Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:34, курсовая работа
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.
Изучением взаимодействия таких феноменов общественного развития, как государство и политическая система занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача - познание законов взаимовлияния политической системы и государства с тем, чтобы в критические моменты развития общества и государства иметь способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.
Но это пока самый
общий подход к пониманию формы
государства, самое первое приближение.
Для дальнейшего продвижения
необходимо подробно рассмотреть все
три блока, составляющие форму государства,
увидеть их взаимосвязь и взаимодействие,
понять, почему теоретическая политико-
Прежде всего надо отметить, что в теоретическом осмыслении государства особое место действительно занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию кто и как правит в этих государствах, т.е. по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государства, их соотношение, приёмы осуществления государственной власти. Аристотель применил количественные и качественные оценки для определения разных форм правления. Ему же принадлежат и различные обозначения разновидностей той или иной формы правления, например, демократической и аристократической республик, той власти, которая лежит в основе соответствующей формы правления - демократия (власть народа), аристократия (власть элиты, избранных), охлократия (власть толпы), геронтократия (власть умудренных, пожилых), олигархия (власть немногих) и т.д.
4. Характеристика
современных форм правления
Следующим элементом формы государства является форма государственного устройства.
Под формой государственного
устройства понимается структура государственности.
То есть именно в категории "форма
государственного устройства" находит
выражение территориальное
Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.
Унитарное государство
- это цельное государство, части
(территориальные
Как правило, унитарное государство характерно для одно-национальных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.
Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой,вместе с самим государством.Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов.
В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из - за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств ( в связи с традициями ). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.
Федеративное государство. Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.
Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует ( наряду с делением государственной власти на три "ветви") децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.
Как уже говорилось, федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII - XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.
Сейчас эта форма
государственного устройства характерна
в основном для крупных и средних
по территории демократических государств,
особенно многонациональных, где принцип
суверенитета каждой нации может
найти отражение в
Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Однако, как уже говорилось выше, сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.
Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С. , "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. .
Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей ( объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.
Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все - таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США ( 1861 - 1865 годов ).
Однако существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация (и даже конфедеративное государство) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия."
Вышеперечисленные
три формы государственного устройства
являются основными, однако еще существует
особая форма ассоциированного государственного
объединения, именуемая содружеством.
Здесь суверенные, независимые государства
выступают по отношению к объединениям
в качестве "ассоциированных участников".
Эта форма показала свою жизнеспособность
в Западной Европе в виде Европейского
Сообщества. При существовании
Заключение
В заключение хотелось бы еще раз рассмотреть форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую ( по современным понятиям ) и эффективную ее разновидность.
Исторически сложилось
так, что сначала появились
Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.
С появлений федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.
Сейчас наиболее
распространенной формой государства
является демократическая федеративная
республика. Именно в ней наиболее
четко проявляются все
Список использованной литературы:
1. Актуальные проблемы теории права / Гузнов А.Г., Колесников Е.В., Костырев В.И. и др. - Уфа, 1995.
2. Алексеев С.С. "Государство и право" Москва,1993 г.
3. Алексеев С.С. "Общая теория права" Москва,1981 г.
4. Власов В.С. Основы государства и права. - Ярославль, 1995.
5. История государства и права / Под ред. Батыра К.И. - М., 1995.
6. Коллектив авторов "История государства и права России" Москва, БЕК,1993 г.
7. Конституция Российской Федерации Москва,1993 г.
8. Мартышин О.В. Российская конституция и становление новой политической системы // Государство и право. 1994. № 10. С. 32-38.
9. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995. С. 17-25.
10.Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 1996. С. 201-202.
11.Учебник для
ВУЗов под редакцией Марченко
"Теория государства и права:
учебник для ВУЗов по
12.Четвернин В.А.
Демократическое
13.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 21. С. 217 - 230.
[1] Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 1996. С. 201-202.
[2] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - СПб., 1995. С. 17-25.
[3] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 21. С. 217 - 230.
[4] Подробнее об этом см.: Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в историю. - М., 1993. С. 14.