Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:38, контрольная работа
Особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологии. Именно политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими и общественными институтами - государством в целом, федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует причины и условия возникновения гражданского общества, его структуру, направления эволюции. Другими словами, политология воссоздает целостную картину гражданского общества. Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Содержание понятия «Гражданское общество»……………………………………………………………………5
2. Структура гражданского общества………………………………………………………………..……8
3. Формирования гражданского общества в России…………………………………………..............................................8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………13
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….16
такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, рынок. В
следствие ошибок и прочетов в первые годы реформ, которые привели к резкому
падению уровня жизни большинства населения, внедрение этих универсальных
ценностей крайне затруднено.
Процесс вхождения личности в новые социальные связи, включение и обособления ее
сопровождаются распознанием позитивной и негативной направленности действий
других индивидов, выяснением степени близости или удаленности их социальные
позиции от той, которая признается своей. Так индивид устанавливает свою
политическую идентичность,
осваивает собственную
основе этой позиции она взаимодействует с обществом, государством. В российской
обществе позиции большинства остаются размытыми, не выходят за приделы
первичных связей в семье, с родственниками. Иные социальные взаимодействия
неустойчивы. Современное общество может адаптироваться к меняющемся условиям и
прогрессивно развиваться только в том случае, если люди не исходят из
убеждения, что любой незнакомый человек для них – враг. Общество с низким уровнем межличностного доверия нельзя назвать современным, его устойчивость необеспеченна и проблематична. Сама возможность существования современных экономических и политических организаций решающим образом зависит от предсказуемости и надежности социальных связей между совершенно незнакомыми людьми. Как отмечалось выше, данный феномен Дж. Коулмен назвал "социальным капиталом". По его мнению, "социальный капитал – это потенциал возможного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве". В 80-х годах семейственность, клиентелизм, беззаконие, неэффективная власть, экономический застой подорвали доверие населения и коммунистическим режимам, но и после падения советской власти в России ситуация мало изменилась. Если в странах Запада в середине 80-х годов 85-95% респондентов было согласно с утверждением, что "людям можно доверять" (исключение составляла Италия – около 70%, в том числе в Сицилии – более 50%), то в России первой половины 90-х годов так полагало не более 30% опрошенных. Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от разных исторических этапов. Изменения материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит выражение в массовых забастовках. Процесс кристаллизации автономной личности осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпал по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Совпадение данных тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым, возвратным. В реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это обстоятельство снижает возможности управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и иных интересов. Наиболее негативным следствием снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей, стоящих у власти или рядом с ней, и большинством бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура. Так, соотношение зарплаты 10% высокооплачиваемых слоев к зарплате остального населения в 1992 году составляла 16:1, в 1993 году 26:1, в 1995 году – 29:1. Для сравнения, в разных странах это соотношение составляет от 5:1 до 8:1, а в Швеции 4:1. В этих условиях только сильные государство могло бы стать инициатором и гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создавая правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового конституционального государства. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким – либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствовании Российское общество вновь оказалось перед делимой: либо найти согласованную модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы личности с принципом ограниченного правления государства, либо пойти по пути очередной модификации державной модели власти при отчуждении от нее народа. Есть случаи использования власти номенклатурной бюрократией в своих корпоративных интересах, что больше отчуждает общество от власти, не служит неприкосновенности прав индивидов.
1. Городецкая И. Консьюмеристское движение на Западе //МЭ и МО. 1993. N5.
2. Медушевский А..Н. Общество и государство в русском историческом процессе // Вестник. Серия 12.- 1993. N1.
3. Политологический словарь. М., 1994. Ч. I и II.
4. Туров И.С.
5. Общество как социальная система // Социально-политический журнал. 1994. N12.
6. Зеркин Д. Основы политологии.- Ростов на/Д, 1997.
7. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестн. Москва. ун-та. Сер. 12, Полит. науки. 1998.- № 4.- С. 85-97.
8. Мигранян А.М. Гражданское общество // 50/50. Опыт словаря нового мышления.- М., 1989.
9. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис.- 1996.- № 6.- С. 29-38.