Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 11:19, реферат
Цель данного реферата состоит в рассмотрении харизматического типа легитимности власти.
Исходя из обозначенной цели в реферате были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие «власть»;
Разобрать сущность политической власти;
Проанализировать харизматический тип легитимности власти.
Введение.
В данной работе рассматривается тема: «Харизматический тип легитимности власти». Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
Цель данного реферата состоит в рассмотрении харизматического типа легитимности власти.
Исходя из обозначенной цели в реферате были поставлены следующие задачи:
Власть в общем и широком смысле есть господство одного над другим или другими. Это господство может принадлежать известному существу или:
1) на основании его
абсолютного превосходства
2) на основании относительного
преимущества, вытекающего, однако,
из естественной необходимости
или по закону природы - такова
власть родителей над
3) на основании относительного преимущества, вытекающего из узаконения случайного факта - такова власть господина над купленным или взятым в плен невольником.
Власть политическая или государственная, неизбежно возникающая на известной степени развития, принадлежит ко второй из указанных категорий, выражая естественное право общественного целого на подчинение частей.
При определении сущности политической власти в качестве исходного начала наиболее правомерной следует признать ее инструментальную трактовку, раскрывающую отношение к ней как к определенному средству, которое использует человек в тех или иных ситуациях для достижения собственных целей.
В принципе власть вполне можно рассматривать и в качестве цели индивидуальной (групповой) активности.
Но в таком случае нужны
особые, пока еще отсутствующие
В качестве средства регулирования социальных взаимоотношений власть может возникнуть лишь в тех типах человеческой коммуникации, которые исключают сотрудничество, партнерство и аналогичные способы общения, обесценивающие самою установку на превосходство одного субъекта над другим. Более того, в условиях конкуренции власть также может возникнуть лишь в тех случаях, когда действующие субъекты связаны между собой жесткой взаимозависимостью, которая не дает одной стороне достичь поставленных целей без другой. Эта жесткая функциональная взаимозависимость сторон есть непосредственная предпосылка формирования власти. В противном случае, когда в политике, скажем, взаимодействуют слабо зависящие друг от друга субъекты (например, партии различных государств), между ними складываются не властные, а другие асимметричные отношения, раскрывающие дисбаланс их материальных ресурсов, не позволяющий обеспечить доминирование одной из них.
Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, легальность, харизма. Речь пойдет о третьем принципе:
Харизма.
Понятие харизмы (греч.–божественный
дар) играет в веберовской политической
социологии важную роль. Харизма, в соответствии
с этимологическим значением этого слова,
есть некая экстраординарная способность,
некоторое качество индивида, выделяющее
его среди остальных. Это качество не столько
приобретенное, сколько дарованное человеку
от природы богом, судьбой. К харизматическим
качествам Вебер относит магические способности,
пророческий дар, выдающуюся силу духа
и слова. Харизмой, по Веберу, обладают
герои, полководцы, маги, пророки и провидцы,
выдающиеся политики, основатели мировых
религий и др. типы (например, Будда, Христос,
Магомет, Солон, Ликург, Цезарь, Сципион
и т. д.).
Харизматический тип легитимного господства
представляет собой прямую противоположность
традиционному. Если традиционный тип
господства держится приверженностью
к обычному, раз и навсегда заведенному,
то харизматический, напротив, опирается
на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся.
Основной базой харизматического господства
является аффективный тип социального
действия. Вебер рассматривает харизму
как великую революционную силу в традиционном
типе общества, способную внести изменения
в лишенную динамизма структуру этих обществ.
Однако следует отметить, что при всем
различии и даже противоположности традиционного
и харизматического типов господства
между ними есть и нечто общее а именно:
тот и другой опираются на личные отношения
между господином и подчиненным.
Источником личной преданности
харизматическому государю является не
традиция и не признание его формального
права, а прежде всего эмоционально
окрашенная вера в его харизму
и преданность этой харизме. Поэтому,
как подчеркивал Вебер, харизматический
вождь должен заботиться о сохранении
своей харизмы и постоянно доказывать
ее присутствие. Штаб управления при таком
типе господства формируется на основе
личной преданности вождю. Ясно, что рациональное
понятие компетентности, так же как и сословно-традиционное
понятие привилегии, здесь отсутствует.
Другой момент. Как от формально-рационального,
так и от традиционного типа господства
харизматический отличается тем, что здесь
нет установленных (рационально или по-
традиции) правил и решения по всем вопросам
выносятся иррационально, на основе “откровения”,
интуиции или личного примера.
Понятно, что харизматический принцип
легитимности, в отличие от формально-рационального,
авторитарен. По существу, авторитет харизматического
лидера базируется на его силе –только
не на грубой, физической, а на силе его
внутреннего дара.
Вебер, верный своим познавательным принципам,
рассматривает харизму совершенно безотносительно
к содержанию того, что возвещает, за что
выступает, что несет с собой харизматический
лидер, то есть он подчеркнуто безразличен
к ценностям, вносимым в мир харизматической
личностью.
Заключение:
В заключении можно сделать следующие выводы:
Власть - это специальный
социальный институт, который упорядочивает
социальные отношения и поведение индивида.
Политическая власть – определяет воздействие
на поведение масс, групп, организаций
с помощью средств, которыми обладает
государство.
Следует отметить, что основой
всякого господства, а следовательно,
и каждого подчинения является вера:
вера в "престиж" господствующего
или господствующих. Она редко
до конца определена. При "легальном"
господстве она никогда не бывает
чисто легальной. Но вера в легальность
является "привычной", а стало
быть, даже связанной традицией —
срыв традиции в состоянии ее уничтожить.
Она также является и харизматической
в негативном смысле: постоянные шумные
неудачи любого правительства приводят
его к гибели, ломают его престиж
и позволяют назреть
Только харизматические (и только наследственно-харизматические и т.д.) господства являются очень редкими. Из харизматического господства может — как при Наполеоне — вытекать самый настоящий бюрократизм или, уж точно, феодальные организации.
Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических и является источником и основой этой политики, т.е. власть - первооснова политики.
Список используемой литературы: