Гражданское общество и правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..1
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………....2
Понятие правового государства……………………………………………..….2
Признаки правового государства…………………………………………….…5
ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА……………………………….….8
СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА……………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………21

Файлы: 1 файл

Контрольная по политологии.docx

— 52.95 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

 

 

Кафедра Социальных и гуманитарных дисциплин

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Политология» на тему:

Гражданское общество и правовое государство.

 

 

 

 

                                                Выполнила – студентка 1 курса заочной формы               

       обучения факультета  коммерции, группы ТДИ-11

           Жижилева Ольга Валерьевна

                                                Преподаватель – Федотова Татьяна Николаевна

        Оценка_________________

                                                Дата_____________

                                                Подпись__________

 

 

 

 

Пермь 2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..1

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………....2

Понятие правового государства……………………………………………..….2

Признаки правового государства…………………………………………….…5

ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА……………………………….….8

СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА……………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества.

В России, по-моему, нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Следовательно, чтобы разрешить эту проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами.

Но выяснить для себя достоверные и правильные выводы было довольно сложно. Прежде всего потому, что в различных источниках правовое государство и гражданское общество характеризуется по-разному.

В одних источниках говориться о том, что правовое государство не может возникнуть и функционировать без образования внутри себя гражданского общества. И, в принципе, я придерживаюсь этой точки зрения.

В другой литературе мне пришлось столкнуться с тем, что существует некая грань между правовым государством и гражданским обществом. Понятие «гражданское общество» используется в сопоставлении с понятием «государство».

«1»

Понятие и признаки правового государства.

Понятие правового государства

Термин правовое государство состоит из 2-х частей:

- Государство – это  исторически выделившееся из  общества и обусловленная его  экономическим строем политическая  организация суверенной публичной  власти, выражающая и защищающая  общие интересы собственников  основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение  общих дел, вытекающих из природу общества.

- Право – это система  общих правил поведения, санкционированных  государством и охраняемых от  нарушения государством.

Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

Каждому типу государства соответствует тип права. Существует четыре типа государства и права:

- рабовладельческое

- феодальное

- буржуазное

- социалистическое

Различает их между собой два основных признака: тип собственности и социальное назначение «государственной машины».

Идея о возможности построения правового государства возникла во временя античности. Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».   (1)

«2»

Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум».

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта «право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке». (2)

Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.

«3»

На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:

- господство права во  всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных  лиц, граждан;

- «разделение властей», наличие  эффективных форм контроля за осуществлением закона;

- незыблемость свободы  личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;

- взаимная ответственность  государства и личности.

Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство  права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«4»

Признаки правового государства.

Проанализировав понятие правового государства можно выделить следующие признаки:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность  личности и государства.

4. Реальность прав и  свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в собственном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций, течений, взглядов.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой  грамотности;

- появление действенной  способности противостоять произволу;

- разграничение партийных  и государственных функций;

- установление парламентской  системы управления государством;

- торжество политико-правового  плюрализма;

- выработка нового правового  мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

«5»

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии.

Правовое государство – путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина  в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека.

Понятие «правовое государство» - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового государства – в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано с правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед

«6»

гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой  политическую организацию общества, основанную на соответствующем  социально-экономическом базисе  общества.

3. Располагает специальным  государственным механизмом.

4. Обладает определенной  административно-территориальной организацией  на своей территории.

5. Существует благодаря  налогам и другим сборам.

Особенности механизма правового государства заключается в следующем. Все его  структурные части, и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством.  Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого находится.

«7»

Понятие гражданского общества

Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царил бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества всегда, так или иначе, увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышение роли права и закона.

Термин «гражданское общество» и обозначаемое им понятие принадлежат Аристотелю. Выяснение в своей «Политике» смысл понятия «гражданин», он говорит о совокупности граждан, гражданском обществе, которое возможно лишь в правильном государстве, где лица, признаваемые гражданами, принимают «равное участие во всех выгодах общественной жизни» и действуют «в интересах общей пользы». Аристотель не отождествлял государство с гражданским обществом, но и не противопоставлял их четко, а разные аспекты того и другого в общественной жизни античного полиса тесно соприкасались. Кроме того, как отмечено, он считал гражданское общество совместным лишь с политикой как совершенным демократическим организмом, каким был в принципиальных чертах античный полис. (3)

Информация о работе Гражданское общество и правовое государство