Гражданское общество и правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

План.
1. Введение
2. Правовое государство
3. Признаки правового государства
4. Гражданское общество
5. Признаки гражданского общества
6. Практика становления правового государства в России

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.57 Кб (Скачать файл)

государства. Предпочтение я отдаю этому определению: гражданское  общество -

это такое общество, в котором различные по своей  природе объединения граждан (

партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы ) осуществляют связь между

человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность.

То есть при наличии  гражданского общества, правительства - это лишь один

элемент, сосуществующий с  различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.

Все это разнообразие носит  название плюрализма и предполагает, что многие

организации и институты  демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные

социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии.

Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет

отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан

демократического общества. Посредством участия в этих организациях

разнообразными способами  можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

  

  Признаки гражданского общества.

Т.В.Кашанина и А.В.Кашанин дают следующее определение гражданского общества.

Гражданское общество —  это общество с развитыми экономическими,

политическими, правовыми, культурными  отношениями между его членами,

независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это  союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.) . Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

высокое сознание людей;

высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

широкие связи между членами  общества;

наличие государственной  власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

децентрализация власти;

передача части власти органам самоуправления;

согласование позиций  вместо конфликтов;

развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием

принадлежности к общей  культуре, нации;

личность гражданского общества — это человек, ориентированный  на созидание, духовность.

 Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят следующие :

Гражданское общество —  это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе. Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической—наличие широкой

и развитой сети общественных образований, в которых индивид  может проявить и защитить себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

Гражданское общество —  это саморазвивающаяся и самоуправляемая  система.

Индивиды, объединяясь в  различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Гражданское общество —  правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством.

Правовое государство  можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Правовое государство  не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

     Практика становления правового государства в России.

"Сейчас завершается   важный  этап  преобразования  России в демократическое государство.  На основе Конституции формируется демократическая система власти" - Б.Н.Ельцин. Реальные демократические преобразования в праве начались  со  второй  половины 80-х годов в годы перестройки,  особенно после поражения августовского (1991г.) путча.  Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения,  стали  развиваться  демократическое законодательство, система  правосудия (созданы Конституционны суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена  на  утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,  независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита  прав  и свобод,  чести и достоинства человека  -главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства  предполагает  создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. В качестве одной из важнейших задач,  связанной с формированием правового государства,  следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства,  формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического,  правового.

Это Декларация о государственном  суверенитете Российской Федерации,

Декларация прав и свобод человека и гражданина,  закон  о гражданстве,  закон о собственности,  Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

В течении долгих десятилетий в нашей стране  действовала однопартийная

система, которая исключала  возможность создания и функционирования легальных оппозиционных  партий.  Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности. Поэтому одним из  путей формирования  правового государства,  одним из направлений этой работы является  развитие  гражданского  общества, выступающим важным звеном между личностью и государством,  в котором реализуется большая часть прав и свобод человека;  утверждение принциповполитического плюрализма.

Необходимым фактором,  определяющим во многом успех многих преобразований  в государственной  и политической жизни нашего общества,  является уровень политической и правовой культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан,  но и у представителей государственного аппарата.

Уважение и соблюдение конституции,  закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

Сейчас на  территории  распавшегося  СССР   происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах"  государственных  и  правовых систем,  соответствующих

требованиям современного гражданского общества.  Это развитие все более

осложняется из-за  того,  что общество переживает жесточайший  экономический и социальный кризис,  существенно отразившийся на уровне жизни  людей  и  резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Суровая закономерность,  а может быть трагическая неизбежность в том, что

человеческая природа  и социальная жизнь все еще  далеки  от совершенства.

Реалистичнее не мечтать  о полном искоренении зла,  а  стремиться к его

ограничению. В том числе  и с помощью создания правового  общества. ¦  Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека.

На данный  момент нет  альтернативы правовому государству,  если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую. Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать об

мусульманских государствах, где существует религиозная система права. Поэтому скажем так:  На данный момент не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему ценностей западной цивилизации.

                     Список использованной литературы                    

     Р. Т. Мухаев.  Теория государства и      права.   Учебник для

  1. вузов. Тема 13.
  2. Общая теория      права и государства. Учебник под
  3. редакцией В.В.Лазарева.
  4. Государственное      право
  5. Российской Федерации. Учебник под редакцией О. Е. Кутафина

Информация о работе Гражданское общество и правовое государство