Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:00, контрольная работа
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль.
Введение……………………………………………………………..3
Государство: сущность, структура, функции……………………..4
Признаки и сущность государства………………………….….4
Функции государства……………………………………………5
Структура и формы государства…………………………….....6
Генезис государства……………………………………………..….6
Личность и государство…………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………12
Список использованной литературы………………………….…..13
С совершением промышленных
революций в странах Западной
Европы активно стали развиваться
производственные отношения и совершенствоваться
общественные и политические институты.
Государство уже признает некоторые
права и свободы личности и
закрепляет их в законодательных
актах. В эпоху Нового времени
государство уже стали понимать
как государственно-
С середины XX в. многие развитые
страны в своем законодательстве
закрепляют институт основных прав и
свобод человека и создают механизмы
их защиты. Государства в этих странах
носят правовой характер и имеют
демократические формы
Взаимосвязь государства
и личности с необходимостью предполагает
и раскрытие содержания понятий
«человек», «личность», «гражданин».
Человек
- это родовое понятие, употребляемое для
характеристики определенных биологических
черт homo sapiens, на известной стадии развития,
выделившегося из биологической Среды.
Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.
Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.
Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В понятии "гражданское общество" отражена иная, нежели государство, сфера социальной жизни - сфера частногражданской жизни людей, где доминируют предприимчивость, инициатива и частный интерес. Гражданское общество - это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. В государстве преобладают вертикальные отношения и иерархичные связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей - отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
Какое состояние системы
социальных отношений можно определить
как гражданское общество? В современной
теории нет единого ответа. Одни
исследователи считают
К важнейшим условиям существования гражданского общества можно отнести следующие:
Отношения между государством и гражданским обществом могут носить сложный и противоречивый характер. С одной стороны, государство призвано реагировать на импульсы, идущие от общества, и в конечном счете должно подчиняться его интересам, но с другой, оно само стремится расширить свое влияние на общество. Последняя тенденция получает завершенное воплощение при тоталитаризме: гражданское общество практически "растворяется" в государстве. И наоборот, возможна ситуация, когда гражданское общество пытается поставить себя на место государства. Чрезмерная активность общества также может спровоцировать серьезные общественно-политические и экономические кризисы. Например, в России накануне 1917 г. существовало большое количество идеологически разнородных организаций, активно конкурирующих с государственной властью и отвергающих саму возможность диалога с ней. Есть и другая опасность. В середине ХХ в. обществоведы выступили с предупреждением, что чрезмерно большое количество активных групп интересов может парализовать функции представительной власти и исказить их в пользу более "организованных" групп даже в условиях зрелой демократии. Наконец, не только чрезмерное присутствие государства в экономической сфере, но и гражданское общество может негативно повлиять на экономическую эффективность. Например, требования определенных групп интересов об увеличении социальных расходов государства могут стимулировать инфляционные процессы.
Конструктивное взаимодействие гражданского общества с государством предполагает:
Американский политолог Ф.Шмиттер указывает на еще одно важнейшее назначение гражданского общества - выступать источником "потенциального сопротивления произволу и тирании правителей, будь то незаконные узурпаторы или фанатичное большинство".
Итак, гражданское общество представляет собой внегосударственную сферу социума. Исследователи обычно помещают его между государством и экономической сферой.
В структурном плане оно будет включать в себя:
Заключение.
Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.
Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.
Однако из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развитие демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно - репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.
Список использованной литературы.
Информация о работе Государство как основной субъект политики