Государство как основной субъект политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:00, контрольная работа

Описание работы

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
Государство: сущность, структура, функции……………………..4
Признаки и сущность государства………………………….….4
Функции государства……………………………………………5
Структура и формы государства…………………………….....6
Генезис государства……………………………………………..….6
Личность и государство…………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………12
Список использованной литературы………………………….…..13

Файлы: 1 файл

Политология контр. раб. 2013 2 семестр.docx

— 38.94 Кб (Скачать файл)

С совершением промышленных революций в странах Западной Европы активно стали развиваться  производственные отношения и совершенствоваться общественные и политические институты. Государство уже признает некоторые  права и свободы личности и  закрепляет их в законодательных  актах. В эпоху Нового времени  государство уже стали понимать как государственно-организованное общество, т. е. как политико-территориальную  и структурно организованную форму  общества. С философским обоснованием такой позиции выступил еще И. Кант. «Государство (civitas), – пишет  он, – это объединение множества  людей, подчиненных правовым законам»6. Главная задача государства, где  суверенитет принадлежит народу, заключается, по Канту, в том, чтобы  охранять и гарантировать права  и свободы граждан.

С середины XX в. многие развитые страны в своем законодательстве закрепляют институт основных прав и  свобод человека и создают механизмы  их защиты. Государства в этих странах  носят правовой характер и имеют  демократические формы правления.

 

  1. Личность и государство.

Взаимосвязь государства  и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий «человек», «личность», «гражданин».  
           Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое  существо, наделенное сознанием.

Личность - это прежде всего  индивид, обладающий собственными неповторимыми  качествами. В некоторых случаях  личность определяется как человек, обладающий определенными типичными  социальными качествами, отражающими  черты той среды, к которой  он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п. 

Формирование правового  государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В  понятии "гражданское общество" отражена иная, нежели государство, сфера  социальной жизни - сфера частногражданской  жизни людей, где доминируют предприимчивость, инициатива и частный интерес. Гражданское  общество - это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют  самостоятельно и автономно по отношению  к государству. В государстве  преобладают вертикальные отношения  и иерархичные связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей - отношений конкуренции и  солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Какое состояние системы  социальных отношений можно определить как гражданское общество? В современной  теории нет единого ответа. Одни исследователи считают возможным  применить эпитет "гражданское" к догосударственному обществу (такой  подход вряд ли является продуктивным, т.к. первобытное общество предполагало не автономию, а растворение индивида в родоплеменной группе); другие считают, что таковым оно становится, когда появляется государство; третьи связывают его с развитием  капитализма в экономике и  с преобразованием характера  отношений между властью и  населением, когда отношения между  властью и подданными трансформировались в отношения между властью  и гражданами.

            К важнейшим условиям существования гражданского общества можно отнести следующие:

  • автономность по отношению к государству, что предполагает наличие правового механизма, который защищает его от прямого вмешательства со стороны государства, реальные гарантии личных прав и свобод;
  • наличие свободных и самостоятельных граждан;
  • многообразие структурных элементов, в том числе организаций и институтов, посредством которых различные группы выражают свои интересы;
  • способность к коллективным действиям и самоорганизации: активность граждан не ограничивается только периодическим голосованием на выборах, а проявляется в инициативных движениях, в создании разнообразных негосударственных ассоциаций и др.;
  • отношения солидарности, которые уравновешивают конкуренцию и потенциальную конфликтность групп интересов самого общества. Это проявляется в создании негосударственных благотворительных организаций, в участии граждан в общественно-полезных видах деятельности.;
  • ограничение социальных конфликтов цивилизованными рамками;
  • многоукладная рыночная экономика как основа независимости граждан от государства.

Отношения между государством и гражданским обществом могут  носить сложный и противоречивый характер. С одной стороны, государство  призвано реагировать на импульсы, идущие от общества, и в конечном счете должно подчиняться его  интересам, но с другой, оно само стремится расширить свое влияние  на общество. Последняя тенденция  получает завершенное воплощение при тоталитаризме: гражданское общество практически "растворяется" в государстве. И наоборот, возможна ситуация, когда гражданское общество пытается поставить себя на место государства. Чрезмерная активность общества также может спровоцировать серьезные общественно-политические и экономические кризисы. Например, в России накануне 1917 г. существовало большое количество идеологически разнородных организаций, активно конкурирующих с государственной властью и отвергающих саму возможность диалога с ней. Есть и другая опасность. В середине ХХ в. обществоведы выступили с предупреждением, что чрезмерно большое количество активных групп интересов может парализовать функции представительной власти и исказить их в пользу более "организованных" групп даже в условиях зрелой демократии. Наконец, не только чрезмерное присутствие государства в экономической сфере, но и гражданское общество может негативно повлиять на экономическую эффективность. Например, требования определенных групп интересов об увеличении социальных расходов государства могут стимулировать инфляционные процессы.

Конструктивное взаимодействие гражданского общества с государством предполагает:

  • инициирование принятия политических решений органами власти, что тем самым побуждает к активности само государство;
  • укрепление частной инициативы, позволяющей решить ряд экономических и социальных проблем без вмешательства государства (организация общественно-полезных видов деятельности, благотворительных фондов, негосударсвенных учебных учреждений и т.д.);
  • формирование политической культуры граждан, в том числе гражданских форм поведения.

Американский политолог  Ф.Шмиттер указывает на еще одно важнейшее назначение гражданского общества - выступать источником "потенциального сопротивления произволу и тирании правителей, будь то незаконные узурпаторы или фанатичное большинство".

Итак, гражданское общество представляет собой внегосударственную сферу социума. Исследователи обычно помещают его между государством и экономической сферой.

В структурном плане оно  будет включать в себя:

  • во-первых, семейно-родственные, этнические, религиозные и моральные отношения, а также неопосредованные государством политические отношения между партиями и общественными движениями;
  • во-вторых, социальные институты: семья, церковь, негосударственные СМИ, культурные, религиозные, спортивные ассоциации, партии, органы местного общественного самоуправления, профсоюзы, торговые палаты, союзы предпринимателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Выявление  и  анализ   повторяющихся,   т.е.   закономерных,   связей, определяющих ход развития государства,  позволяют  и  увидеть  настоящее,  и заглянуть в будущее данного феномена.

Государству  как  относительно   самостоятельному   явлению   присущи собственные закономерности развития.  Однако  главные  импульсы  к  движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.

Однако из основных закономерностей  эволюции государства заключается  в том, что по мере совершенствования цивилизации  и  развитие  демократии  оно превращается  из  примитивного,  «варварского»  образования   принудительно - репрессивного характера в политическую  организацию  общества,  где  активно функционирует  весь  комплекс  институтов  государства  в   соответствии   с принципом разделения властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список  использованной литературы.

  1. Гаджиев К.С. Политология: учебник для вузов/К.С. Гаджиев.-М., 2003.- С. 99-145
  2. Мальцев В.А. Основы политологии : учебник для вузов/ В.А. Мальцев.-М.,1997.-С.329-336
  3. Общая и прикладная политология/Под общей ред В.И. Жукова, Б.И. Краснова.- М., 1997.- С.428-443
  4. Политология: учебник/под ред. М.А. Василика- М.,2003.-С.289-329.
  5. Политология: учеб. Пособие/под ред. Б.И. Кретова.-М.,2001.-С. 193-209.

 


Информация о работе Государство как основной субъект политики