Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:54, курсовая работа
Целью работы является выявить сходства и различия в существующих идеологиях современного терроризма.
При написании работы используется сравнительный метод и метод анализа.
Задачами данной курсовой работы является рассмотрение идеологий социального, националистического и религиозного терроризма как теоретического обоснования деятельности террористических организаций.
Введение. 3
Раздел I. Терроризм: определения и идеологические основы. 4
Раздел II. Разновидности терроризма. 8
Глава 1. Социальный терроризм. 9
Глава 2. Националистический терроризм. 20
Глава 3. Религиозный терроризм. 24
Заключение. 32
Список использованной литературы. 33
Самой известной латиноамериканской группой была в 60-е годы уругвайская организация «Движение за национальное освобождение» или «Тупамарос». Это движение возникло в 1962 году из молодых членов Социалистической партии Уругвая и левых католиков, состояло оно в основном из интеллигенции.
К 1967 году «Тупамарос» имели средства и опыт, и перешли к широкомасштабным действиям. Борьба имело 3 направления:
Но их действия сопровождались не какими-либо требованиями, а демонстрацией своих возможностей.
Одними из первых прошли эволюцию бразильские левые боевики. Они убивали людей не причастных к власти только лишь за то, что они оказались рядом с их убежищем, хотя первоначальными жертвами избраны были представители власти. Их действия, как и большинства левых, были направлены против жестокости режима.
Кризисные явления в капиталистических странах явились отправной точкой для появления левого терроризма, но ключевую роль они не сыграли, так как появились лишь движения за гражданские права, протестов против дискриминации против цветного населения и другие. В большинстве своем это были мирные движения. Террористические организации появлялись из-за радикально настроенной прослойки внутри этих движений, в тот период, когда эти радикалы получили наибольшую поддержку.
Европа оказалась также уязвима для терроризма, хотя положение казалось стабильным в этом отношении, да и население было социально защищено. И в 70-х годах левый терроризм все-таки пришел в Старый свет.
Показателен пример Западной Германии, поэтому начнем с рассмотрения террористических организаций в этой стране. В то время молодежь выступала против всего и всех – против коммунистов, против нацистов, против войны во Вьетнаме, против власти, против гражданских прав. Лозунги их были демократическими и антивоенными, а вместе с тем и нелепыми – студенчество самый угнетенный класс. Они совершали акты вандализма, призывали разрушать города, отрицали существующий строй.
Самые крупные террористические акты были совершены организацией «Фракция красной армии» (РАФ) иногда ее еще называли «банда Баадер-Майнхоф» по имени активистов этого движения. В 1970 году группа провозгласила своей целью развертывание в стране пролетарской коммунистической революции, средством подготовки которой является городская герилья.
Наиболее важным документом, обосновавшим переход к методам террора, был дан одним из лидеров РАФ У. Майнхоф в «Концепции городской герильи», опубликованной в апреле 1972 году. «Городская герилья и классовая борьба», брошюра «Заполнить пробелы революционной теории — создавать Красную Армию» - также теоретические наработки данной организации.
В «Концепции городской герильи» группа подчеркивала факт создания вооруженной организации, которая является составной частью «мировой революционной армии». Левые террористы объясняли свою деятельность наличием глобальной революционной ситуации, которую необходимо превратить в революцию.
«Баадер-Майнхоф» заявили, что хотят следующего:
РАФ приняла рекомендации Маригеллы и начала обеспечивать себя документами, оружием и деньгами. Самые громкие террористические акты, совершенные этой организацией – похищение Шлейера, угон самолета Люфтганзы.
Имеются сведения, что ФАТХ во главе с Арафатом поставляла оружие РАФ. Некоторые утверждают, что немецкие террористы не смогли бы долго просуществовать без поддержки палестинских коллег.
В 1992 году РАФ опубликовала документ об отказе от террористических методов борьбы, но в апреле 1993 года ее боевики совершили взрыв. Пусть их и осталось человек 10-20, но когда-то начинали они с четырех.
