношений между государством и гражданином.     

 В отношении особо  важных отраслей экономики, таких  как энергетика, атомная, оборонная  промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.    

 Государственная программа  по развитию экономики предусматривает  также финансирование программ  научно-технических и промышленных  исследований, особенно в области  перспективных и приоритетных направлений.     

 Вместе с тем недостаточно  внимания уделялось развитию  отечественного промышленного и  сельскохозяйственного производства.     

 Как показала практика, оздоровление  и последующее реформирование  всей хозяйственной и финансовой жизни России непосредственно связано с усилением роли государства, его экономической функции (как это было, например, при президенте Рузвельте – в США, при канцлере Эрхарде – в ФРГ).    

 Социальная функция      

 Она проистекает  из предпосылки, что, как записана в статье 7 Конституции, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.»    

 Содержание этой функции  многозначно: государство признано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимум размера оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; устанавливать государственные пенсии и пособия и т.д.    

 Важные стороны социальной  функции государства составляют  так же смягчение и преодоление  таких издержек нынешнего переходного  периода, как бедность, рост безработицы,  стабилизация уровня жизни населения.     

 Правовому обеспечению социальной  функции служат Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», указы Президента «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения» и т.п.    

 Однако осуществление данной  функции государства еще не отвечает предъявляемым к ней требованиям.  В обстановке систематических задержек заработной платы, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения.  Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, - первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.     

 Функция развития культуры, науки и образования       

 Эта функция сложилась  вместо ранее осуществляющей  культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии.  В отличие от прежней, нынешняя функция развития культуры, науки и образования основывается на признании Конституции Российской Федерации (ст.13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.  Статьей 44 Конституции «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности.    

Информация о работе Функции современного Российского государства