Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:47, контрольная работа
Бе́лое движе́ние (также встречалось «Белое дело», «Белая идея») — военно-политическое движение разнородных в политическом отношении сил, сформированное в ходе Гражданской войны 1917—1923 годов в России с целью свержения советской власти. Включало в себя представителей как умеренных социалистов и республиканцев, так и монархистов, объединённых против большевистской идеологии и действовавших на основе принципа «Великой, Единой и Неделимой России». Белое движение было крупнейшей антибольшевистской военно-политической силой во время Гражданской войны в России и существовало наряду с другими демократическими антибольшевистскими правительствами, националистическими сепаратистскими движениями на Украине, Северном Кавказе и басмачеством в Средней Азии.
Внутренняя и внешняя политика Советской России в 1917–1920–х гг.
Причины и основные этапы гражданской войны.
Уроки и итоги гражданской войны.
Понятие «белый террор» применяется в современной историографии, хотя сам по себе термин является условным и собирательным, так как в антибольшевистские силы входили не только представители Белого движения, но и весьма разнородные силы.
В отличие от «красного
террора», провозглашённого большевиками,
как средство установления их политического
господства, сам термин «белый террор»
не имел ни законодательного, ни даже пропагандистского
утверждения в Белом движении
в период гражданской войны. Белой
армии была присуща жестокость, свойственная
войне, однако между террористической
политикой большевиков и «
белые никогда и
ни на каких из занятых их
армиями территорий не
руководство Белого
движения никогда не призывало
к массовому террору, к
участники Белого движения
не видели в проведении
Ряд исследователей считают, что особенностью «белого террора» являлся его неорганизованный, спонтанный характер, что он не возводился в ранг государственной политики, не выступал в роли средства устрашения населения и не служил средством уничтожения социальных классов или этнических групп (казачества, калмыков), в чём состояло его отличие от Красного террора[2].
Сепаратный мир
Сепаратный мир, мир, заключённый с противником государством, входящим в коалицию стран, ведущих войну, без ведома и согласия своих союзников. Обычно заключается до общего прекращения войны. Термин "С. м." использовался во время 1-й мировой войны 1914—18, когда попытки заключить С. м. неоднократно предпринимались державами германской коалиции.
Расказа́чивание — проводившаяся большевиками в ходе Гражданской войны политика[1] — массовый Красный террор и репрессии против казачества как социальной и культурной общности, сословия Российского государства[2]. Политика расказачивания заключалась в массовых расстрелах, взятии заложников, сожжении станиц, натравливании иногородних на казаков[1]. Политика расказачивания была начата большевиками с принятием 11 (24) ноября 1917 декрета ВЦИК СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и постановления СНК от 9 (22) декабря 1917: началась ликвидация сословных перегородок и повинностей казаков, постепенно превратившиеся в истребление казаков[3]. Довольно часто это связывают также с директивой Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года[3]. В процессе расказачивания проводилась также реквизиция домашнего скота и сельскохозяйственных продуктов, переселение иногородней бедноты на земли, ранее принадлежавшие казачеству, в сочетании с действиями по формальной ликвидации казачества[4].
Революцио́нный вое́нный сове́т республики (РВСР, Р. В.С. Р.), реввоенсове́т (РВС) — высший коллегиальный орган управления и политического руководства Рабоче-крестьянской Красной армией (РККА) в 1918—1934 годах. Создан на основании постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 года о превращении Советской Республики в военный лагерь. |
Революционный военный совет Республики (РВСР), с 28 августа 1923 — Реввоенсовет СССР, был высшим коллегиальным органом военной власти в стране с 6 сентября 1918 года по 20 июня 1934 года. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1934 г. РВС СССР был упразднен.
Члены РВСР намечались ЦК РКП(б) и утверждались Совнаркомом. Количество членов РВСР было непостоянным и составляло, не считая председателя, его заместителей и Главкома, от 2 до 13 человек. Всего за время существования РВСР его членами были 52 человека.
Председателем
РВСР был нарком по военным и морским
делам. В его функции входил контроль
за правильностью претворения
Один заместитель председателя (должность учреждена в октябре 1918 г.) через Управление делами РВСР и Всероглавштаб руководил центральным и местным военным аппаратом, координировал его деятельность с работой Главного командования, являлся докладчиком по военным вопросам в партийных и правительственных органах, в ведении второго заместителя (должность введена в 1924 г.) находились вопросы боевой подготовки войск.
Руководство и управление Красной армией РВСР осуществлял через подчиненные ему штабы и управления:
Председатели
Советская историческая энциклопедия. Т. 11. М., 1968. Сб. 912—913.
http://ru.wikipedia.org/
революционная законность
В условиях революционных преобразований становится актуальной проблема создания новой правовой системы, ее институциональных основ. Октябрьская революция 1917 г. не явилась исключением и привела к отмене старых правовых институтов и к провозглашению новой революционной законности, новых источников права. Форма законодательных актов была различной: обращения, декреты, постановления, декларации (формы заимствовались с эпохи Французской революции).
Становление советского государства и права в первый период развития (1917–1920-е гг.) характеризовалось изданием законов по отдельным проблемам и необходимостью проведения кодификации. Формирование основ нового права и законодательной политики началось с издания первых декретов новой власти. Декрет о суде № 1, принятый на заседании СНК 22 ноября 1917 г., отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию» и ликвидировал все старые судебные органы, упразднял институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Декрет объявил правосознание революционно настроенных граждан источником права при отсутствии новых писаных законов.
Революционное правосознание предполагало:
- отрицание всех законов эксплуататорского общества;
- приоритет интересов революции;
- признание неизбежности отмирания законов и системы права в целом после создания бесклассового общества.