РАФ не была единственной террористической организацией в Германии, в 1968 году было создано «Движение 2 июня» (Д-2). Основатель – Ф.Тойфель не был теоретиком, он просто призывал к поджогам, за что весьма скоро оказался в тюрьме.
Хайнц Брокман заменил Тойфеля, избрал эмблемой красную звезду и пулемет. С этого момента движение начинает выступать от имени «трудового народа» и для защиты его интересов. Д-2 пытались осуществить диверсии на производстве (чего РАФ всегда избегали), полемизировали с ними по поводу роли масс в городской герильи. Изучая опыт своих предшественников, Д-2 учитывали их ошибки и просчеты, были лучше конспирированы и организованы.
Интересно, что их теракты носили театрализованный характер – в день рождения президента Верховного суда они позвонили в дверь его дома, вручили ему цветы и расстреляли.
На обе организации оказывала влияние война во Вьетнаме, против которой они выступали в своих заявлениях. После окончания войны необходимо было найти новую цель для борьбы. Она была найдена в объединении с палестинцами за их правое дело. Свой выбор Бауман объяснил так: «Так как война во Вьетнаме закончилась, люди должны озаботиться ситуацией в Палестине. Она имеет для нас куда большую важность, ведь речь идет о нефтяном бизнесе и более связана с нами, гражданами европейских государств, чем Вьетнам» [6, 97]. Это и стало новым направлением борьбы.
Сотрудничали с палестинскими террористами, которые их обучали.
Кроме этих двух организаций в Германии существовали «Революционные ячейки», «Антиимпериалистические ячейки» и другие организации со сходными целями, но не имевшие такого размаха в деятельности как РАФ, Д-2.
В Италии в октябре 1970 года было опубликовано о создании организации «Красные бригады» («бригаде росси»). Деятельность их была весьма стандартна, а развернули ее на севере Италии. Подобно многим БР объявили ареной сражения – города, а главными противниками – режим и его деятелей.
Итальянские левые профессионально подходили к подготовке и совершению терактов, тщательно их разрабатывали, обладали хорошо продуманной структурой, имели свою разведку и контрразведку – все это, безусловно, их сильная сторона, но им это не помогло. К началу 90-х одни прекратили свое существование, а другие оказались сильно ослаблены.
Левый терроризм не ограничивается присутствием только в Германии и Италии, организации существовали и существуют практически во всех странах, только масштаб их деятельности не таков, как в рассмотренных странах. Так во Франции наибольшую известность получила организация «Аксьон дарект» («Прямое действие»), в Бельгии «Боевые коммунистические группы», в Нидерландах «Северный фронт территории», в Греции «Революционные организации – октябрь-80» и «Движение 17 ноября». Именно на этом движении остановимся поподробнее, поскольку действующее с 1975 года (точно не известно, предполагается, что начали действовать в промежутке 1967 – 1975 годах) и до сегодняшних дней именно оно является самым законспирированным. Ни один член этой организации не был арестован и даже вычислен, не известны они и ни одной контрразведке, международной организации, Интерполу. Численность движения предельно мала – всего 10-15 человек. Идеология – марксизм-ленинизм. Имеют антиамериканскую и антинатовскую направленность, выступают против объединенной Европы, в тоже время против среднего и высшего класса «эксплуататоров», то есть буржуазии. США стали мишенью из-за их поддержки греческой диктатуры. Тактику они используют, такую же, как и многие – запугивание. Некоторые исследователи полагают, что информацию им предоставляют спецслужбы. Таким образом, хорошая подготовка высококлассных специалистов помогла этой организации избежать ошибок, которые совершили левые террористы в Европе.
Левый терроризм присущ не только «старушке» Европе, его проявления слышны и в Японии. Здесь они появились в то же время, в конце 60-х годов. Наиболее сильными были «Красная Армия Японии» (КАЯ) и «Совет совместной борьбы Токио и Иокогамы», начавшие свою деятельность в 1969 году.
