Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:53, лекция
При всем многообразии определения государства можно выделить две черты, бесспорно, ему присущие и характеризующие его как таковое: это, во-первых, публичная власть, выделившаяся из общества и стоящая, по-видимому, над ним; а, во-вторых, универсальная организация самого общества. Развернутая характеристика первого принадлежит одному из виднейших политических деятелей и мыслителей второй половины ХVIв. Ж..Бодену.
Сегодня понятие «гражданство» - категория, пожалуй, не только и даже не столько философская, или политическая, сколько юридическая, хотя содержание ее фиксирует результаты того же объективного процесса, который по-своему осмысливал Ж.Боден – процесса государственного и национального строительства, его правового оформления.
Гражданство представляет собой юридическую связь между государством и лицом, которое считается членом нации, политического общества. Гражданство есть комплексное, устойчивое правоотношение с участием человека и государства, непосредственно определяющее правовое состояние личности, границы правосубъектности, состав прав и свобод, которыми может лицо воспользоваться, а также обязанности сторон по данному правоотношению.
Важно заметить, что гражданство нельзя определять как «принадлежность» человека государству. Какой бы неравноправной ни была эта политико-правовая связь, все же гражданство в любых обстоятельствах является правоотношением, а не отношением владельца к своей собственности.
Покровительство и иные преимущества, связанные с гражданством, правовое состояние гражданина как таковые составляют предмет правопритязаний: «Каждый человек имеет право на какое-либо другое гражданство» (ст.20 Американской конвенции о правах человека); «Ребенок…с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства…» (ст.7 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989г.).
Участие в этой политико-правовой связи, то есть обладание гражданством, влечет многочисленные правовые последствия как лица, являющегося гражданином, так и для государства:
1. Наличие гражданства означает, что за лицом закреплен полный объем правоспособности, признаваемый государством. В частности, лицо вправе пользоваться политическими свободами (если таковые признаны), участвовать в выборах и вообще в делах государства; быть занятым на государственной службе.
2. Только к гражданам обращены
воинская повинность и
3.Пределы в пользовании
4. Граждане находятся в более
благоприятных социально-
Существо гражданства
В тех странах, где определенно сложился тоталитарный режим, суть гражданства можно определить как формально-юридическое основание, позволяющее возлагать на лицо самые разнообразные, не ограниченные законом обязанности, требовать от человека служения режиму. В этом случае гражданство оформляет, прежде всего, отношения общего долга человека перед государством и обществом.
При демократических режимах в содержании гражданства взаимность прав и обязанностей государства и личности более заметна. Государства обязаны оказывать покровительство своим гражданам, защищать их жизнь и имущество, возможно – заботиться об их благополучии. Гражданство ставит запрет на выдачу лица другому государству, его высылки – «ни один швейцарский уроженец не может быть выслан за пределы территории Союза или кантона…» (ст. 44 Конституции Швейцарского Союза).
Государство может быть привлечено к ответственности, если нарушает свои обязанности, вытекающие из отношений гражданства, - государственные органы терпят различные виды политической ответственности, а прямые нарушения могут быть законно оспорены. Например, Германское государство признает свою ответственность за нарушение прав, совершенных его служащими в отношении лиц (ст. 34 Основного закона).
Гражданство представляет собой устойчивое правоотношение. Его стабильность имеет пространственное и временное измерения. Гражданство не ограничено временем, это постоянное состояние лица. Местопребывание человека само по себе также не влияет на гражданское состояние лица, не прекращает и не изменяет его. Иными словами, гражданство является экстерриториальным. Экстерриториальность была зафиксирована уже в Великой Хартии Вольностей, статья 42-я которой установила, что выезд лица за пределы государства не освобождает его от обязанности «хранить верность» государству, Короне.
Гражданство не единственная форма правовой связи между лицом и государством. Так с гражданством сходно понятие подданства.
В большинстве случаев
Действительное различие между гражданством и монархическим подданством невелико. В монархиях связь между личностью и государством называют подданством по той причине, что имеется постоянное лицо (династия), воплощающее суверенитет. Считается, что перед монархом подданные исполняют обязанности и пользуются его покровительством. Характерно, что испанская конституция обходит стороной различия между гражданством и подданством. Вместо них употребляется термин nacionalidad. Оно обозначает вхождение лица в состав испанской нации, его политико-правовую связь с государством. Вопрос о том, кто именно представляет государство перед испанцем, Король Испании или другой субъект власти, как бы снят.
Нужно заметить, что понятие подданства имеет еще одно, хотя и менее распространенное значение. В частности, в американской правовой лексике до недавнего времени подданством определялись отношения между США и лицами, обязанными государству. Подданными США считались не только граждане, но и все лица, обязанные верностью суверену и пребывающие под его властью, в том числе те, что находились на зависимых территориях. Жители территории, находящейся под международной опекой, вверенной отдельному государству (мандатарию), имеют статус граждан мандатария, они не наделяются его гражданством автоматически.
Функцию, аналогичную гражданству, может выполнять религиозный статус человека. Мусульманская вера означает не только принадлежность к определенной религии, но и нахождение под властью Аллаха, а также мусульманского закона (шариата). Вера создает политико-правовую связь с богом, который является сувереном, субъектом власти. Религиозный статус лица в своем роде не зависит от гражданства. Отсутствие этого статуса сокращает не только права, но и объем обязанностей, ответственности лица. Например, уголовным кодексом Хомейни 1982г. установлен запрет половой связи с неверным. Ампутация конечностей в качестве наказания за воровство применяется к мусульманину – лицу, состоящему в религиозно-правовых отношениях с Аллахом, даже если он является гражданином другого государства.
