Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:38, контрольная работа
Судьба любого общества в значительной мере зависит от того, каких именно социально-политических ценностей, норм и правил жизнедеятельности придерживаются его члены. В то же время, очевидно, что люди не рождаются с готовой суммой знаний о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всей жизни.
Политическая социализация представляет собой неотъемлемую часть процесса собственно социализации, который обеспечивает личности социальную адаптацию, интеграцию и интериоризацию, то есть приспособление индивида к социально-экономическим условиям, социальным организациям и институтам, усвоение им социальных норм различных уровней общества, освоение ролевых функций в социуме.
Введение
Политическая социализация как процесс введения личности в политику
Этапы и агенты политической социализации
Характеристика основных моделей политической социализации
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Днепропетровский национальный
университет имени Олеся
Центр заочного и вечернего обучения
Специальность политология
Контрольная работа
по дисциплине:
«Политическая культура»
на тему:
«Характеристика основных моделей политической социализации»
Исполнила:
студентка группы СП-11-1з
Васильченко Е. С.
Проверил:
ст. преподаватель кафедры политологии
Клячин А. К.
Днепропетровск
2013
План
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Судьба любого общества в значительной мере зависит от того, каких именно социально-политических ценностей, норм и правил жизнедеятельности придерживаются его члены. В то же время, очевидно, что люди не рождаются с готовой суммой знаний о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всей жизни.
Политическая социализация представляет собой неотъемлемую часть процесса собственно социализации, который обеспечивает личности социальную адаптацию, интеграцию и интериоризацию, то есть приспособление индивида к социально-экономическим условиям, социальным организациям и институтам, усвоение им социальных норм различных уровней общества, освоение ролевых функций в социуме.
Политическая социализация способствует усвоению индивидом политических норм и ценностей социума, накопленных предыдущими поколениями, а также приобретению необходимых для участия в политической жизни общества навыков и опыта, направлена на формирование у него понятия идентичности с социальной (политической, конфессиональной, этнической) группой, принятие и усвоение им интересов этой группы.
Учитывая важность этого процесса, необходимо рассмотреть само понятие введения личности в политику, выделить основные этапы и агенты политической социализации, а также охарактеризовать наиболее распространенные теории и концепции политической социализации.
Понятие социализации было
введено в научный оборот в
конце XIX в. американским социологом Ф.
Гиддингсом и французским социопсихологом
Г. Тардом. Они понимали под этим
понятием “процесс развития социальной
природы человека и формирования
личности под влиянием социальной среды”.
На рубеже 50–60-х гг. XX в., по аналогии
с этим понятием было сформулировано
и понятие “политической
Политическая
социализация – процесс усвоения определенных
политических знаний, ценностей и норм,
передачи и приобретения политического
опыта, накопленного предшествующими
поколениями людей, позволяющих личности
стать полноправным участником политической
жизни общества, ориентироваться в сложных
общественных процессах, делать сознательный
выбор в политике.
Под политической социализацией
следует понимать всю совокупность
процессов становления
В результате
процесса политической социализации индивидуум
приобщается к политической культуре,
формирует свою политическую ориентацию
и позицию. Изменения в модели политической
культуры также осуществляются посредством
политической социализации.
Политическая
социализация имеет место в любой стране
и при любых формах правления, поскольку
правящие круги стремятся популяризировать
среди граждан благоприятные для руководства
нормы политического поведения и участия
в политике.
Особый интерес
к содержанию и возможным последствиям
процесса политической социализации обусловлен
двумя новыми явлениями. Во-первых, процесс
социализации стал более заметным и определенным
за счет расширения системы школьного
образования во всем мире. Технологическая
революция, открывая возможность создания
современной системы школьного образования,
одновременно сделала функционально необходимым
относительное выравнивание опыта социализации,
которой подвергаются дети самых различных
слоев населения. В силу этого политические
лидеры имеют возможность передачи политических
ценностей широким слоям молодежи с помощью
определенного числа каналов, которыми
можно манипулировать. Во-вторых, это служит
распространению “духа участия” в общественной
жизни среди членов всех современных политических
систем. Независимо от реального распределения
фактической власти, лидеры вынуждены
теоретически обосновывать свое право
на руководство поддержкой со стороны
тех, кто оказывается в зависимости от
принимаемых ими решений. Символически
распространение “духа участия” знаменует
собой изменение статуса индивидуума,
лишенного официальных должностей: из
“субъекта” он превращается в “гражданина”.
Процесс политической социализации имеет исторический характер, который определяется спецификой цивилизационного развития, расстановкой социальных и политических сил, особенностями политической системы, а также своеобразием восприятия всех этих факторов каждым индивидуумом. Политическая социализация имеет определенную классовую, политическую, моральную, эстетическую и этическую направленность, ставит своей задачей формирование “избирателя” с определенной политической культурой и направленностью.
