Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 12:50, контрольная работа
Существует колоссальный разброс общественного мнения, характеризующего отношение населения к государству, - от абсолютизации его роли как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории развития государства и общества. Однако факт остаётся фактом: общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.
Введение
1. Государство: понятие, признаки, функции
2. Монархия и ее формы. Республика и ее формы
2.1 Монархия и ее формы
2.2 Республика и ее формы
3. Унитарное государство, федерация, конфедерация
3.1 Государственное устройство и его виды
3.2 Унитарное государственное устройство
3.3 Федеративное государственное устройство
3.4 Конфедеративное государственное устройство
4. Правовое государство. Государство и гражданское общество
4.1 Понятие, сущность и основные черты правового государства
4.2 Гражданское общество: содержание, структура, основные характеристики и признаки
4.3 Соотношение гражданского общества и государства
Заключение
Список использованной литературы
Второй слой - это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных групп и слоев. Это многообразие не может быть застывшим, закостеневшим в количественном и качественном отношении. Оно объективно стремится к постоянным изменениям. Многообразная социальная структура не может не иметь хорошо развитые вертикальные и, главным образом, горизонтальные связи. При размытой социальной структуре индивид связан с государством напрямую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод.
Существенную роль в формировании новых социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в ней всех индивидов. Создаются условия, при которых становится осязаемо культурное богатство общественного сознания и каждой личности в отдельности. Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен отчуждения личности. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития, внутренней свободы и способны к самостоятельным действиям при включении в тот или иной институт общественной жизни.
Третий, верхний слой гражданского общества образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными различиями групп по интересам, политических партий, движений, клубов и т.п. Таким образом, достигается культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой общества (политические партии).
Объективно деятельность институтов и организаций гражданского общества, связанных с индивидуальным выбором, теми или иными предпочтениями, ценностными ориентациями, нацелена на изменение в распределении власти и поэтому носит политический характер. Это относится не только к политическим партиям, но и к тем группам по интересам (профсоюзам, предпринимательским, фермерским организациям) или объединениям, движениям лиц из различных социальных групп для достижения общей цели, которые стремятся к решению большей части своих задач помимо государственной власти, на общественном уровне. Как только те же потребительские организации или экологические движения предпринимают попытки изменить законодательство для решения своих задач или принятия определенных решений от государственных структур, направленных на достижение поставленных ими целей (тем более, если они сами пытаются в разных формах участвовать в принятии этих законов или решений), они, не меняя своего первоначального предназначения, начинают играть политическую роль. И хотя значительная часть общественных объединений вообще не выходит в своей деятельности на политический уровень, необходимо отметить, что некоторые общественные объединения изначально выступают как субъекты политики, например добивающиеся равенства полов феминистские организации, движения сторонников мира, некоторые молодежные формирования и т.д., стремящиеся своими действиями внести существенные изменения в различные сферы государственной политики.
Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как систему внеполитических общественных отношений и институтов. Генезис этого общества кристаллизует его в достаточно стройную систему экономических, социально-политических, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других общественных отношений, которые, определяя государственную политику, выражают волю граждан общества. В рамках данной системы функционируют различные общественные организации, движения, политические партии (кроме правящей), религиозные организации, экономические ассоциации и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейными, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и интересами.
Существование гражданского общества, его формирование невозможны без появления новых общественных индивидов - граждан, имеющих равные гражданские права и своеобразные гражданские качества. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрением, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития. Такой новый тип личности находится в иных взаимоотношениях с общественными объединениями и институтами. В достаточно развитом гражданском обществе новые общественные индивиды не только не растворяются в коллективах, имеют собственную индивидуальность, но и обладают более высокой духовностью, строят свои взаимоотношения на чисто гражданской основе. Достижение такого положения вещей возможно только при кардинальном изменении психологии и мировоззрения людей, трансформации их экономического и социального статуса.
Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:
-равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
-гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;
-экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;
-гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;
-свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
-создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;
-свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;
-существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.
В условиях демократизации общества многократно возрастает ответственность каждого члена общества за принимаемые им решения, повышается значение наличия у него необходимого уровня гражданской культуры. Без гражданской культуры говорить о гражданине как о самоценной личности в современном смысле этого слова, а значит - и о гражданском обществе, бессмысленно. Гражданская культура является отражением всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие отражает уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его активности в претворении их в жизнь.
«Гражданская культура» - более широкое понятие, чем «политическая культура», оно охватывает все многообразие интересов различных социальных слоев гражданской сферы общественной жизни. В уровнях и механизме функционирования гражданской культуры много нюансов: она носит политический характер, так как выражает интересы различных классов, наций, социальных слоев и общественных групп; не может быть гражданской культуры без приоритета интересов личности, гражданских прав над национальными правами и интересами; уровень гражданской культуры во многом определяет общекультурный уровень развития человека, гражданина, без чего, при той роли, которую он играет в гражданском обществе, невозможно его нормальное функционирование.
В целом гражданская культура определяет фундаментальные ценности гражданского сознания, гражданского общества, которое может быть сформировано только при наличии высокой гражданской культуры его членов.
Заключение
Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что государство – основной и один из важнейших институтов не только политической системы общества, но и всего общества в целом. Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему регулированию общественной жизни. Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию.
Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.
В России, по-моему, нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Следовательно, чтобы разрешить эту проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами.
Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых независимых государствах государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.
Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. Более того, возможно лиэто совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека.
