Харизматический лидер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:30, реферат

Описание работы

Харизматические лидеры были во все времена. Они появлялись в тот отрезок времени, когда остро вставала проблема политическая, экономическая или социальная в стране, или, когда наступал кризис или переворот, приведший к новой власти.
Таким образом, цель работы – рассмотреть такое понятие как харизматический лидер.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИДЕР КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА. 4
1.1. Политическое лидерство и политический лидер 6
1.2. Факторы, определяющие характер политического лидера 9
1.3. Типология политических лидеров М. Вебера 10
2. ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 13
2.1. Харизматический лидер 14
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 44.75 Кб (Скачать файл)
  1. Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит с исторической сцены, тем не менее, он до сих пор сохраняется в ряде стран Азии и Африки (Марокко, Саудовская Аравия, Иордания, Оман, Кувейт).
  2. Рационально-легальное лидерство опирается на общепризнанный правовой порядок. В современных демократических государствах избирательная кампания, проводимая в рамках существующих правовых норм, — основной путь становления политических лидеров. Примеры данного типа лидерства: Г. Шредер (Германия), Дж. Буш (США), Ж. Ширак (Франция), Т. Блэр (Великобритания).
  3. Харизматическое лидерство основано на вере в экстраординарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше, – вере в его харизму (от греч. – дар божий). Для Вебера «харизма – это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям»1.

Наибольший интерес у  политологов вызывает харизматическое  лидерство. Внимание исследователей концентрируется на характерных чертах этого типа и механизмах его осуществления.

В отличие от лидерства традиционного  и рационально-легального, имеющих более или менее объективные основания (традиции или закон), харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер. Характерной чертой харизматического лидерства является также эмоционально окрашенная преданность такому лидеру его последователей. С точки зрения М. Вебера, харизматическое лидерство недолговечно и с течением времени рутинизируется, то есть трансформируется либо в рационально-легальный тип, либо в традиционный тип.

Феномен харизматического лидерства  наиболее ярко проявляется в переходные периоды жизни общества, например, в период модернизации или преодоления  страной общенационального кризиса. Примерами харизматических лидеров  могут быть И. Сталин (СССР), Мао Цзэдун (Китай), Ш. де Голль (Франция).

 

      1.   ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет  свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит  не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей  стороны, лидер полагает, что выполняет "историческую миссию", поэтому  требует поддержки и послушания. Для возникновения харизматической  легитимности важно не столько само обладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последователей. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

В XIX веке понятие "харизма" применялось лишь по отношению к небольшому числу лидеров. В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.

Разновидностью харизматического типа легитимности является вождизм, характерный  для нединамичных, авторитарных и  тоталитарных обществ. Общим для  всех видов вождизма является то, что  требуется личная преданность нижестоящих  вышестоящим и всех вместе – главе клана. Этому типу не всегда чужда демократия, поскольку формально признаются права большинства, есть поддержка населением правящего режима. Формируется любовь к "отцу" нации или народа, нет оппозиции. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей. Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимости прорыва в экономическом и социальном развитии. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение.

    1.  Харизматический лидер

Харизма (от греч. — подарок) — наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Термин харизма, который предложил М. Вебер, означает «экстраординарные качества личности, независимо от того, являются ли они реальными, желаемыми или предполагаемыми. Харизму нельзя купить, продать или передать по наследству: она уникальна и не тиражируема»2. Харизма «неистового воина» проявлялась в маниакальных приступах ярости, которые он испытывал в битве. Известно, что в Византии в Средние века таких воинов, одаренных харизмой, считали орудием войны. Харизма шаманов и магов выражалась в приступах мистического экстаза, которым они заражали и подчиняли толпу.

Понятие «харизматический лидер» применяется к личности, которая выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенной сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными способностями. Причем не так уж важно, действительно ли эти способности столь необыкновенны, главное, чтобы такими их видели его последователи, которые фанатически преданы харизматическому лидеру.

