Государственная
идеология как система концептуально
оформленных идей, представлений
и взглядов на политическую жизнь, которая
отражает интересы, мировоззрение и
идеалы государства и общества, играет
важнейшую определяющую роль в развитии
страны. Идеология необходима государству
на каждом этапе его строительства,
так как она заключает в
себе огромный потенциал интеграции
общества, социализации личности и
самоидентификации государства
в мировом сообществе.
Как
и другие страны переходного периода,
Казахстан с обретением независимости
столкнулся с проблемами определения
новой государственной идеологии.
Условно процесс формирования основ
новой идеологии Казахстана можно
разделить на три основных этапа.
Первый этап (1991–1995 гг.) характеризовался
разрушением старой идеологической
системы и определением контуров
новой государственной идеологии.
В СССР на протяжении многих
десятилетий не существовало
иной идеологии, кроме коммунистической,
которая была представлена соответствующими
институтами. Именно в силу того, что идеология
имела значительный вес в политической
жизни, а также оказывала существенное
влияние на процесс принятия политических
решений, она стала одним из главных дестабилизирующих
факторов. Перестроечные процессы, непосредственно
затронувшие духовную сферу, привели общество
в замешательство. Рушился формировавшийся
десятилетиями образ мира, следствием
чего стала массовая дезориентация, утрата
идентификации как на индивидуальном
и групповом уровнях, так и на уровне общества
в целом.
На этом этапе шло постепенное
разрушение идентификационных ценностей
советской политической системы.
На формирование идентификационных
предпочтений жителей страны
большое воздействие начинали
оказывать их национально-этнические
ориентации. Одновременно происходил
отказ граждан от их идентификации
с существовавшими ранее крупными
институтами советской системы:
коммунистической партией, комсомолом
и политическим строем в целом.
В связи с появлением новых
общественно-политических движений
и организаций происходила дифференциация
интересов.
Наряду с разрушением старой
системы, в данный период активно
создавалась новая политическая
система. При этом вопрос стоял
о переоценке роли идеологии
не только во властных отношениях,
но и в трансформации отношения
к ней как к инструменту,
обеспечивающему сплачивание и
направление политической воли
людей. Кроме того, Казахстан находился
на сложном транзитном этапе,
при котором любое общество
испытывает трудности в определении
идеологии.
Провозглашение Казахстаном государственного
суверенитета и связанные с
этим новые социально-политические
реалии вызвали значительную
трансформацию самосознания общества
и его граждан. В этот период
принципиально меняется угол
зрения на мир, народ и его
историю и предпринимаются попытки
дать направление идеологическому
развитию общества.
В связи с этим в 1992 г.
была обнародована «Стратегия
становления и развития Казахстана
как суверенного государства», а
в 1993 г. подготовлена и озвучена
концепция «Идейная консолидация
общества как условие прогресса
Казахстана», в которой были
выделены следующие цели и
направления:
• обеспечение стабильности и
межнационального согласия как
непременного политического условия
успешного осуществления реформ;
• развитие общества, обеспечивающего
достаточный уровень благосостояния
всех граждан;
• развитие этнической самобытности
и сохранение национально-культурного
многообразия Казахстана;
• углубление демократических
преобразований, обеспечение плюрализма
в политике.
Данные концепции, по сути, являлись
одними из первых документов,
в которых делалась попытка
сформулировать основные идейные
направления Казахстана на тот
период.
Таким
образом, на данном этапе становления
идеологии страны с одной стороны,
наблюдался кризис политической системы
прекратившего свое существование
СССР. С другой, появились новые
идентификационные ориентиры, связанные
с обретением Казахстаном независимости,
началом перехода к рыночной экономике.
Второй этап (1995–1997 гг.) характеризовался
внедрением в общественную жизнь
либерально-демократических ценностей
и активным обсуждением в стране
проблем формирования государственной
идеологии Казахстана. На данном
этапе происходила системная
либерализация общественно-политической
жизни, выражавшаяся в установлении
частной собственности, открытии
возможностей для занятий предпринимательством,
создании условий для политического
самовыражения, развития неправительственных
организаций, негосударственных
средств массовой информации (СМИ)
и т.д.
Либеральные процессы позволили
в кратчайшие сроки наполнить
политическое развитие страны
новым содержанием и определить
дальнейшие направления осуществления
политических реформ.
Наряду с активной демократизацией
общества, в стране широко шел
поиск национальной идеи.
В поиске предстала дилемма
– должна ли быть новая идеология
государственной или она должна
быть национальной?
Сторонники первого подхода свою
точку зрения обосновывали тем,
что в реальности каждое государство
имеет свою государственную идеологию.
Представители второго подхода
под национальной идеологией
понимали систему взглядов и
теорий, которая порождается в
многонациональном государстве.
Вместе с тем ее определяли
как идеологию коренной нации
в многонациональном государстве.
В случае отнесения национальной
идеологии в ранг государственной
они предлагали при ее разработке
учитывать интересы всех этносов,
не замыкаясь только лишь в
национальных рамках. Согласно их
точке зрения, в основу национальной
идеологии должны быть положены
либеральные идеи западных мировоззрений,
которые будут восприняты казахстанской
общественностью с пониманием. В
свою очередь, отмечалось, что
определенное место в новой
идеологии должны занимать народные
традиции. В конечном счете, главным
проблемным узлом дискуссий стал
поиск объединяющей идеи.
