Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:03, доклад
Термин «группа интересов» используется, прежде всего, в политической науке. Данное понятие характеризует совокупность сложных общественных образований.
Р. Доуз относит к ним ассоциации индивидов, которые сосредоточены на влиянии на правительство способами, наиболее отвечающими интересам такого объединения. Американские исследователи Г. Алмонд и Дж. Пауэлл считают их группами людей, объединенных особыми связями, которые выражают взаимную заинтересованность или выгоду для составляющих их граждан.
«ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ И ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИКЕ»
доклад по политологии
Выполнила:
Проверила:
Москва, 2012
Термин «группа интересов» используется, прежде всего, в политической науке. Данное понятие характеризует совокупность сложных общественных образований.
Р. Доуз относит к ним ассоциации индивидов, которые сосредоточены на влиянии на правительство способами, наиболее отвечающими интересам такого объединения. Американские исследователи Г. Алмонд и Дж. Пауэлл считают их группами людей, объединенных особыми связями, которые выражают взаимную заинтересованность или выгоду для составляющих их граждан.
Тем самым группа интересов – это социальная общность, члены которой осознали свою одинаковость, поняли общность положений, заявили о своих особых интересах и выразили готовность отстаивать их.
Будучи посредниками в отношениях государства с народом, данные объединения представляют интересы социальных, национальных, региональных и прочих человеческих общностей и являются формой коллективных действий их членов.
Граждане, участвуя в деятельности групп интересов, делают шаг от социальной к политической активности. Чем шире представительство социальных потребностей группами интересов, тем разностороннее связь между обществом и государством. Чем оптимальнее осуществление их функций, тем гибче властные институты реагируют на социальные запросы.
Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужн и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или опыт политического участия их членов, организационные структуры и т. д.
Политическая сущность интересов проявляется:
Анализ научной литературы показывает, что интересы бывают самые разные, и они делятся по определенным признакам. Например, в зависимости от носителя: личные, коллективные, общественные, национальные.
Типология заинтересованных групп представляет большую трудность, что объясняется их многочисленностью и многообразием. Однако все исследователи сходятся в том, что группы интересов – есть, прежде всего, результат самоорганизации гражданского общества.
Таким образом, существуют различные типы групп интересов как политического субъекта политики.
Американские ученые Г.Алмонд и Дж.Пауэлл выделяют четыре типа
групп интересов:
Французский политолог М.Дюверже выделял:
Весьма распространены и деления групп интересов:
Для достижения своих целей группы интересов применяют самые разные методы. Это и оказание консультационных и экспертных услуг правительству, и разворачивание общественных кампаний, чтобы убедить правящую элиту в законности своих требований, для чего широко используются средства массовой коммуникации. Это и угрозы, и использование «потенциала для шантажа», если же они не приводят к цели, Иными словами, ресурсы для достижения групповых интересов охватывают чрезвычайно широкий спектр – от убеждения и консультирования до прямого действия.
Таким образом, группа интересов — не столько стабильная структура, сколько динамичное поле взаимодействий индивидов, пульсирующее на основе их общих интересов.
Любая группа имеет некоторые общие интересы, а также ценности и другие характеристики, но этого еще недостаточно, чтобы стать "группой интересов", "ценностной группой" и т.п.
Однако группой интересов она становится лишь в том случае, если ее интерес артикулируется в общественной среде (социальной, политической, экономической, культурной), т. е. выражается как настоятельное требование, которое побуждает структурные элементы гражданского общества и/или органы государственной власти осуществлять практические действия, способствующие реализации этих требований.