Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:31, реферат
кономика Беларуси: анализ, состояние и перспективы
Беларусь считается одним из самых экономически развитых государств СНГ (бывшего СССР). Доля промышленности в белорусской экономике составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт. Природные условия Беларуси позволяют успешно производить такие высокодоходные товарные виды продукции как молоко, говядина, свинина, мясо и яйцо птицы, зерно, картофель, лен-долгунец, сахарная свекла и др. Большое внимание уделяется техническому переоснащению промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию, наращиванию экспортного потенциала аграрного сектора.
Введение
1. Экономика Беларуси: анализ, состояние и перспективы
2. Финансовая политика как составная часть экономической политики государства
3. Развитие современной экономики Беларуси
4. Пути совершенствования экономической и финансовой политики Республики Беларусь
5.Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
6. Заключение
7. Список использованных источников
регулирования
инвестиционной сферы.
В разрезе макроэкономических параметров
продолжится работа по снижению инфляции,
стоимости кредитных ресурсов банков,
уменьшению совокупной налоговой нагрузки,
дальнейшей либерализации ценового регулирования.
2.Финансовая
политика как составная часть
экономической политики
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают как экономика в целом, так и ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения.
Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. При ее разработке следует учитывать требования экономических законов, специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, а также данная политика должна исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Это означает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики – финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.
Задачи финансовой политики:
1) обеспечение
условий для формирования
2) установление
рационального с точки зрения
государства распределения и
использования финансовых
3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4) выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5) создание эффективной
и максимально деловой системы
оперативного управления
В зависимости
от длительности периода и характера
решаемых задач финансовая политика подразделяется на
финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный
курс финансовой политики, рассчитанный
на перспективу и предусматривающий решение
крупномасштабных задач, определенных
экономической и социальной стратегией.
Финансовая тактика направлена на решение
задач конкретного этапа развития общества
путем своевременного изменения способов
организации финансовых связей, перегруппировки
финансовых ресурсов. Финансовая политика
как особая сфера государственной деятельности
требует законодательного оформления
в соответствующих законодательных актах.
Финансовая политика Республики Беларусь
регламентирована такими документами,
как Программой социально-экономического
развития РБ на 2001-2010 гг., Законом РБ «О
бюджете РБ на 2009 год», Концепцией развития
банковской системы РБ на 2001-2010 гг. и другими.
Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства. Большое значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов. Посредством финансовой политики изыскиваются резервы и благоприятные условия для развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении на территории страны. Она способствует
обеспечению финансовыми
ресурсами целевых программ, сосредоточению
средств на ключевых направлениях развития
экономики. Финансовая политика способствует
укреплению и развитию экономических
связей со всеми странами мира, обеспечивая условия
для создания совместных предприятий.
3. Развитие современной экономики Беларуси
Обеспечение устойчивого экономического роста зависит от эффективности проведения финансовой политики, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную составляющие.
Самостоятельная бюджетно-налоговая политика республики начала формироваться сразу же после распада СССР (1991г.). Значительно изменилась структура бюджета и функции, привязанные к потребностям нового времени, изменилось количество источников дохода.
Согласно основным
нормативным документам перед бюджетно-налоговой
политикой в период 2006 – 2010 гг. стоят
цели обеспечения устойчивого
гг. направлена
на инвестирование бюджетных средств
развитие экономики и социальной
сферы. Наблюдается общая тенденция
роста доходов и расходов. Большое
значение имеет работа по увеличению
государственных доходов и
По результатам первого полугодия 2008 года уровень выполнения плана доходов оказался на 5,6 процентных пункта выше, чем за аналогичный период прошлого года. За этот период в республиканский бюджет поступило 6016,4 млрд. руб. доходов (без учета средств ФСЗН), или 101,7% к плану первого полугодия и 51,1% годового плана. Но существует парадокс, который проявляется в том, что в цифрах жизнь улучшается, а действительность этого не демонстрирует.
Одной из главных
экономических задач
В бюджете на 2008 год сохраняется социальная направленность расходов бюджета. Доля расходов на образование составляет 20,5%, на здравоохранение и социальную политику соответственно 14,8 и 7,6%. Практически не изменился удельный вес расходов на культуру и искусство, кинематографию, на СМИ, физическую культуру и спорт.
В области социальной политики намечен ряд приоритетов, на реализацию которых придется задействовать средства республиканского бюджета. Это
ограничение роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги до 4-5 долларов в год; рост заработной платы работников бюджетной сферы; рост пенсий; рост стипендий; удешевление питания школьников; поддержка детей-сирот, для которых в целях развития семейных форм устройства детей выплаты семьям, взявшим их на воспитание, увеличены на 20%. Большое значение в условиях сложной демографической ситуации имеет реализация государственной программы поддержки семей при рождении третьего ребенка.
4. Пути совершенствования экономической и финансовой политики Республики Беларусь
Невысокие темпы экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования экономической и финансовой политики.
Решение экономических проблем Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. В республике стабилизационный этап, предшествующий более активным мероприятиям, затянулся. Очевидно, что в Беларуси политика реформ «поспешай медленно» провалилась.
Использование административного ресурса в сегодняшних условиях неэффективно. Экстенсивные факторы производства практически исчерпали себя. В наши дни ставку надо делать на стимулирование экономической инициативы и активности хозяйствующих субъектов. Основа современной финансовой политики состоит в признании свободы предпринимательской деятельности, во введении разнообразных форм хозяйствования, приватизации государственной собственности и в переходе к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов. Переход к рыночному механизму хозяйствования объективно предполагает финансовую либерализацию. При значительной экономической нестабильности, имеющей место в нашей республике, нельзя отказаться о системы контроля. В то же время желание участвовать в различных экономических союзах диктует определенные требования к финансовой и экономической системе нашей страны. При реформировании финансовой сферы правительству следует укрепить основы финансовой
системы – отчетность, законодательную базу, обеспечение соблюдения соглашений, порядок раскрытия информации, новые структуры регулирования и контроля. На смену прямому вмешательству государства должна прийти адекватная система законодательства и регулирования.
Для повышения
эффективности налоговой
Для нашей налоговой системы характерно наличие большого числа налоговых льгот, что значительно снижает поступления в бюджет и снижает стимулы к повышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Нельзя отказаться от льгот, связанных со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций. В нынешних условиях они должны иметь временный и направленный характер и, что особенно важно – выдаваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям и регионам. Систему налоговых льгот в нашей республике необходимо переориентировать от социально-защитных к инвестиционно - стимулирующим льготам.
Основным недостатком современной бюджетно-налоговой политики РБ является решение повседневных задач по наведению дисциплины в ущерб реализации стратегических планов.
Значительным
достижением в области
бюджета. Прекращение практики эмиссионного кредитования может создать условия, как для снижения инфляции, так и для макроэкономической стабилизации в целом.
В области бюджетной
политики большое значение имеет
работа по увеличению государственных
доходов и изысканию