Несмотря на ряд неудач в
попытке сформулировать основные
принципы новой идеологии, в
республике были определены некоторые
ключевые ценности, на которых
могла бы базироваться политическая
идеология. Это демократические
ценности – права и свободы
человека, правовое государство,
многопартийность, плюрализм, гибкая
социальная политика в сочетании
с рыночной экономикой, патриотизм.
Закрепление статуса независимости
в республике сопровождалось
рядом разнообразных реформ. Постепенно
назревала необходимость выработки
и реализации идеологии, которая
стала бы системообразующим фактором
новых общественных реформ.
Для решения вопросов, обозначившихся
в духовно-идеологической сфере,
был создан Национальный Совет
по государственной политике
при Президенте Республики Казахстан,
основной задачей которого стала
выработка концептуальных основ
государственной политики. В работе
Совета на общественных началах
участвовали известные ученые, писатели,
политики республики. Основными
направлениями деятельности Совета
были оценка современного состояния,
тенденций развития и вероятных
перспектив социально-политических
процессов, формирование системы
государственных ценностей, адекватных
статусу независимого государства.
Принятая в 1995 г. на очередном
заседании Совета «Концепция
становления исторического сознания
в Республике Казахстан» стала очередной
попыткой в определении идеологической
основы государства.
В концепции были обоснованы
принципы и подходы к историческому
воспитанию молодого поколения.
Одними из основополагающих были
названы следующие: осторожный
подход при оценке тех или
иных событий, ненавязывание какой-либо
точки зрения, отход от идеологических
догм.
На данном этапе в казахстанском
обществе существовало два подхода
к определению государственной
идеологии: с одной стороны,
это возврат к прошлому, обращение
к традициям; с другой стороны,
это способность к развитию, изменению,
наполнению новым историческим
содержанием.
Безусловно, в условиях Казахстана,
переживающего транзитный период,
подобное смешение было неизбежно.
Кроме того, как показывают многочисленные
примеры, успешная идеологическая
модернизация почти всегда выдвигает
в центр категории традиции, а
затем делает их содержательными.
Однако в этом есть и положительные
моменты, с помощью традиций
можно сохранить цивилизационное
наследие в качестве бесценного
духовного источника для политической
и идеологической рационализации,
отвечающей нынешним и будущим
задачам.
Третий этап (1997 г. – по настоящее
время) характеризуется новым
толчком в формировании идеологической
основы развития Казахстана.
На данном этапе политических
преобразований в Казахстане
увеличивается потребность в
дальнейшей демократизации политической
системы, выработке системного
подхода к осуществлению дальнейших
политических реформ и придании
им динамизма. При этом потребность
начала приобретать все более
оформленный системный характер.
В 1997 г. Президентом Н. Назарбаевым
была озвучена Стратегия развития
Казахстана до 2030 г., которая четко
определила основные направления
идеологического развития страны
на долгосрочный период. Стратегия
«Казахстан – 2030» стала концептуальным,
стратегическим и программным
документом государства, который
послужил мощным толчком в
формировании государственной идеологии
Казахстана.
В Стратегии была осуществлена
попытка осмысления и определения
роли государства в решении
экономических, социальных, политических
и идеологических проблем. Особое
внимание было уделено трансформации
массового сознания, при этом
основной упор делался на молодое
поколение, учитывая их высокую
степень адаптированности к новым условиям.
Также в Стратегии были заложены основы
национальной идеи Казахстана, которая
может быть сформулирована как построение
независимого, процветающего и политически
стабильного государства, базирующегося
на национальном единстве, социальной
справедливости, экономическом благосостоянии
населения.
По сути, Стратегия «Казахстан
– 2030» – это документ, который
четко обозначил основные направления
государственной политики, пути
и методы их достижения, что
позволило планировать все действия
власти в центре и на местах,
придало им целенаправленный, системный
и последовательный характер. Самое
главное: Стратегия в определенной
степени способствовала мобилизации
и консолидации казахстанского
общества.
Дальнейшие Послания Президента
народу Казахстана шли в русле
Стратегии «Казахстан – 2030»,
способствуя постепенному достижению
основных приоритетов развития
Казахстана.
В этом контексте программным
документом, содержащим важнейшие
идеологические направления развития
государства на среднесрочный
период, является Послание Президента
2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана
в число 50-ти наиболее конкурентоспособных
стран мира», в рамках которого
представлен целостный подход
к реформам экономических, политических
и общественных институтов. Послание выступает
источником дальнейшего формирования
и конкретизации основных идеологических
векторов, избранных Казахстаном еще на
заре независимости.
Стратегия вхождения Казахстана
в число 50-ти наиболее конкурентоспособных
стран является программным, стержневым
документом для проведения идеологической
работы по всем основным направлениям
развития государства на среднесрочный
период. Фактически охватывающая
все стороны жизни страны и
учитывающая глобальные тренды,
данная стратегия является идеальной
основой для общегосударственной
идеологии. Кроме того, благоприятная
экономическая ситуация на современном
этапе создает все необходимые
условия для дальнейшего формирования
государственной идеологии.