Государственная молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 03:47, реферат

Описание работы

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того, чтобы эффективно построить работу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Современное понимание государственной молодежной политики 5
1.1 Молодежь как основа существования государственной молодежной политики 5
1.2 Сущность современного понимания государственной молодежной политики 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 36.56 Кб (Скачать файл)

     Согласно  принятым законодательным и подзаконным  актам под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных  условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и  инициатив. Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение  социально-экономического, политического  и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

     Объектом  государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые  семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные  органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также  сами молодые граждане.

     Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных  организаций. При этом реализация государственной  молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

     - принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

     - принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

     - принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

     - принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансирована мероприятий в области молодежной политики. Основными направлениями осуществления государственное молодежной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий для физического и духовного развития молодежи; поддержка деятельности молодежных объединений и содействие международным обменам[6;329-330].

     Цель  молодежной политики заключается в  создании благоприятных экономических  и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни  молодежи популяции (не в ущерб жизнедеятельности  других групп и слоев общества). Данная цель определяет две взаимосвязанные  задачи: создание объективных условий  для цивилизованного социального  становления и развития подрастающего  поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных  условий для инновационной, самостоятельной  деятельности молодежи в различных  сферах общества и в интересах  самого общества; практической отработки  новых общественных отношений и  форм жизнедеятельности молодежи (как  субъектов политики).

     Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь - важнейший субъект  этого направления государственной  деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остаются коренной проблемой  государственной молодежной политики.

     Очевидно, что молодежь имеет мощный инновационный  потенциал. Признавая необходимость  материальной и духовной поддержки  молодежи, предоставления ей льгот  в силу недостаточной социальной защищенности и сложных стартовых  условий, ориентиры современной  молодежной политики направлены и на содействие молодым людям в самоорганизации  и самореализации.

     Вместе  с тем, инновационный потенциал  молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может  носить как конструктивную направленность, так и деструктивную, в ущерб  государству в целом, в том  числе и самой молодежи. Мероприятия  государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности. Молодежная политика призвана способствовать формированию потребности молодежи в общественном служении, в понимании  своей ответственности за сегодняшний  день общества и его будущее.

     Реализация  государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических  и организационных условий и  гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку  молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив.

     ГМП отражает стратегическую линию государства  на обеспечение социально-экономического, политического и культурного  развития России, на формирование у  молодых граждан патриотизма  и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

     Стратегические  цели государственной политики направлены на:

     - создание основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа;

     -укрепление  демократического правового государства  и развитие гражданского общества;

     - кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики;

     -утверждение  статуса России в мировом сообществе  как великой державы в области  образования, культуры, искусства.

     Помимо  правовых аспектов становления и  реализации ГМП проблемными остаются вопросы ее финансового обеспечения. Практика реализации ГМП показал? недостаточность  финансовых средств для решения  поставленных задач. Так, например, за полных пять лет реализации программы 1995-1999 гг. фактическое финансирование из федерального бюджета составило  от утвержденных в бюджете объемов - 65,8%, от расчетной потребности - 21,2%. Эти данные показывают, что на всем протяжении 90-х годов наблюдалась крайняя незаинтересованность федеральных органов исполнительной власти в продвижении вперед на этом направлении, отбрасывание задач развития потенциала российской молодежи и поддержки ее социально незащищенных групп на периферию внутренней политики государства.

     Общий объем необходимых финансовых средств  для реализации программы «Молодежь  России (2003-2008 годы)» составляет 4034,89 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 334,89 млн. руб., из бюджетов субъектов  РФ - 3680,3 млн. руб. Сложилось положение, когда значительные финансовые средства на осуществление ГМП привлекаются по смежным направлениям деятельности, в частности это касается строительства  жилья, решения вопросов занятости, организации летнего отдыха и  т. д.

     Основным  источником финансирования региональной молодежной политики стали бюджетные  средства субъектов РФ. Вместе с  тем, при осуществлении государственной  молодежной политики следует шире использовать материальную базу учреждений образования, здравоохранения, культуры, труда, физической культуры и спорта, шире применять  практику совместного использования  учреждений, принадлежащих разным ведомствам или собственникам. Финансово-экономическое  обоснование реализации государственной  молодежной политики вытекает из концептуальной направленности на развитие личности молодого человека, укрепление его  жизнестойкости, поощрение творческого  и высокоэффективного труда.

     Анализ  итогов осуществления государственной  молодежной политики в России показывает, что на социальной эффективности  этой деятельности негативно сказались  организационные перемены в функционировании федерального органа, отвечающего за реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации, и  кадровые перестановки. Преобразование в 2003 году федерального органа исполнительной власти по реализации государственной  молодежной политики, функции которого по межотраслевой координации и  регулированию молодежной политики в настоящее время осуществляет Департамент по молодежной политике Министерства образования России, изменило в очередной раз организационный  механизм управления и сказалось  на эффективности реализации федеральных  задач в этой области, на решении  социальных проблем молодежи.

     В условиях современного федеративного  устройства наглядно проявляются два  уровня ГМП с определенной спецификой ее реализации: федеральный, региональный, дополняемые муниципальной молодежной политикой. При углублении самостоятельности  регионов складывается территориальный  опыт, сочетающий общее и единичное - всероссийский подход к решению проблем молодежи и особенности, возможности, специфику регионов; создается региональная нормативно-правовая база.

     Принятие  с середины 1990-х годов в более  чем 50 регионах России законов о  государственной молодежной политике, о молодежи, о государственной  поддержке молодежных и детских  общественных объединений существенно  изменило подход субъектов Российской Федерации к практическому решению  проблем молодежи.

     В настоящее время фактически каждый субъект Российской Федерации располагает  нормативными правовыми документами  различного уровня, определяющими содержание работы с молодежью, систему мероприятий  по реализации государственной молодежной политики. Элементом нормативного обеспечения  и управления реализацией государственной  молодежной политики стали комплексные  программы "Молодежь", принятые во многих субъектах Российской Федерации.

     Только  при осознании всеми заинтересованными  сторонами государственной молодежной политики в качестве приоритетной сферы  социальной политики в Российской Федерации, при условии совместной целенаправленной работы станет возможным решение  проблем молодых россиян, привлечение  нового поколения к активной созидательной  политической, культурной, социально-экономической  жизни страны. [19] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В заключение хотелось бы сказать об актуальности исследований, связанных  с проблемами молодежи. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем  молодежи, как молодежная субкультура  и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические  исследования в области развития социальной работы с молодежью могут  помочь понять причины происходящего  в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения  того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить  к явлениям жизни современной  молодежи.

     В своей курсовой работе я рассмотрел молодежь как основу ГМП, для этого  возраста характерен период формирования устойчивой системы ценностей, становление  самосознания и формирования социального  статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать  огромный поток информации. В этот период развиваются критичность  мышления, стремление дать собственную  оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Чтобы оказать  помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и  т.д. Эти знания необходимы социальным работникам для того, чтобы эффективно построить свою работу [11; С. 278-279].

     Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь - важнейший субъект  этого направления государственной  деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остаются коренной проблемой  государственной молодежной политики.

     Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства  на обеспечение социально-экономического и культурного развития России, сформирование  у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека[6; С. 350-351]

     ГМП: является составной частью государственной  политики в области социально-экономического, культурного и национального  развития Российской Федерации и  представляет собой целостную систему  мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

Информация о работе Государственная молодежная политика