Государственная социальная помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей социальной политики Российской Федерации является
достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства- неравенство связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.
Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели - предоставление человеку минимума средств к существованию - к более высоким целям- избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и цели государственной социальной помощи .………… 6
1.1. Законодательство о государственной социальной помощи ………….. 6
1.2. Понятие государственной социальной помощи .............………………12
1.3. Цели государственной социальной помощи ...................………………21
Глава 2. Виды и размер государственной социальной помощи…………….28
2.1. Виды государственной социальной помощи ……………………………28
2.2. Размер государственной социальной помощи ...............………………...34
2.3. Периоды оказания государственной социальной помощи .……………..46
Глава 3. Получатели государственной социальной помощи .....……………..49
3.1. Получатели государственной социальной помощи ..........……………….49
3.2. Порядок назначения государственной социальной помощи………….56
3.3. Отказ в назначении государственной социальной помощи…………..58
Заключение………………………………………………………………………62
Литература…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

дипломная работа по гос. соц. помощи.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

12. Доходы от личного подсобного хозяйства не учитываются в доходе семьи, если одному из членов семьи, установлена 1 или 2 группа инвалидности, или категория ребёнок инвалид.

13. Доходы от личного подсобного  хозяйства, которое ведут две  и более семьи, учитываются раздельно по каждой семье пропорционально числу членов семьи, работающих в этом хозяйстве.

14. При исчислении дохода не  учитываются начисленные, но не  выплаченные   фактически   заработная   плата   ( денежное  вознаграждение, содержание ), денежное  довольствие и другие выплаты предусмотренные действующим законодательством.

выплаченные  фактически  заработная  плата ( денежное вознаграждение, содержание ),  денежное  довольствие  и  другие выплаты  предусмотренные  действующим  законодательством.

Можно без особого труда проанализировав  предусмотренный порядок, сделать  вывод о том, что законодатель сделал попытку законодательно закрепить все возможные виды доходов. Дабы упростить процедуру исчисления среднедушевого дохода для назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. На  первый  взгляд, можно  решить, что  законодатель  указывает  слишком  много  доходов,  но  если  человек  получает  средства  от предусмотренных  источников,  то  является  ли  он  нуждающимся  на  самом  деле.  Поэтому, правильно  предусмотрен такой  порядок  исчисления и  учёта  доходов  граждан,  дабы  предоставить  помощь  тем,  кто её  заслуживает.

Не оставил без внимания законодатель и тот вопрос, который  определяет за какой именно период необходимо представить сведения о  доходах для получения государственной социальной помощи. Данный период устанавливается им в шесть месяцев, что раньше не было определено законом. По моему мнению такой период является наиболее оптимальным, т.к. позволяет реально выявить действительно нуждающихся граждан,  и направить социальную помощь в нужные дома, отсеивая при этом сознательных иждивенцев рассчитывающих на вольную жизнь за счёт средств государства, ставя себя в один ранг с теми кто в этой помощи действительно нуждается. Не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства  сбор необходимой документации потому, что своё бедственное положение люди всегда подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным образом  урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых сведений. Кроме того за органом социальной защиты всегда остаётся право проверки данных сведений, методом комиссионного обследования.

Установил законодатель и сам порядок расчёта среднедушевого дохода семьи. Данное вычисление проводится путём деления общей суммы  дохода семьи или одиноко проживающего гражданина на 6 и на число членов семьи, если такие имеются.

Возникает вопрос почему же законодатель выбрал именно полугодовой  период, для исчисления среднедушевого дохода. Ответ прост, именно нуждающийся  человек, семья именно в длительный период не могут по независящим от них причинам найти необходимых средств для полноценного существования.

Важное значение для  установления размера оказываемой  помощи гражданам имеет также  Федеральный закон “ О прожиточном  минимуме”  от  27  октября  1997  года.  В соответствии с действующем   законодательством, минимальный прожиточный минимум состоит из потребительской корзины, а также из обязательных платежей и сборов.

Потребительская корзина - минимальный  набор продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья  человека  и  обеспечения  его  жизнедеятельности.

    В  настоящее   время,  как  отмечается  в   литературе,  потребительская   корзина  складывается  из  минимально  необходимого  уровня  потребления материальных  благ  и  услуг  с  учётом  наличного  уровня  развития  производительных  сил  и  выражает ( в  денежной  и  натуральной  форме )  минимальные  потребности  человека  ( семьи )  в  продовольственных  и  в  непродовольственных  товарах  и  услугах.

     В  настоящее   время  потребительская  корзина   в  целом  по Российской  Федерации устанавливается Федеральным законом “ О потребительской корзине в целом по  РФ” от  27  октября 1999  года.  Данный  закон устанавливает

  корзине в целом по  РФ” от  27  октября 1999  года.  Данный  закон     устанавливает потребительскую корзину на продукты питания,  непродовольственные товары  и услуги. Потребительская корзина устанавливается для различных групп населения: трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Как уже указывалось выше данный закон имеет временный характер и действует только до 31 декабря 2000 года.

Институтом    питания   Академии   медицинских    наук разработаны нормативы потребления (набор продуктов питания ), которые  в  целом  соответствуют физическим  потребностям человека по их калорийности и химическому составу и покрывают  энергетические затраты организма, необходимые для нормальной жизнедеятельности взрослых и развития детей, сохранения здоровья в преклонном возрасте. Эти продуктовые наборы, предназначенные для различных половозрастных групп, дифференцируются в зависимости от различий потребностей в материальных благах и услугах, с учётом цен, природно-климатических,   демографических,    социально-этнических   и экологических условий.

Потребительская  корзина   является   составной   частью минимального прожиточного минимума, включающего в себя питание,  непродовольственные  товары, услуги.   Соотношение между указанными элементами прожиточного минимума на первую половину 90-х годов в России было таким: 68,3; 19,1;12,6%.  То есть основная статья расходов - питание, что свидетельствует о неблагополучии общества, ясно, что питание является основной статьёй расходов в бедных семьях.   В настоящее время хорошее питание является очень дорогостоящим удовольствием, так стоимость набора на 25 основных продуктов питания в среднем по России в конце января 2000 года составила 574, 3 рубля в расчёте на месяц. По сравнению с концом декабря прошлого года набор; стал дороже на 1,9% ( приложение 3 ). Среди столиц республик, краевых, областных центров и городов федерального  значения  наиболее  существенный  приростстоимости набора из 25 основных продуктов питания в январе нынешнего года был отмечен в Улан-Удэ (8,1%), Владивостоке (7,6%) и Магадане (5,1%). В тоже время в Кирове, Рязани и Нальчике стоимость набора снизилась соответственно на 5,1%, 2,8% и 2,4%(По данным Госкомстата).     К сожалению до сих пор лидирует по стоимости набора необходимых продуктов питания, наш Дальневосточный район. Что   говорит о возможном постоянном увеличении числа нуждающихся граждан.

Следует также отметить, что в статью расходов на непродовольственные   товары   до   принятия   закона “ О потребительской корзине  в целом по Российской Федерации” были  включены  только  предметы  первой  необходимости, санитарии  и гигиены, лекарства, а услуги предполагают лишь затраты на жильё и транспорт. Покупку предметов длительного пользования ( одежда, обувь, мебель и т.д. ) прожиточный минимум не предусматривал.

В настоящее время потребительская  корзина включает в себя не   только   расходы   на   питание   и   предметы   первой необходимости, но также и расходы на одежду, бельё, обувь, школьные принадлежности и др. виды товаров. Однако, до сих пор потребительская корзина не включает в себя расходы на мебель и другие предметы длительного пользования. По моему мнению   данный   факт   свидетельствует   не   только   об экономической ситуации в России, но и в целом отражает его социальную политику.

В соответствии с Федеральным  законом “ О прожиточном минимуме”  потребительская корзина для  основных социально -демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в её субъектах определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке устанавливаемом Правительством России.

Второй составной частью прожиточного минимума являются обязательные   платежи   и   сборы.   В   соответствии   с законодательством  Российской Федерации каждый гражданин  обязан платить  законно  установленные  налоги и  сборы. Малоимущие семьи  и малоимущие одинокие граждане не являются исключением из этого правила, и наравне с другими гражданами обязаны платить обязательные платежи и сборы в бюджет со своих доходов. Однако для малообеспеченных граждан уплата налогов и сборов очень часто является непосильным бременем. Поэтому естественной представляется необходимостьРоссийской  Федерации  каждый  гражданин  обязан  платить  законно  установленные  налоги  и  сборы.  Малоимущие  семьи  и  малоимущие  одинокие граждане обязаны  платить  обязательные  платежи и  сборы  в  бюджет  со  своих  доходов.  Однако  для  малообеспеченных  граждан  уплата  налогов и  сборов  очень   часто  является  непосильным  бременем.  Поэтому  естественной  представляется необходимость включения в минимальный  прожиточный минимум  кроме потребительской корзины обязательных платежей и сборов.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим  группам населения в целом  по Российской Федерации устанавливается  Правительством России,   в   субъектах - органами   исполнительной   власти соответствующего субъекта. По последним данным средств массовой информации, прожиточный минимум подрос и средняя величина прожиточного минимума в России за 1999 год выросла на 176 рублей и составила 963 рубля на одного человека в месяц.

Учитывая всё вышесказанное  можно сделать вывод, что теперь существует законодательное определение размера государственной социальной помощи. В соответствии с Федеральным законом “ О государственной социальной помощи” размер такой помощи определяется субъектами Российской Федерации в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

2.3 Периоды  оказания государственной социальной  помощи

В  соответствии  со  ст.  6  Федерального  закона  “ О государственной социальной помощи” социальная помощь может оказываться единовременно   или на период не менее трёх месяцев.