Революционное правотворчество осуществлялось также самими судебными органами, высшими органами власти в лице съездов Советов, а также правительством (Совет народных комиссаров), руководящими органами (Центральный комитет) политической партии и даже местными Советами и исполнительными комитетами. Таким образом, источниками права в этот период были революционное правосознание, обычное право, нормативно-правовые акты высших государственных органов, решения судебных органов, партийные решения.
По происшествии нескольких месяцев советские и партийные работники стали иметь дело с необозримым собранием законов и постановлений, полных декларативности и противоречий. Помимо декларативности и неконкретности, законодательные акты новой власти нередко составляли законы без должного обеспечения процедурами и методами реализации.
Подтверждением является употребление законодателем нескольких интерпретаций «революционного правосознания»:
- ст. 5 Декрет о суде
№ 1 от 22 ноября 1917 г. рассматривает
«революционную совесть» и «
- ст. 36 Декрет о суде
№ 2 от 22 февраля 1918 г. вводит
понятие «социалистическое
В период проведения новой экономической политики развернулась дискуссия по вопросу о революционной законности в отношении экономики переходного периода. Нарком юстиции П. Стучка в своих выступлениях на заседаниях кодификационных комиссий подчеркивал, что революционная законность – этот тот правопорядок, который признавался «верховными органами пролетарской диктатуры» [1] целесообразным и общеобязательным. Как мы видим, революционное правосознание рассматривалось в качестве ведущего принципа правотворчества и в период экономических преобразований 1920-х гг. и было положено в кодификации. Сама «кодификация – способ лучшего в данных условиях достижения цели» [2]. Социалистическое правосознание – это метод, воспол-няющий пробелы в законе (ст. 9, 10 УК РСФСР 1922 г., ст. 4 ГПК РСФСР 1923 г.)
В целом, в правовой теории
1920-х гг. революционная законность
– это установленный и
Дискуссия о революционной законности вызвала в научных школах разное понимание ее основ. М. Рейснер, психологическая теория права, отождествление ее форм. И. Ильинский, социологическая интерпретация права, законодательство есть плановая политика: «Мы не говорим о верховенстве законов, но говорим, что части подчинены целому и что в социальном строительстве отдельные его акты увязываются объединяющим их общим началом» [4].
В 1919 г. П. Стучка предлагает
начать кодификацию нового права
по схеме. На первом месте Конституция,
потом «социальное право», то есть
семейное право и право социального
обеспечения, затем «имущественные
права» (нормы о национализации земли
и производства), а на последнем
месте – правила о труде, остатки
договорного права и
На практике советские
правоведы столкнулись с
Вестник СГУТиКД. 2010. № 4 (14)
179
применительно к «особенностям экономической ситуации».
Доктрина «социалистической закон-ности», на первый взгляд, исходила из нормативистской теории правопони-мания, однако не означала установления верховенства закона, поскольку сохранила права судей на практике применять принципы целесообразности, аналогии и объективного вменения. Все недостатки в формировании новой правовой системы видны на региональном компоненте становления революционной законности.
В Сочинском районе первые
мероприятия по реализации норм революционной
законности проводились в 1920-е гг.
Поселение г. Сочи являлось районным
центром южной части
1. Усилить надзор за
проведением в жизнь
2. Произвести глубокую
ревизию работ сельских
3. Изыскать меры к подбору
квалифицированного состава
На тот момент район Сочи обслуживался строевой милицией: город – 25-ю единицами и район – 17-ю. Квалификация штатного состава по городу и району была равна 80 % в силу текучести состава. Эта статистика отражена и в отчетном докладе Сочинского райисполкома в Черноморский окружной исполком за период 1925–1926 гг. [6]: «Состав городской милиции удовлет-ворителен, квалификация сельской милиции низкая. Основным недостатком служит текучесть состава, что затрудняет надлежащую обработку его» [7].
Сочинский РИК в этот период выслу-шивал от руководства Административного отдела поквартальные объяснения проблемы текучести кадров, плохого материального состояния дел на конец отчетного года [8].
В 1926 г. Сочинскую милицию возглавил новый начальник тов. Чайка, он, столкнувшись с целым комплексом проблем, упущений, представил развернутый доклад начальнику административного отдела Черноморского окружного исполкома о состоянии работы местного административного отдела и всех трудностей, с которыми столкнулся в своей работе [9]. К докладу [10] дана статистика: за IV квартал 1925 г. личный состав УГРО: 3, срок службы более 3-х, крестьяне, неграмотные, прибыло 2, убыло 2, ср. з/п 69 р. 50 к. Преступность среди сотрудников милиции:
- присвоение и растрата (ст. 113 УК) – 2 (комсостав и ст. мил.);
- канц. состав и хоз. состав (ст. 113 УК) – 1;
- служебный подлог (ст. 116 УК) – 1.
На 1 января 1926 г. УГРО: 3, от 1 года до 3 лет – 2, более 3 лет – 1. 1 – рабочий, 2-е крестьян, образование низшее и грамотность – самоучки, ср. з/п 62 р. 50 к. Преступность среди личного состава: в мае 1926 г. сбежал со службы ст. сельский милиционер Волковского подрайона Овсянников.
На 1 января 1927 г. по УГРО 3 чел., менее 6 мес. – 2, до 1 г. – 1, из служащих – 1, крестьян – 2. Высшее законченное – 1, низшее – 2, членов РКП(б) – 1. Из строевого состава Красной Армии прибыло 4, убыло 4.
Инспектор УГРО – 85 р. в месяц, агент 1 разряда – 60 р., агент 2 разряда – 50 р., причем последний по штату только на 6 месяцев.
Как видно из приведенных
фактов, текучесть личного состава
– 100 %. Одна из основных причин – это
недостаточный прожиточный