Сила харизмы лидера может быть столь велика, что его недостатки нередко воспринимаются в качестве достоинств (например, авторитарность), становятся частью эталонного образа вождя. Такому лидеру прощаются провалы в политике, нелегитимные действия. Ответственность за первые возлагается на окружение лидера, вторые воспринимаются как нечто оправданное обстоятельствами, заботой о благе народа.

Харизматические вожди  должны иметь некий физический недостаток или психический изъян, а также  особенную личную историю. Обычно это  весьма эксцентричные, неуравновешенные люди, часто – фанатики с горящим  взглядом и отрывистой речью, иногда они приходят из другого региона или другой страны: нет пророка в своем отечестве. Сталин приехал из Грузии, Наполеон пришел с Корсики. Моисей заикался, Ленин – картавил, Рузвельт был разбит параличом, а Наполеон был чрезвычайно мал ростом.

То, что для обычного человека является недостатком, становится у харизматиков достоинством – символом магической власти. Они отделяются от остальных, и на них возлагается задача преодолеть общественный беспорядок и вернуть мир обществу.

А. М. Гантер выделяет ряд базовых качеств, присущих харизматическим лидерам.

1. «Обмен энергией» или  умение воздействовать  на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих.

2. «Завораживающая внешность»  или образ, вы-зывающий симпатии у массы: «хорошие риторические способности и некоторый артистизм», или выдающиеся коммуникативные способности, дар и искусство увлекать своими выступлениями большую аудиторию; «положительное восприятие восхищения своей персоной», или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества;

3.«достойная и уверенная манера держаться», или имидж сильных людей, способных добиваться любых целей.

Харизма возникает, когда складывается соответствующая социально-психологическая потребность. Харизматический лидер не просто лучше других улавливает настроения масс, не только обладает способностью вести себя так, как того желают его сторонники. Он также активно влияет на настроения масс, формирует их, направляя реакцию людей в нужную ему сторону. Иногда абсолютизация роли лидера принимает форму культа личности, языческого преклонения перед харизматической фигурой. Тем самым она перестает быть выразителем объективных интересов, ее действия лишь случайно могут отражать действительные потребности общественного развития. По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы, и демократическое лидерство, позволяющее членам группы участвовать в установлении целей и управлении, а руководителю непременно учитывать интересы и мнения всех членов организации.

Лидер подобного типа обладает чувством миссии радикального политического  изменения и особого предназначения спасти нацию. Типичным для лидера выступает значимая личная представительность. Для его сторонников характерны в высшей степени преклонение перед ним и признание его особой миссии. Классическими историческими примерами можно назвать фигуры Ганди, Гитлера, Мао Цзэдуна (времен Великой культурной революции в Китае).

Полезное уточнение понятия  вносит различие между «харизмой кутюрье» и «харизмой масс». Последняя относится к способности лидера апеллировать к массам, первое же соотносится со способностью вызывать преданность внутреннего круга, ядра сторонников. Одни обладают ярко выраженной харизмой кружка и не обязательно отличаются массовой харизмой. Ленин широко почитался среди большевистского ядра, однако спорным остаются вопросы: был ли он сильным оратором, и было ли широким признание его человеком особого предназначения в России в начале 20-х годов XX века. Первоначальное значение харизмы связано с притягательностью для масс. Тем не менее, связь с внутренним ядром сторонников может быть важной, осуществляясь по-разному – управление партии из глухого уголка и обеспечение согласия политики с политикой лидера при помощи партийных соратников.

Президентство дало Эйзенхауэру власть, притягательность и уважение, но не сделало его харизматическим  лидером. Важно помнить основное значение харизмы – мощная поддержка личности, которую воспринимают как ведомую чувством особой миссии или предназначения.

Харизматическому лидеру не нужен  показ каких-либо больших успехов. Например, Гитлер десять лет после  вступления в нацистскую партию мало что значил. Тем не менее харизматический лидер может ссылаться на свои прошлые успехи. Таков Ющенко на украинской политической сцене. Решающим здесь выступает природа поддержки. Кучму поддерживают по рациональным соображениям, таким как согласие с его политикой. Сторонники Ющенко знают немного о его политике, но идентифицируют себя с ним как лидером, способным провести радикальную трансформацию.

Харизматический лидер может усилить, даже устроить ощущение кризиса. Кризис ли породил во времена Французской  революции Робеспьера? А может  быть наоборот? Вера Гитлера в собственное  предназначение заставила его отказаться от поста вице-канцлера в 1932 г., тем  самым углубилось кризисное состояние  Германии. Убежденность Ленина в правильности своего почтения Маркса привела его  к вере в наличие революционной  ситуации в 1917 г.

Харизматики временами могут делать выбор между своими обещаниями и компромиссами, но они руководствуются определенной формой мессианского предназначения. Они спасители, а не «ремонтники». Гитлер должен был предложить, как сделать парламентское правление более стабильным или обеспечить расширение общественных работ, чтобы помочь безработным. Он же обещал возродить Германию – удобная метафора, способная вместить как радикальное изменение, так и реставрацию прошлого. Фактом остается одно: идея радикального изменения не должна выдвигаться в ясном, законченном виде. В противном случае появляется опасность излишних политических деталей. Харизматическое проведение нового будущего выше этого, оно должно вызывать широкий резонанс.

Часто слепое доверие и поклонение многих своему политическому лидеру подкрепляется господствующей идеологией, религией. Люди неохотно расстаются с  верой, позволяющее им надеяться  на лучшее будущее. Харизма способна выдержать даже крутые повороты и разрушается только неопровержимым банкротством. Часто она сохраняется и после жизни лидера, преемники которого ее эксплуатируют, это такие харизматические лидеры как В. Ленин, И. Сталин, Б. Муссолини, Р. Хомейни, С. Хусейн, М. Кадаффи. В конформистских политических культурах такие лидеры провозглашаются вождями, чем подчеркивается их особая, подобная родоплеменной, связь с последователями.

Иногда харизматический лидер  дает начало ряду традиционных – своих  преемников, как было в СССР после  В. Ленина и в Китае после Мао  Цзэдуна. Случается, что традиционный лидер превращается в харизматического, что произошло ненадолго с Н. Хрущевым. Лидер, начавший как харизматический, может, растеряв харизму, в определенных условиях стать рациональным, как произошло к 1996 году с Б. Ельциным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучение лидерства сопровождается парадоксом: этот феномен широко исследуется  и вместе с тем является одним  из наименее понимаемых учеными и  политологами всего мира. Есть множество как понятийных, так и теоретических проблем его изучения. Тем не менее представляются поспешными выводы тех, кто считает понятие харизмы излишним в социальной науке. Данное понятие, возможно, имеет определенные шероховатости, теоретические объяснения этого феномена, возможно, эклектичны. Тем не менее два момента, на мой взгляд, важны в перспективе.

Во-первых, нужно согласиться, что  понятие харизмы относится к разряду идеальных типов. Поэтому, к примеру, на вопрос, был ли Сталин харизматиком, нельзя ответить односложно – либо да, либо нет.

Во-вторых, принципиален вопрос, понесет  ли социальная наука аналитический  урон, если будет отброшено понятие  харизма? Ответ – да.

Задача в том, чтобы изучать  данный феномен более систематическим, научным образом.

 

Список  используемой литературы

  1. Василенко И.А. Политическая философия: учебное пособие. –М.: Гардарини, 2004. – 240с.
  2. Курс политологии_общ. ред. Грязновой А.Г_2002 - 460с
  3. Кравченко А.И – Политология, 2001 -336с
  4. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 432с.
  5. Тавадов Г.Т Политология:уч. Пособие 2000 -416с
  6. Тургаев А.С, Хренов А.Е. Политология: учебное пособие, 2005 -561с

Информация о работе Харизматический лидер