Сущности современного демократического
государства соответствует не только
его правовая, но и социальная форма.
Если сущностным содержанием правового
государства является защита свобод
человека от ограничений со стороны
государства, то социальное государство,
напротив, предполагает активную политику
с целью обеспечения права, которое,
вслед за русским философом В.С.
Соловьевым, можно определить как
право на достойное существование.
Социальное государство - это государство,
стремящееся к обеспечению каждому гражданину
достойных условий существования, прав
на социальную защиту, на участие в управлении
производством3. Считается, что такой тип государства
складывается во второй половине ХХ в.
в странах Запада во многом благодаря
влиянию социальных экспериментов социалистических
стран. Но первые признаки социального
государства стали появляться с конца
XIX в. в форме деятельности правительств
по борьбе с бедностью и по улучшению положения
рабочего класса. Германия стала первой
страной, где были приняты социальные
законы, предусматривающие страхование
по старости, болезни, а также устанавливающие
пенсии по старости. В США импульсом для
социализации государства стали социальные
преобразования В. Вильсона. Президент
призвал отказаться от подхода к государству
только как "ночному сторожу", задача
которого - охрана собственности. По его
мнению, активная деятельность государства
в социально-экономической сфере может
стать основой всеобщего благоденствия.
Основные направления социальной политики
американского государства были предопределены
"Новым курсом" президента Ф. Рузвельта
- программой выхода страны из глубочайшего
экономического кризиса 1929-1933 гг., названного
"великой депрессией".
Компетенция современного социального
государства гораздо шире и распространяется
на образование, здравоохранение, рынок
труда, систему социального страхования
от таких классических рисков, как
болезнь, безработица, возраст и
др. В разных странах приняты программы,
призванные гарантировать общедоступность
и бесплатность здравоохранения, основного
общего и среднего профессионального
образования, помощь инвалидам, пенсионерам
и другим социально уязвимым группам;
программы по созданию новых рабочих
мест и развитию системы переобучения
безработных и по трудоустройству
молодежи. Подобным образом государство
гарантирует право своих граждан
на "достойную жизнь", право
на минимальный стандарт благополучия,
а в идеале - примерно одинаковые
для всех социальных групп стартовые
возможности для реализации жизненных
целей.
Внутреннюю политику социального
государства можно охарактеризовать
как средство утверждения социального
компромисса в обществе. В перераспределении
помощи от одних групп к другим
(от работающих к пенсионерам и инвалидам,
от высокодоходных граждан к малообеспеченным
и т.д.) реализуются отношения солидарности.
Другой целью социального государства
является смягчение социального неравенства
и поддержание стабильного социально-экономического
положения граждан.
- Эффективность социального государства находится в зависимости от ряда факторов. Среди них обычно выделяют:
- высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределение средств на социальные программы;
- согласие основных политических сил о необходимом наборе социальных программ, реализуемых государством. Достижение подобного консенсуса позволяет сохранить преемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий;
- развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности.
Реализация социальных прав человека
позволяет характеризовать политику
государства в терминах социальной
справедливости. Эти аспекты всегда
находятся в центре внимания политических
партий и движений, являются важнейшей
составной частью их программ. Социал-демократические
и коммунистические партии настаивают
на расширении социальных программ, в
то время как правые партии критикуют
социальное государство, связывая с
ним такие явления, как разрастание
бюрократического аппарата, рост массового
иждивенчества, повышение налогов,
что в итоге негативно сказывается
на частной инициативе и может
стать тормозом экономического развития.
Например, неоконсерваторы отстаивают
тезис об адресной социальной поддержке,
что должно сократить количество
получателей социальной помощи.
Действительно, в последние годы
не только Россия, но и страны Запада
столкнулись с рядом проблем
в реализации государством своих
социальных функций. Среди причин можно
выделить и спад экономики ряда стран,
и необходимость увеличения инвестиций
в производство для его технического перевооружения,
и тенденции к дебюрократизации управления.
К этому следует добавить изменившуюся
демографическую ситуацию в большинстве
стран: увеличение доли пожилых людей
по отношению к остальному населению.
Обеспечение их права на достойное существование
требует увеличения социальных расходов.
Во многих странах эта проблема получает
новое разрешение: не только государство,
но и структуры гражданского общества
берут на себя ответственность за распределение
социальной помощи, создавая негосударственные
формы социального страхования и социальной
поддержки.
Государство и
гражданское общество
Формирование правового государства
возможно лишь на основе развитого
гражданского общества. В понятии "гражданское
общество" отражена иная, нежели государство,
сфера социальной жизни - сфера частногражданской
жизни людей, где доминируют предприимчивость,
инициатива и частный интерес. Гражданское
общество - это сфера социальной жизни,
в которой люди взаимодействуют самостоятельно
и автономно по отношению к государству.
В государстве преобладают вертикальные
отношения и иерархичные связи, для гражданского
общества характерно преобладание горизонтальных
связей - отношений конкуренции и солидарности
между юридически свободными и равноправными
партнерами.
Какое состояние системы социальных
отношений можно определить как
гражданское общество? В современной
теории нет единого ответа. Одни
исследователи считают возможным
применить эпитет "гражданское"
к догосударственному обществу (такой
подход вряд ли является продуктивным,
т.к. первобытное общество предполагало
не автономию, а растворение индивида
в родоплеменной группе); другие
считают, что таковым оно становится,
когда появляется государство; третьи
связывают его с развитием
капитализма в экономике и
с преобразованием характера
отношений между властью и
населением, когда отношения между
властью и подданными трансформировались
в отношения между властью
и гражданами.
- К важнейшим условиям существования гражданского общества можно отнести следующие:
- автономность по отношению к государству, что предполагает наличие правового механизма, который защищает его от прямого вмешательства со стороны государства, реальные гарантии личных прав и свобод;
- наличие свободных и самостоятельных граждан, как основных акторов политики;
- многообразие структурных элементов, в том числе организаций и институтов, посредством которых различные группы выражают свои интересы;
- способность к коллективным действиям и самоорганизации: активность граждан не ограничивается только периодическим голосованием на выборах, а проявляется в инициативных движениях, в создании разнообразных негосударственных ассоциаций и др. Показателем способности гражданского общества к самоорганизации является многопартийность. Партии призваны "отфильтровать" интересы различных социальных групп и воплотить их в конкретные решения государственной власти. Тем самым гражданское общество является источником законов;
- отношения солидарности, которые уравновешивают конкуренцию и потенциальную конфликтность групп интересов самого общества. Это проявляется в создании негосударственных благотворительных организаций, в участии граждан в общественно-полезных видах деятельности. Так, например, каждый третий гражданин Германии старше 14 лет безвозмездно работает в среднем по пять часов в неделю в какой-нибудь общественной или благотворительной организации4. Своеобразной формой выражения солидарности с будущими поколениями выступают действия экологических движений в защиту окружающей среды;
- ограничение социальных конфликтов цивилизованными рамками;
- многоукладная рыночная экономика как основа независимости граждан от государства.
Отношения между государством и
гражданским обществом могут
носить сложный и противоречивый
характер. С одной стороны, государство
призвано реагировать на импульсы,
идущие от общества, и в конечном
счете должно подчиняться его
интересам, но с другой, оно само
стремится расширить свое влияние на
общество. Последняя тенденция получает
завершенное воплощение при тоталитаризме: гражданское общество практически "растворяется"
в государстве. И наоборот, возможна ситуация,
когда гражданское общество пытается
поставить себя на место государства.
Чрезмерная активность общества также
может спровоцировать серьезные общественно-политические
и экономические кризисы. Например, в России
накануне 1917 г. существовало большое количество
идеологически разнородных организаций,
активно конкурирующих с государственной
властью и отвергающих саму возможность
диалога с ней. Есть и другая опасность.
В середине ХХ в. обществоведы выступили
с предупреждением, что чрезмерно большое
количество активных групп интересов
может парализовать функции представительной
власти и исказить их в пользу более "организованных"
групп даже в условиях зрелой демократии5. Наконец, не только чрезмерное присутствие
государства в экономической сфере, но
и гражданское общество может негативно
повлиять на экономическую эффективность.
Например, требования определенных групп
интересов об увеличении социальных расходов
государства могут стимулировать инфляционные
процессы.
- Конструктивное взаимодействие гражданского общества с государством предполагает:
- инициирование принятия политических решений органами власти, что тем самым побуждает к активности само государство;
- укрепление частной инициативы, позволяющей решить ряд экономических и социальных проблем без вмешательства государства (организация общественно-полезных видов деятельности, благотворительных фондов, негосударсвенных учебных учреждений и т.д.);
- формирование политической культуры граждан, в том числе гражданских форм поведения.
Американский политолог Ф. Шмиттер
указывает на еще одно важнейшее
назначение гражданского общества - выступать
источником "потенциального сопротивления
произволу и тирании правителей, будь
то незаконные узурпаторы или фанатичное
большинство".
Итак, гражданское общество представляет
собой внегосударственную сферу социума.
Исследователи обычно помещают его между
государством и экономической сферой.
- В структурном плане оно будет включать в себя:
- во-первых, семейно-родственные, этнические, религиозные и моральные отношения, а также неопосредованные государством политические отношения между партиями и общественными движениями;
- во-вторых, социальные институты: семья, церковь, негосударственные СМИ, культурные, религиозные, спортивные ассоциации, партии, органы местного общественного самоуправления, профсоюзы, торговые палаты, союзы предпринимателей.