На смену идет иное мировосприятие действительности, как многовариантности, порой случайности, порой и вероятности бытия. Эти отчасти философские соображения в контексте современной политологии по-новому обосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное - именно в таком мире гражданин действительно свободен, может реализовать свои способности, достигать свои цели, удовлетворять свои интересы, а гражданское общество - процветать.
Таким образом, правовое государство может существовать только в паре, в связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И коль скоро такое общество складывается, в той же степени складывается и правовое государство. В этом его смысл, социальное назначение, будущее правового государства в существовании и развитии гражданского общества.
Правовое государство и гражданское общество складываются коэволюционно, синергетически. Поэтому странным звучит вопрос «построили» ли уже в России правовое государство, оправдана ли конституционная характеристика российского государства как правового. Характеристика оправданна, но только в том смысле, что такое государство находится на этапе становления, точно также, как на том же этапе находится и гражданское общество (свобода личности, либерально-демократический режим, рыночная экономика, частная и иные формы собственности и т.д.).
Пожалуй, будущее российской государственности и заключено в этих двух основных параметрах. Правовое государство является и фактором становления гражданского общества, точно также как гражданское общество воздействует на формирование правового государства. Идеал правового и социального государства получает закрепление и в целом, и в конкретных сферах жизнедеятельности общества. Государство правовое и социальное - последнее достижение научной юридической мысли конца XX века, величественная программа социально-экономической, политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы личности.
целью все этой открывающейся многокрасочной панорамы государственно-правовой жизни общества.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ);
2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1996. – 264 с.;
3. Валишевский К. Роман императрицы. Екатерина II. - СПб., 1908;
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1999. – 278 с.;
5. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология: Курс лекций. - М., Изд-во «Проспект», 1997. – 220 с.;
6. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Норма, 1990. – 144 с.;
7. Гоббс Томас. Сочинения. - М., 1989;
8. Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государств. - М., 1993;
9. Деев Н.Н. Государство и право. М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 1996. – 320 с.;
10. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов. - 2-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007. – 576 с.;
11. Зеркин Д.П. Основы политологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544 с.;
12. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. - 1991. - № 11. - С. 135;
13. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 2002. – 546 с.; :150%;mso-list:l12 level1 lfo6; tab-stops:45.0pt list 70.9pt'>14. Ключевский. В.О. Курс русской истории. - М., 1921;
15. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 12, Полит. науки. - 1998. - № 4. - С. 85-97;
16. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1994. – 415 с.;
17. Марченко. М.Н. Теория государства и права. - М.: Зеркало ТЕИС, 1996. – 390 с.;
18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. - 541 с.;
19. Мигранян А.М. Гражданское общество // 50/50. Опыт словаря нового мышления. - М., 1989;
20. Обществознание для абитуриентов / под. ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова. – 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. – (Домашний репетитор). – 380 с.;
21. Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: ЮНИТИ, 2004. – 484 с.;
22. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. - СПб., 1971. - 268 с.;
23. Рогов В.А История государства и права Росси IX - начала XX веков. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1995. – 604 с.;
24. Синчук Ю.В., Слоботчиков О.Н. Политология: Учебное пособие. – М.: Социально-экономический институт, Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2005. – 614 с.;
25. Соколов А.Н. Теория государства и права. - Калининград, 2002. – 320 с.;
26. Соловьев А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис. - 1996. - № 6. - С. 29-38;
27. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Проспект, 1996. – 460 с.;
28. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского, проф. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2003. – 420 с.;
29. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М: Проспект, 2002. – 472 с.;
30. Хатченков А.В., Хатченков Ю.А., Андронова Е.В. Политология: Учебное пособие. – М.: Феникс, 2005. – 480 с.;
31. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М.: Издательство «Интерстиль», 2002. – 377 с.;
32. Цыганов В.И. Проблемы теории государства и права: методические рекомендации, планы лекционных и семинарских занятий, задания для дипломных работ (для студентов, получающих высшее юридическое образование по заочной форме обучения на базе высшего образования). - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2005. – 505 с.;
33. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М., 1993;
34. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. – М.: Гардарика, 1996. - 465 с.;
35. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник для ВУЗов. – М.: Юрист, 1999. – 399 с.;
36. Чистяков О.И. История отечественного государства и нрава. - М.: Издательство «БЕК», 1999. – 578 с.;
37. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). – М.: Приор, 2001. – 312 с.
[1] Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. проф. В.М. Корельского, проф. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2003. - С. 184.
[2] Лазарев В.В. Общая теория права и государства.- 3-е издание, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1994. - С. 101.
[3] Венгеров А.Б., Кашанина Т.В. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 1994. – С. 108.
[4] Лазарев В.В. Общая теория права и государства.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1994. - С. 89.
[5] К. Валишевский. Роман императрицы. Екатерина II. - СПб., 1908. – С. 3.
[6] Ключевский. В.О. Курс русской истории. - М., 1921. - С. 21, 78.
[7] Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского, проф. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2003. - С. 185.
[8] Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. – М.: Гардарика, 1996. - С. 183.
[9] Радугин А.А. Политология. – М., 1999. – С. 45.
[10] Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского, проф. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2003. - С. 187.
[11] Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского, проф. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2003. - С. 187.
[12] Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. - 1991. - № 11. - С. 135.
[13] Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского, проф. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2003. - С. 189.
[14] Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - С. 197.
[15] Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология: Курс лекций. - М., 1997. - С. 85.
[16] Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 1999. - С. 198.
[17] Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. - М., 1994. - С. 297.
[18] Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. - М., 1993. - С. 56-57.