«Красная Армия Японии» отличалась от других левых большей замкнутостью, авторитарностью, «революционными идеями», доведенными до абсурдности. Она состояла их трех подразделений – военного, идеологического и организационного. В 1971 году позиция КАЯ была изложена в сборнике под названием «Скачок в мировую революционную войну», в котором провозглашалось:
США некоторые называют оплотом капитализма, и левые организации здесь также существовали. Хотя движения протеста и приобрели массовый характер, всплеска терроризма не произошло, даже, несмотря на то, что война во Вьетнаме затрагивала интересы многих американцев. Существовала группа «Везерменов», члены которой были любителями «легких» наркотиков. Акты терроризма были для них освобождением от обыденности, от норм капиталистического общества, своеобразным спортом. Степень риска они усиливали предупреждением полиции о новом месте и времени проведения очередной акции. После совершения нескольких десятков терактов они были разгромлены.
Еще одна организация «Объединенная освободительная армия» сплотила вокруг себя женщин, педагогов и психологов, которые хотели сплотить в своих рядах людей различного социального статуса, представителей различных рас и народов, социалистические группы и партии для борьбы против «фашистского государства».
В США существовала Коммунистическая партия, но в условиях фактической двухпартийности никто ее не воспринимал как серьезную политическую силу.
Левый терроризм не прижился в США потому, что сами идеи социализма и коммунизма не могут существовать в этом государстве. Они не могут дать гражданам США ничего хорошего, а скорее наоборот лишили бы их очень многого из того, что они имеют. Одним словом «коммунизм там даром не нужен, и воспринимается как угроза демократии» [2, 122].
Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что главной идеей левых была «надо сделать как можно хуже, чтобы потом стало лучше». Резкое неприятие отрицательных сторон капиталистического общества, господствующего в нем образа жизни, максимализм в оценках, крайняя нетерпимость к инакомыслящим, жажда немедленных действий по переустройству общества потребления – все это побуждало левых к совершению террористических актов.
Правый терроризм.
Правый терроризм широко известен. Он насквозь пронизан идеями шовинизма, антикоммунизма, нацизма, расизма, основывается на культе сильной личности, превосходстве над остальной нацией, утверждает тоталитарные принципы организации общества.
Самой известной, но далеко не самой сильной американской организацией является Ку-клукс-клан, выступающая против негров и евреев. Создана она еще в XIX веке в 1865 году, а воссоздана в начале 1920-х годов. ККК состоит из небольших независимых групп, члены которых люди физического труда, мелкие торговцы.
Идеология ККК представляет смесь расистских антикатолических идей, можно сказать, что это протестанты-фундаменталисты.
Ку-клукс-клан не единственный представитель правого терроризма в США. Практически во всех штатах существуют отделения «Гражданской милиции», численность которых растет с каждым днем. Эта организация полулегальна и военизирована. Члены Гражданской милиции по вероисповеданию разнятся, но их объединяют выступления:
Представители Гражданской милиции являются ярыми сторонниками второй статьи Конституции США, которая предусматривает организацию гражданской милиции, сохраняет за гражданами право на ношение оружия. Многие разделяют бунтарские, антисемитские, расистские взгляды, такие же, как и движение американских патриотов (сторонников белого господства). В этой организации много приверженцев представления о фантастических теориях заговора. Члены этой группы не являются «профессиональными» террористами, вроде тех, что принадлежат к ирландским, баскским, ближневосточным террористическим и крайне левым европейским экстремистским группам последних десятилетий, считают себя обычными гражданами и патриотами, готовыми немедленно взяться за оружие, чтобы защищать свои права. «Каждый здоровый мужчина, каждый патриот обязан защищать свою свободу. Как и солдаты народной милиции времен революции». [6, 135].
Движение ГМ появилось
Информация о работе Идеологические основы и виды современного терроризма