2. Этапы и агенты политической социализации
Политическая
социализация является частью
общей социализации. Ее особенность
состоит в том, что в процессе
политической социализации
Процесс
политической социализации
Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. Одни ученые считают, что социализация включает три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие — четыре стадии (3. Фрейд); третьи — восемь (Э. Эриксон) и т. д. Не вдаваясь в детали дискуссии, возьмем за основу градации четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость и старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть как все); в подростковом и юношеском возрасте — формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте — соответствовать общепринятым стандартам; в старости — сохранять достигнутый ранее социальный статус.
Общая и политическая социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. Именно в семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое — хорошо, а что такое — плохо». Политические взгляды и приоритеты родителей влияют на политическую социализацию ребенка.
Следующий этап в становлении личности — школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспитания и обучения. На этом этапе у ребенка формируется обшее представление об обществе и мире политики; он учится выделять приоритеты в социальных отношениях; приобретает навыки будущей самостоятельной жизни.
Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художественная литература, искусство, а также различные неформальные и формальные группы, общественные и политические организации.
В течение жизни индивид
может неоднократно менять место
жительства и место работы, вступать
в брак и разводиться, осваивать
новые роли и виды деятельности,
терять старые и приобретать новые
статусы, изменять свои взгляды, убеждения
и ценностные ориентации. Процесс
замещения ранее усвоенных
Значительную роль в общей и политической социализации играют агенты социализации - отдельные люди и группы, организации и социальные институты, которые непосредственно или опосредованно оказывают влияние на формирование у индивида тех или иных социальных (политических) качеств. Среди наиболее «влиятельных» агентов социализации можно выделить следующие: семья, дошкольные воспитательные учреждения, школа, сверстники и друзья, послешкольные учебные заведения (училища, лицеи, вузы), трудовые коллективы, партии, общественно-политические организации, политические лидеры, средства массовой информации, референтные группы и т. д.
Все агенты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, соседи, воспитатели и няни, учителя, врачи, тренеры, сверстники, которые непосредственно контактируют с индивидом (находятся в межличностных отношениях) и оказывают определенное влияние на процесс формирования его социальных качеств. Агенты вторичной социализации - различные социальные институты и организации (школа, вуз, армия, государство, партия, предприятие, церковь, средства массовой информации и др.). Они непосредственно не контактируют с индивидом (не находятся в межличностных отношениях), а воздействуют не него опосредованно: во-первых, создают общие объектные условия для социализации, во-вторых, обозначают приоритеты для самореализации индивида.
В отдельную категорию можно выделить таких агентов, как референтные группы и лидеры. Они могут быть агентами как первичной социализации, если индивид находится с ними в межличностных отношениях, так и вторичной, т. е. воздействовать на социализацию индивида опосредованно.
3. Характеристика основных моделей политической социализации
В сегодняшней политической науке выделяются различные типы и модели политической социализации. Прежде всего, выделяют прямую и косвенную политическую социализацию. Прямая социализация - это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки.
Наиболее интересными в плане классификации можно выделить следующие типы политической социализации:
− Манифестная социализация: определенные ценности и чувства по отношению к политической системе выражаются напрямую.
− Латентная социализация: нет прямого обращения к проблемам, а идеи внушаются в косвенной форме. Это метод передачи неполитического отношения, который порождает аналогичные роли и объекты в политической системе.
− Партикуляристская социализация:
политические идеи индивида направлены на определенную ценность, которой он должен придерживаться. В результате вся политическая энергия направлена в одну сторону.
− Универсалистская социализация:
здесь политическая энергия не направлена в одну сторону, но развиваются космополитичные взгляды. Человек может учиться и исполнять различные роли связанные с его общественным положением.
− Аффективная социализация: акцент делается только на эмоциональные ценности. Рациональность играет очень небольшую роль. Ценности следуют переменам чувств, а поэтому не отличаются стабильностью.
− Прагматичная социализация: при этом типе социализации акцент делается
не на эмоции, а на рациональное восприятие политики.
Можно выделить четыре базовых модели процесса политической социализации:
− гармоническую, опирающуюся на теорию политической поддержки Д. Истона и Дж. Денниса, свойственную гражданскому обществу, в котором преобладают развитые демократические традиции и однородная культурная среда, в совокупности формирующие диалог власти и индивида. Подобная модель характерна для британо-американской политической культуры;
− плюралистическую, сформировавшуюся в рамках теории плюрализма Р. Даля и В. Харта и характеризующуюся пониманием личностью не только своих прав и свобод, но и других представителей общества;
Информация о работе Характеристика основных моделей политической социализации