Гражданское общество и правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

История политических учений представляет собой процесс развития соответствующей формы общественного сознания, подчиненный определенным закономерностям. Политические учения разных эпох обусловлены влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политической идеологии.

Файлы: 1 файл

Istoria_politicheskikh_ucheny.docx

— 65.65 Кб (Скачать файл)

Своеобразной энциклопедией церковной идеологии средних веков явились работы доминиканского монаха Фомы Аквинского (1225-1274). Ученый пытался приспособить взгляды Аристотеля к дотам католической церкви и таким образом еще больше укрепить ее позиции. Цель государственности - общее благо, обеспечение условий для достойной, разумной жизни. Доказывал превосходство духовной власти над светской, Фома Аквинский ввел понятии трех элементов государственной власти: 1) сущность; 2) формы (происхождение); 3) использование.

Божественное происхождение власти отстаивал и ислам. Впитавший в себя религиозно-политические представления ряда религий (иудаизма, христианства и др.), он обосновывает теократии, превосходство духовной власти над светской, идею верховенства церкви.

Политические учения эпохи Возрождения и Реформации

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Главным очагом европейской Реформации была Германия. Оно стало называться Реформацией, так как ближайшими целями этого движения являлись "исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства.

У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом её бюргерского крыла являлся немецкий идеолог Мартин Лютер (1483-1546). Один из исходных пунктов его учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными, все сословия одинаковы. Эта идея Лютера фактически явилась одной из первых раннебуржуазных версий равноправия.

К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509-1564), проведший коренную реформу устройства церкви. Осуждая феодально-монархические круги за насилие, произвол, беззаконие и предрекая за это правителям божью кару, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Наихудшей формой правления была для Кальвина демократия. Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством.

Кальвинистская идеология сыграла в истории видную роль. Она существенно содействовала первой успешной буржуазной революции в Нидерландах и утверждению в этой стране республики. На ее основе возникли республиканские партии в Англии и, прежде всего, в Шотландии.

Теологическое мировоззрение в рассматриваемый период еще удерживало сильные позиции. Католическому отрешению от земных радостей была противопоставлена вера в могущество разума, творческие силы человека. Это направление общественной мысли получило наименование гуманизма. Оно также известно как идеология Возрождения, так как использовало идеалы античного мира.

Главой того течения в гуманизме, которое обычно называют "христианским гуманизмом", явился Эразм Роттердамский (1469-1036). Голландский мыслитель полагал, что главы государств при проведении внешней политики должны преследовать цели, соответствующие интересам населения своей страны. "Пусть государи будут мудрыми для пользы народа" - призывал Эразм властителей. В вопросах войны и мира государи должны были соизмерять все свои политические планы и решения с интересами страны. По убеждению голландского гуманиста именно мир, а не насилие и войны, воплощает в себе вое ценности человеческой культуры. Одним из первых в истории политической мысли Эразм Роттердамский призывал к перестройке территориальных отношений между государствами и придании им более стабильного характера. Заслуживает высокой оценки и усилия голландского ученого придать методам достижения политических целей последовательно разумный, подлинно человеческий характер. Он стремился доказать, что политика - это деятельность, подчиненная законам человеческой мудрости, и человек не может отказываться от разумной деятельности, не отказываясь от самого себя.

 

 

 

 

Проблема человека, соотношение личности 
    и государства в политических учениях XVI-XVII веков

Особое место в истории политической мысли занимает Никколо Макиавелли (1469-1527). Он выдвинул новую концепцию политических отношений и своими работами в немалой степени способствовал переходу от миропонимания средних веков к идеям и представлениям более высокого этапа развития материальной и духовной культуры народов. Рассматривая государство и его функции с "человеческой точки зрения", Макиавелли пришел к выводу о том, что интересы и нужды людей должны составлять основное содержание деятельности государства.

В результате разрыва с религиозным миросозерцанием Макиавелли обосновывал политику как опытную науку. Задачу политической науки он видел в том, чтобы объяснять действительное положение вещей, опираясь па фактический материал, на исторический опыт, а не предаваться утопическим мыслям, иллюзиям и догмам. Государство в теории Макиавелли означает политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных; наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти; наличие юстиции, учреждение законен.

Говоря о формах государства, Макиавелли выделял формы правильные (монархия, аристократия и демократия), целью которых является общее благо и величие государства, и неправильные (тирания, олигархия и распущенность), в которых властители заботятся лишь о собственной пользе, попирают законы, игнорируют безопасность граждан и пренебрегают пользой отечества. Установление каждой из этих форм зависит от соотношения сил, участвующих в борьбе за власть. Макиавелли делает вывод: обострение социально-политических противоречий, нарушение неустойчивого равновесия борющихся сил увеличивает возможность установления монархии и в определенных обстоятельствах делает ее неизбежной.

Учение Макиавелли способствовало укреплению абсолютизма и решению назревших задач развития государственности.

Политическая идеология утопического социализма, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, противостояла политическим теориям господствующих классов. Критика и отрицание существующего общественного строя привели к качественно новым взглядам на государство и властвование. Утописты связывали будущее общество с демократической организацией, с самым широким участием масс в управлении делами государства. Трактат Томаса Мора (1478-1535) "Утопия" был пронизан страстным протестом против строя, основанного на частной собственности. Идея утопического социализма в Италии были развиты Томмазо Кампанеллой (1560-1639), автором труда "Город солнца", страстным противником частной собственности. Политическое устройство, которое Т.Мор считал идеальным, основано на всеобщем равенстве и свободе.

