Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:57, научная работа
Государственное регулирование в секторе здравоохранения, наряду с другими секторами, обладает значительным потенциалом для обеспечения здоровья населения. Она представляет собой важное дополнение к проведенным реформам. Инновационное развитие системы здравоохранения в немалой степени создает условия для сохранения здоровья и повышения качества жизни нации. Для решения этой стратегической задачи наряду с другими социальными проектами был принят для реализации в сфере здравоохранения проект «саламатты казахстан», содержит такие приоритеты, как развитие первичной медицинской помощи, развитие профилактического направления медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, и предполагает инновационную модернизацию структуры отечественного здравоохранения, повышения объема, качества и доступности медицинской помощи населению.
Карагандинский
Государственный Медицинский
СРС
На тему: государственное регулирование: сущность, цели, инструменты. Роль государства на рынке медицинских услуг в Казахстане.
Выполнил: ст.гр.174ОМ
Жакупов К.А
Караганда – 2012
Государственное регулирование в секторе здравоохранения, наряду с другими секторами, обладает значительным потенциалом для обеспечения здоровья населения. Она представляет собой важное дополнение к проведенным реформам. Инновационное развитие системы здравоохранения в немалой степени создает условия для сохранения здоровья и повышения качества жизни нации. Для решения этой стратегической задачи наряду с другими социальными проектами был принят для реализации в сфере здравоохранения проект «саламатты казахстан», содержит такие приоритеты, как развитие первичной медицинской помощи, развитие профилактического направления медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, и предполагает инновационную модернизацию структуры отечественного здравоохранения, повышения объема, качества и доступности медицинской помощи населению.
Государством выделяются инвестиции в модернизацию системы здравоохранения, необходимые для развития ресурсной базы службы здоровья, оказания эффективной и доступной медицинской помощи, повышения качества и продолжительности жизни. Однако в настоящее время нерешенными остаются многие вопросы формирования государственного регулирования и развития системы здравоохранения на макро-, мезо- и микроуровнях, требуют модернизации и реформирования механизмы, методы и инструменты реализации высокотехнологичной медицинской помощи как примера реализации принципов государственно-частного партнерства в области здравоохранения. В этой связи особый интерес представляет выработка теоретических и методических подходов к формированию стратегии инновационного развития территориального здравоохранения посредством использования методов и инструментов государственно-частного партнерства, способного обеспечить доступность для населения качественной медицинской помощи в рыночных условиях хозяйствования. В работе показано, что управление инновационным развитием здравоохранения – это сложная многоуровневая и многокомпонентная система мероприятий, обеспечивающих рациональное функционирование отрасли и ее ресурсов (кадры, организации здравоохранения, материально-техническая база, финансирование). В принципиально новых условиях развития общества управление системой здравоохранения должно соответствовать не только новой парадигме инновационного развития здравоохранения в рамках применения современных управленческих технологий, но и новым принципам организации охраны здоровья населения. На основе изучение литературных источников установлено, что управление здравоохранением должно включать мониторинг ресурсов здравоохранения и результатов деятельности системы здравоохранения, регулирование в рамках систем «централизация – децентрализация», «государственное регулирование и самоуправление», «государственные и рыночные механизмы, методы и инструменты регулирования», «ведомственное, государственное и частное здравоохранение», «межсекторальное взаимодействие системы охраны здоровья граждан».
Процесс преобразования представляет
собой схему, состоящую из ряда последовательных
событий, наступление которых
Инновационная модель развития здравоохранения должна предусматривать единство медицинской науки, развитие системы непрерывного медицинского образования, международное партнерство с ведущими странами и научными центрами, охрану интеллектуальной собственности, развитие государственно-частного партнерства, создание целевых межведомственных медицинских научных программ.