Данное положение имеет  очень важное значение, так как  не всегда государство может оказать  государственную социальную помощь, нуждающимся в ней людям, но помочь малоимущей семье или малоимущим одиноко проживающим гражданам, хотя бы временно он обязано.

Кроме того, в отличие  от других социальных выплат государственная  помощь должна оказываться гражданам  именно в наиболее трудные моменты  их жизни.

Единовременный характер оказания данной помощи, может быть оказан как в виде денежных выплат, так и в виде натуральной помощи. По моему мнению, в данном Законе есть существенная недоработка, так как размер единовременной социальной помощи должен устанавливать или давать указание об установлении минимального размера государственной социальной помощи при единовременном её оказании.

Данная помощь может  оказываться и на определённый период времени. Законом установлен минимальный  срок, на который  оказывается  социальная  помощь – не менее  трёх  месяцев.  В  данном  случае  устанавливается  минимальный  период  оказания  государственной  помощи,  что  гарантирует,  что  в  течение  этого времени  им  будет  выплачиваться  установленная помощь.

Однако,  в  данном случае  есть  и негативная  сторона.  По  моему мнению,  государственная социальная  помощь,  должна  оказываться на  тот период  времени,  пока  человек не  сможет  самостоятельно улучшить  своё  положение.  Данный  период  времени может продлиться  как  три  месяца,  год  или  даже  несколько  лет.  Установление  минимального  периода  оказания  помощи  не  может  гарантировать  её  получателям  поддержку  государства  на  весь  период  нуждаемости  их  в  данной  помощи.  Так  в  реальной  действительности  данное  положение  может  привести  к  тому,  что  нуждающемуся  человеку  будет  установлена  социальная  помощь  только  на  минимальный  период ( т.е.  в  течение  3-х  месяцев ),  что  может  нарушать  права  её  получателей.

  По  моему  мнению,  в  данный  закон  необходимо  добавить  такое  положение,  что  помощь  оказывается  на  весь  период  времени,  в  течение  которого  малоимущая  семья  или  малоимущий  одиноко  проживающий  гражданин  нуждается  в  её  получении.

  В  Федеральном  законе “ О  государственной  социальной  помощи”  также  определены  основания  прекращения  этой  помощи,  что  указывает  на  временный  характер  её  получения.  Более  подробно  основания  прекращения  оказания  данной  помощи  будут  рассмотрены  мной  в  последней  главе  настоящей  работы.

 

          Глава 3. Получатели государственной  социальной помощи

3.1. Получатели  государственной социальной помощи

До принятия Федерального закона  “ О  государственной  социальной   помощи”   в   соответствии  с   постановлением Правительства от 19 февраля 1992 года №121 и утверждённым этим постановлением положение о республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки населения получателями  помощи  из  этих  фондов  являлись   особо нуждающиеся пенсионеры, инвалиды, лица имеющие иждивенцев (детей   и    нетрудоспособных    членов    семьи),    другие нетрудоспособные    граждане,  у   которых    совокупный среднедушевой   доход   не   превышает   установленного   на региональном уровне минимума.

Таким образом, в данный список не была включена часть трудоспособного  населения нашей страны. С одной  стороны это является несомненно правильным, так как государство  должно поддерживать прежде всего наименее защищённых граждан, а именно пенсионеров, инвалидов, лиц, имеющих иждивенцев, и других нетрудоспособных граждан.

Однако в настоящее время  в России складывается ситуация, при  которой даже трудоспособные граждане, по независящим от них причинам, имеют доход, ниже прожиточного минимума, что ставит их в наихудшее положение, так как ранее действующем законодательством они не могли надеяться на получение социальной помощи.

По оценкам прессы, на сегодня одна из наиболее острых социальных проблем - низкий уровень жизни россиян. Например, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума за прошлый год выросла в 1,5 раза и составляет почти 50 миллионов человек. Денежные доходы россиян в реальном исчислении (то есть скорректированные на индекс потребительских цен) в январе - сентябре 1999 года по сравнению с тем же периодом прошлого года сократились на 22,2 процента, в том числе заработная плата на 32,4, пенсии - на 47,1, фактическое конечное потребление домашних хозяйств - на 7,8 процента.16В другой статье отмечается, что среднедушевой доход в целом по  России  запотребительских  цен)  в  январе – сентябре 1999  года  по  сравнению  с  тем  же  периодом  прошлого  года  сократились  на  22,2  процента,  в  том  числе  заработная  плата  на  32,4,  пенсии – на 47,1,  фактическое  конечное  потребление  домашних  хозяйств – на 7,8  процента.15 В другой статье отмечается,  что среднедушевой доход в целом по  России  за  1998  год составил  970  рублей,  что в 1,5 раза больше расчётного прожиточного минимума на тот период. Но за этим средним относительным благополучием скрывается огромная пропасть в уровне жизни богатых и бедных.

Информация о работе Государственная социальная помощь