     Идея утопического  социализма в Италии были развиты  Томмазо Кампанеллой (1560-1639), автором труда "Город солнца", страстным противником частной собственности. В городе Солнца установлены равенство мужчин и женщин, демократическая организация государственной власти. Во главе государства стоит первосвященник. Эту должность занимает самый мудрый и образованный гражданин, который сам уступит его тому, кто окажется мудрее и ученее его. Этот верховный правитель, именуемый "Солнце" или "Метафизик", является светским и духовным главою власти.

 

 

Ранние буржуазные революции и учения о политике

Кризис феодальной системы достиг своей первой кульминационной точки в период нидерландской (голландской) и английской раннебуржуазных революций XVII в. В ходе идейной подготовки этих революций, в самом процессе их проведения складывалось и активно включалось в классовую борьбу такое явление формировавшегося буржуазного политико-правового сознания, как юридическое мировоззрение. Оно выступило антиподом христианского богословия, под сильным влиянием которого развивалась со времен средневековья политическая и правовая мысль.

Исходной стала идея естественных прав человека. Эти права представляли собой продиктованные разумом, от природы данные людям свойства, среди которых такие, как быть свободным в убеждениях и действиях, обладать и распоряжаться собственностью, являться равными друг другу,иметь гарантии от произвола и т.п.

Идею естественных прав развивала и дополняла концепция общественного договора. Согласно этой концепции люди, пользовавшиеся в преддверии цивилизации своими естественными правами, решили выйти из "естественного состояния" и жить в гражданском. Для этого они заключили договор и таким путем создали государство, вставшее над ними, вобравшее в себя и индивида, и общество.

Благодаря концепции общественного договора изменился взгляд на источник публичной власти в государстве. Это требовало, установления разумных пределов вмешательства государства в жизнь индивида и общества, налаживания взаимозависимых; отношений между властвующими и подвластными. 

Представителями политической мысли того времени в Голландии являются Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза. Гроций (1563-1645) - приверженец теории естественного права я общественного договора. Право он делил на "естественное" и "человеческое".  Отрицательное отношение к феодальным общественным порядкам, стремление изменить их в соответствии с принципами человеческой природы получили дальнейшее развитие в политических взглядах Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677). Государство, по мнению Спинозы, возникло на основе общественного договора, после чего оно становится в некотором роде самостоятельный по отношения к создавшим его людям и начинает жить по своим собственным канонам, отличающимся от тех, которые диктует образ жизни каждого отдельного человека. Б.Спиноза выступал за свободу мыслей и слова.

Английская  буржуазная революция ХVII в. была первой революцией европейского масштаба. Она нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого развития капиталистических отношений.

Эта революция имела несравненно более широкий резонанс, нежели прошедшая за несколько десятилетий до нее нидерландская революция.

Представителями политической мысли того времени в Англии являются Томас Гоббс и Джон Локк. Томас Гоббс (1588-1679) в своем основном труде "Левиафан", анализируя исторические события своего времени, Гоббс пришел к выводу, что социальные отношения, их содержание и характер складываются в зависимости от волн людей. Исходя из этого, английский философ выдвинул положение о том, что для познания социальной жизни и её закономерностей прежде всего необходимо изучение психических особенностей человека. Джон Локк выступил в определенной степени оппонентом Т.Гоббса. Признавая идею «общественного договора», он иначе подошел к пониманию «естественного состояния людей». По его мнению, до возникновения государства люди живут в «естественном состоянии», где господствует равноправие. Бесспорной заслугой Локка является выдвижение и обоснование им необходимости разделения власти в государстве между различными его органами, чтобы не допустить злоупотребления ею.

 

 

 

 

Политические взгляды французских просветителей и материалистов. Дальнейшее развитие теории демократии

     Политические доктрины, идейно подготовившие  ранние буржуазные революции  в Голландии и Англии, получили  дальнейшее развитие накануне  и в ходе буржуазной революция 1789-1794 гг. во Франции.

     Выдающуюся роль в  идеологической подготовке французской  буржуазной революции сыграло французское Просвещение. Принципы свободы и равенства в новых условиях, на французской почве, превратились в развернутые политические учения. Просветители вели борьбу с феодальной монархией, религиозной идеологией. Они выдвинули идею равенства сословий, идею народного суверенитета против суверенитета монарха.

Великий французский мыслитель Франсуа -Мари Аруэ Вольтер (1694-1778), стоявший в авангарде просветителей, выражал интересы той чести буржуазии, которая надеялась на преобразование общества путем реформ сверху. Вольтер считал, что социальное зло коренится в отсутствии просвещения и невежестве. Главную задачу он видел в борьбе с насилием церкви и выдвигал лозунг "Раздавите гадину!", имея в виду католическую церковь.

Вместе с Вольтером век французского Просвещения открывает Шарль Луи Монтескье (1689-1775). Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монархии. Идеи Ш. Монтескье пользовались большой популярностью в революционной Франция: для обоснования своих политических программ на них ссылались Марат, Робеспьер. Разработанные Монтескье принципы разделения властей и трех видов правления впоследствии легли в основу политического устройства демократических государств.

Более радикальными были взгляды виднейшего мыслителя Просвещения Жан-Жака Руссо (I7I2-I770), одного из идейных предшественников якобинцев. Основным принципом своей теории Руссо оделял идею народного суверенитета, близкую и понятную широким слоям третьего сословия.

В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Практически все французские философы этого столетия были просветителями. Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого просвещения.

В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой Французской революции. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе “третьего сословия” возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютического строя.

Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Ш. Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Виднейшие представители этого поколения - Ш. Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Тюрго, И. Гельвеций, П. Гольбах.

Информация о работе Гражданское общество и правовое государство