Под инновационным развитием
территориальной системы
Методом инновационного развития
территории является программно-целевое
управление. Основная особенность программно-
Как свидетельствует мировой опыт, развитые страны широко практикуют кластерные формы организации предприятий в фармацевтической отрасли. Так, в США действует около 9 фармацевтических и биотехнологических кластеров, в Германии - 4, во Франции – 10. Завершая анализ различных систем финансирования здравоохранения, подчеркнем необходимость творческого, на основе системного анализа, использования опыта зарубежных стран при поэтапном реформировании системы здравоохранения в России, в первую очередь, в сфере повышения эффективности методов и инструментов государственного регулирования и инновационного развития, а также формирования и использования финансовых ресурсов здравоохранения. В современных условиях (и это хорошо видно на примере США, Германии и других стран) система охраны здоровье, т.е. здравоохранение, приобретает статус приоритета и реализуется в виде государственной политики, за которую несет ответственность первое лицо государства. Методом инновационного развития территории является программно-целевое управление. Применительно к отрасли здравоохранения конечный результат программно-целевого управления определяется основными индикаторами на уровне региона и муниципального образования: сокращение смертности, инвалидности и заболеваемости населения, повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение демографической ситуации. Основой программно-целевого управления в здравоохранении выступает Программа государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. Разработанная (рис.3) программно-целевая модель позволяет выделить ключевые элементы управления в конкретном регионе, либо муниципальном образовании, и, воздействуя на них, управлять инновационным процессом.
Применение технологических и социальных инноваций приводит к созданию нового набора изделий массового потребления, по средствам изменений в сфере управления. Этот факт предполагает рост стоимости продукта с новыми потребительскими свойствами и снижение затрат на его изготовление через использование новых технологий. Технологические инновации целесообразно проанализировать через призму отдельных стадий и этапов инновационного процесса. Доказано, что в области здравоохранения существует тесная корреляция между технологическими инновациями и циклическим развитием системы оказания медицинской помощи населению. С целью успешной реализации инновационно-инвестиционных циклов необходимо формировании и развитие производственной, финансовой, социальной и рыночной инфраструктуры. Следовательно, возникает необходимость применения системного подхода к организации и практической реализации инновационно-инвестиционного цикла на базе развития производственных кластеров (рис. 4). Кластер – это системно организованные экономически взаимосвязанные связи институциональных систем, которые возникают в определенных районах и странах в целях получения конкурентных преимуществ. Базовым принципом непрерывного инвестирования инновационных циклов выступает формирование кластеров, способных обеспечить достижение конкурентных преимуществ в выпуске инновационных товаров и высоких технологий. Использование кластерной структуры способствует эффективной разработке инвестиционных и инновационных проектов развития сферы здравоохранения, их распространению и освоению в процессе производства; оказание услуг по страхованию и санаторно-курортной деятельности, подготовке высококвалифицированных кадров и др. В целях стимулирования инновационной активности и контроля всей системы управления рекомендуется применение мониторинга, поскольку внешняя среда инновационно-инвестиционного развития в территориальном здравоохранении достаточно не стабильна.
Для формирования грамотной политики в области экономики здравоохранения необходимо эффективно развивать взаимодействие государства и частного бизнеса. Преимущества модели государственно-частного партнерства в здравоохранении заключается в том, что ее использование позволит улучшить ситуацию в сфере здравоохранения посредством оптимизации расходов, увеличения эффективности вложения средств, использования ресурсов и управления, и создания условий для стабильного роста в отрасли, что со временем должно стимулировать рост частных инвестиций в сферу здравоохранения. Именно проекты государственно-частного партнерства являются наиболее используемыми для привлечения частных инвестиций.
Общий механизм привлечения
частных партнеров в
Программа модернизации здравоохранения позволяет включить эту перспективную форму привлечения средств в медицину и в систему территориального здравоохранения.
В тоже время резкий переход от существующей системы государственной поддержки развития здравоохранения, ориентированной в основном на компенсацию производственных затрат по средства реализации приоритетного национального проекта и целого ряда целевых программ развития разных направлений сферы здравоохранения к системе, основу которой составляет программно-целевой подход, развитие инновационной инфраструктуры и рыночной информации, поддержание высокого уровня спроса на товары и услуги медицинского назначения будет неэффективным и нецелесообразным. Улучшение показателей инновационного развития территориальной системы здравоохранения, по мнению автора, возможно за счет: увеличения объема поставок в рамках системы федерального лизинга медицинского инструментария, техники и оборудования, а также снижения ставок за использование и продление срока лизинга техники и оборудования для учреждений здравоохранения до 10 лет; разработки программы поддержки кредитования медицинских учреждений в рамках реализации программно-целевого подхода; сотрудничества с Научно-исследовательским центром по подготовке и переподготовке медицинских кадров всех уровней; разработки механизма постоянного мониторинга инновационной деятельности.
Список литературы: