Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

Государство является основным институтом политической системы общества, которое организовывает, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и классов.

Основным средством осуществления политической власти в обществе является государство.

Содержание работы

1.Основные концепции происхождения государства.

2.Возникновение и сущность государства, его функции.

Файлы: 1 файл

КР по политологии.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

     Функции государственного управления состояли в следующем: управление общинным земледелием; выполнение общественных ритуалов и обрядов; защита от военных нападений и организация военных походов против других городов – государств; создание и распределение общественных фондов на случай стихийных бедствий, военных нашествий; рассмотрение и разрешение споров между жителями; контроль за осуществлением межгосударственного продуктообмена, а затем и товарообмена и др. (2, стр. 17)

     Многочисленные  функции потребовали разветвленного аппарата управления, который постепенно от основной массы населения. Вместе с тем исчезает практика выборности и сменяемости лидеров и функционеров любых управленческих структур. Таким образом, города – государства стали системой нового типа – политическим, структурным и территориальным образованием. Та часть людей, которая занималась только управленческими делами, образовала первичную бюрократию, нуждаясь для своего содержания в денежных средствах, поступающих от общества в казну в виде налогов, дани, иных средств. (2, стр. 17)

     Можно сделать вывод, что государство  возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни  общинников – земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике. Государство образуется постепенно, в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием человеческого общества. (2, стр. 18)

Иначе начинает рассматриваться государственная  власть в эпоху Нового времени. Собственно и само понятие "государство" формируется именно в этот период. Ранее для обозначения публичной власти использовались разнообразные термины - "королевство", "деспотия", "республика", "княжество" и т.п. Н. Макиавелли впервые предложил использовать для обозначения государства слово "stato" (лат. status - положение, статус) как характеризующее сущность единоличной власти главы республики и, одновременно, все политическое сообщество, возникающее под его эгидой.

      Сначала он укореняется в Испании («estado») и во Франции («etat»), позднее – в Германии («Staat»). С самого начала его содержание определяется развитием современного государства. Исходное латинское слово «status» («состояние», в средние века также «сословие») постепенно приобретает новое значение. Им обозначали приверженцев обладателя власти, затем обладание властью и, наконец, власть как общественную функцию. Но помимо этого, в смысл данного термина включаются и существовавшие до Нового времени значения, в связи с чем исчезают более древние слова «respublika», «civitas», «regimen», «imperium».

      В русском языке аналогом термина  stato выступает слово государство. Оно является производным от слова государь, которое возникло  вследствие звукового изменения при быстром темпе произношения общеславянского слова господарь. Исконный его смысл – «хозяин», затем оно приобретает значение «владыко», «государь». От последнего слова образовано существительное государство, которое встречается в литературных памятниках с XV в. Первоначально оно значило «проявление власти государя», затем «земли, подчиняющиеся его власти», и наконец – политический институт, наделенный высшей властью в пределах определенной территории.

      Таким образом, происхождение термина «государство» показывает, что его следует рассматривать как конкретное, привязанное к исторической эпохе понятие и относить исключительно к современному государству. В настоящее время этот термин также в зависимости от контекста может иметь различный смысл. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и исполнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование. Во-вторых, этот термин употребляется для обозначения отношений политической власти, т.е. отношений господства и подчинения между различными группами граждан, между органами власти, а также между органами власти и общественными организациями. В-третьих, в обыденной речи термин «государство» зачастую употребляется как синоним понятий «страна», «отчизна», «общество».

      Из  всего многообразия определений  понятия «государство» выделим  понятие государства в политическом значении. Государство – это исторически обусловленная, выделившаяся из общества политическая организация, выступающая инструментом осуществления власти, обеспечивающим управление обществом и защиту его экономических и политических структур на основе определенных правовых норм. 
 
 

     2. Функции государства

 

     Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации.

     Функции государства классифицируются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),
  • по значению: на основные и не основные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

     Основной  классификацией является деление функций  государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства  относятся:

  1. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  2. Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  3. Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  4. Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  5. Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  6. Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  7. Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
  8. Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

     К внешним функциям государства относятся:

  1. Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  2. Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  3. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

     Структурно  государство складывается из:

  • представительных органов (в т.ч. высших, законодательных),
  • исполнительно-распорядительных органов,
  • судебных органов, аппарата принуждения и охраны правопорядка (полиция, суд, прокуратура),
  • институтов, связанных с духовным производством,
  • органов, обеспечивающих осуществление внешнеполитических функций (армия, разведка, органы межгосударственных отношений).

     Общие особенности построения этих органов, порядок их взаимодействия, а также традиции взаимоотношений государства и гражданского общества характеризуют форму государства.  

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Политология: учеб.для вузов / С.В.Решетников, Н.П.Денисюк, М.Ф.Чудаков и др.; под ред.С.В.Решетникова. – 5-е изд.-Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 448 с.

     

  1. Политология: Учебник / В.А.Мельник. – 4-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Выш.шк., 2002. – 523 с.
 
  1. Политология. Курс лекций (Под ред.М.А.Слемнева) –  Витебск.: ВФ УО ИСЗ, 2003. - 257 с.

Информация о работе Государство в политической системе общества