Вопросы гражданства (подданства) регулирует отдельный институт государственного права. Его нормы определяют не только значение гражданства, но также ставят условия приобретения и прекращения гражданства. Наиболее распространенными основаниями приобретения гражданства являются рождение (происхождение) и натурализация, укоренение в гражданстве.
Вопрос о приобретении гражданства по рождению государство решает на основании двух главных принципов, а именно:
1) по «праву крови» (jus sanguinis), когда
в расчет принимается
2) по «праву почвы» (jus soli), или в силу обстоятельств, связанных с территорией, к которой лицо имеет определенное отношение. Прежде всего, учитывается место рождения человека. Возможно, что территориальным фактором окажется место обнаружения младенца, родители которого не установлены, и другие подобные обстоятельства.
Сила действия каждого из принципов неодинакова. Государства отдают приоритет какому-либо из них. В большинстве стран главным считается принцип «права крови», а «право почвы» принимается в расчет как дополнительный, когда родственные связи не позволяют бесспорно определить гражданство лица. Более того, в ФРГ поныне действует закон о подданстве Германской Империи и гражданстве, по которому гражданство может быть подтверждено и в случае, если лицо немецкого происхождения прежде не проживало на территории государства, родилось за рубежом и было иностранным гражданином. Случается, однако, что государство берет за основу территориальный принцип, что свойственно американскому региону или Индии.
Натурализация или укоренение в гражданстве представляет собой, совершаемый государством, в силу которого оно включает человека в число своих граждан. Решение о натурализации принимают различные органы. В большинстве случаев такие решения относятся к компетенции главы государства. В Бельгии натурализация происходит по решению парламента, а в США это делают суды. Всю совокупность данных, документов подготавливают специальные органы – иммиграционные службы, чиновники. Судьбу лица, ходатайствующего о натурализации, решают, прежде всего, они, а не президент или король, парламент или суд.
Натурализация осуществляется при условии, если лицо обратится к государству с ходатайством о вступлении в гражданство. В отличие от приобретения гражданства по рождению, укоренение возможно в случае, когда человек ходатайствует за себя либо в пользу подопечных лиц.
Государству небезразлично, с кем
устанавливать отношения
Часто условием укоренения в гражданстве является срок проживания на территории государства на законных основаниях, на правах иммигранта. В Италии, Франции, Швеции этот срок составляет 5 лет, в Австралии и Испании – 10 лет, в Швейцарии – 12, в ФРГ – 15, а в Бразилии – 30 лет.
Законом могут быть установлены дополнительные требования, которым должен отвечать претендент на укоренение. Чтобы получить гражданство США, иммигрант должен сдать экзамен по английскому языку, по американской истории и основам политического устройства. Лицо, претендующее на получение финляндского, шведского, норвежского гражданства (подданства), должно иметь источники материального обеспечения. В Греции, Канаде, скандинавских странах от натурализующихся требуется ведение добропорядочного образа жизни, во Франции – хорошее здоровье. Натурализованные граждане обычно равны в правах с коренными.
Случается, что одно лицо пребывает в нескольких гражданских состояниях одновременно. Образуется двойное гражданство. Лиц с двойным гражданством называют бипатридами. Обычно государства возражают против двойного гражданства, поскольку правовая связь с другой страной ставит лицо перед необходимостью сохранять верность, исполнять обязанности по отношению иностранным властям. Иногда страны заключают соглашения об избежании двойного гражданства, декларируют принцип исключительного гражданства.
Ряд стран спокойно относятся к двойному гражданству. Такую позицию могут позволить себе влиятельные страны, гражданство которых престижно. Они легко выигрывают конкуренцию с иностранным гражданством. Например, США до настоящего времени не закрепили принцип исключительного гражданства. Возможно вполне легальное двойное гражданство при условии, что страны заключают договор и допускают нахождение лица в состоянии бипатрида. Такие договоры должны устанавливать объем притязаний, которые каждое из государств вправе обратить к бипатриду. Ст. 11 Конституции Испании предусмотрела, что «государство может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства со странами Латинской Америкой или с теми странами, которые имели или имеют особые связи с Испанией».
Многие страны декларируют принцип неотъемлемого гражданства. Тогда государство не вправе лишить лицо гражданства, прервать по своему усмотрению связи со своим гражданином и лишить его покровительства. «Никто не может быть лишен гражданства» - такую норму содержит конституция ФРГ, многие другие основные законы. Конституция Испании также признает этот принцип, но в отношении «испанцев по происхождению». Лица, укорененные в Испании, в принципе могут быть лишены гражданства. В конституции Италии запрещено лишение гражданства «по политическим мотивам» (ст. 22) – неотъемлемость гражданства следует логически, так как и уголовные преступления не влекут лишения гражданства.
Имеются случаи, когда государство не подтверждает неотъемлемое гражданство, практикует лишение гражданства как наказание, санкцию. Так, Верховный Суд США в 1958г. поддержал федеральный закон, по которому предусматривалась утрата гражданства за «участие в голосовании на выборах в иностранном государстве».
Лишение гражданства
сокращает объем