Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:04, реферат
Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Конституция как документ политический может рассматриваться и в качестве программы, содержащей ориентиры развития государства и общества.
Введение 3
I. Понятие идеологической структуры государства………… … . . ….5
II. Современные политические идеологии: либерализм, консерватизм ..12
III. Предназначение идеологии белорусского государства на современном этапе 24
Литература……………………………………………………………….…28
Для консерватора
важна не истинность его идеологической
конструкции, а ее институциональность,
т.е. способность идеологически
Консерватизм является необходимым утилитарным дополнением к системе взглядов той части политической элиты западных стран, которая ведет свою родословную от аристократических фамилий феодальной эпохи. Отсюда заигрывание с религией, традицией, предками как теми элементами, которые должны консолидировать общество, удержать его в границах неизменной парадигмы развития. Консерватизм в отличие от коммунизма и либерализма не имеет своего общественного идеала, он занят лишь защитой данного социально-политического порядка западных стран.
На Западе стремятся придать консервативной идеологии новое дыхание, очистить ее от либерализма. Хотя многие исследователи считают, что история европейского консерватизма закончилась, тем не менее существуют и оптимистические мнения. Так подчеркивается необходимость отвергнуть все те формы консерватизма, в которых либерализм нашел себе политическое пристанище и передачу политической функции консерватизма от правых партий к левым силам с целью сохранения демократической цивилизации на Западе. При таком развитии событий, подчеркивает Дж.Грей, консерватизму принадлежат лишь три принципа. Первый. Человек – не представитель универсального человечества, а порождение конкретной культуры. Второй. Прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны. Третий. Культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам.
Все это обусловило попытки западных идеологов сформулировать современную консервативную идеологию – неоконсерватизм. Существуют две трактовки неоконсерватизма. Первая трактовка объясняет неоконсерватизм как современный консерватизм, приспосабливающий традиционные для него ценности и представления к реалиям современной постиндустриальной эпохи. Вторая трактовка рассматривает неоконсерватизм как идеологическое течение, обогащающееся и развивающееся в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.
Возникновение неоконсерватизма относится к 60–70-м годам ХХ века, когда ясно обозначились глобальные проблемы современности и возник серьезный кризис в смысле жизни человеческой деятельности, выразившийся в неспособности западного общества к дальнейшему социальному прогрессу. В этих условиях неоконсерватизм актуализировал те традиционные принципы своей идеологии, которые оказались адекватными настроениям людей в крепкой и добропорядочной семье, в необходимости смыслообразующих целях человеческой жизни, государственного порядка и стабильности, уважении к закону, ориентации на религиозные нравственные установки, препятствующие духовной деградации личности, моральной взаимоответственности гражданина и государства.
Неоконсерватизм
способствовал значительному
Неоконсерватизм превратился в инициатора инноваций, но без «антиисторической спешки сверху» и не «методами толпы – снизу». Неоконсерватизм по-новому сформулировал модель отношений между личностью и обществом, гражданином и государством. По мнению неоконсерваторов, в современных условиях личность должна, прежде всего, рассчитывать на собственные силы и местную солидарность граждан, в то время как государство, основываясь на нравственных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечить гражданину необходимые условия на основе правопорядка, сбалансированного взаимоотношения общества и природы.
Неоконсерватизм выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет их требованиям политической и социальной стабильности и исторической преемственности.
В этнокультурной сфере неоконсерватизм исходит из убеждения, что под любым глобализмом скрывается тот или иной этноцентризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание. Как считают неоконсерваторы, каждый народ имеет собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, и только все они в совокупности составляют человеческую цивилизацию.
Неоконсерватизм
представляет собой сложное и
противоречивое образование, порой
конфликтующие между собой
В 1983 году был
создан Международный демократический
союз, объединивший консервативные партии
Западной Европы, Республиканскую партию
США, Либерально-демократическую
И здесь возникает
вопрос: в каком плане консервативная
идеология может войти в состав
идеологии белорусского народа? Разумеется,
не в плане отрицания
3. Предназначение идеологического белорусского государства на современном этапе.
Современный этап развития государственности Беларуси ознаменовался поисками средств воздействия на государственную и гражданско-политическую идентичность населения. В Новое время эту проблему решали идеологии национализма, вырабатывавшие в жителях европейских стран чувство принадлежности к соответствующей нации-государству взамен прежней лояльности к монархам и их династиям. Иногда подобные идеи не ограничивались национальными масштабами, а указывали всемирно-исторический контекст национального самоопределения. Так, в середине XIX в. в Греции была провозглашена «великая идея» народа – посредника между Западом и Востоком. Аналогичная идея существует в России, а также в Польше и в некоторых других странах Восточной Европы.
Возникновение и развитие суверенного государства Республика Беларусь актуализировало вопрос о том, какой должна быть идеология, принятая в качестве основы для внутри- и внешнеполитического курса белорусского государства. Кроме того, государственная независимость Беларуси создала проблему устойчивой поддержки курса государства со стороны граждан, их активного участия в достижении общественно значимых целей. В таких условиях идеология государства оказалась востребована как специфический тип идеологии, обеспечивающий большую или меньшую степень социального консенсуса и ощущение принадлежности к государственно-организованному сообществу, причастности к исторической судьбе Отечества.
Поиск идеологии как средства достижения консенсуса по базовым ценностям актуален сегодня в силу того, что государственное строительство Республики Беларусь происходит в условиях преодоления последствий экономического кризиса начала 90-х годов ХХ в. и отказа от радикальных социально-экономических преобразований. Ценности общественно-политических групп Беларуси многообразны. В связи с этим перед руководством страны стоит проблема поиска системы ориентиров, способных консолидировать общество и гармонизовать устремления всех социальных групп. На сегодняшний день наиболее универсальной ценностью, несущей в себе консолидирующий потенциал, является суверенное белорусское государство. Не случайно отечественные авторы привносят новые нюансы в понимание термина «идеология», трактуя ее как «совокупность идей, взглядов, учений, которая дает возможность людям осознать цели и идеалы, на которые ориентируется государство».
Без усвоения общественным сознанием никакая идеология не может быть средством достижения поставленных целей, поэтому с 2003 г. в Беларуси начата активная идеологическая работа с населением по месту жительства и работы.
В демократическом обществе наличие консолидирующей общество системы ценностей не ликвидирует идеологического плюрализма. Существование различных политико-идеологических течений не расшатывает консолидированных демократий. Поэтому идеология белорусского государства разрабатывается в соответствии с центристскими установками. С одной стороны, она охватывает все основные сферы жизни общества (экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную), с другой стороны, она достаточно гибка, чтобы более чутко реагировать на социальные запросы, нежели это свойственно классическим идеологиям. Важнейшей задачей идеологической работы в Беларуси является консолидация различных групп общества вокруг национально-государственной идеи, предотвращение конфликтов и налаживание сотрудничества. Идеология белорусского государства призвана направить духовный и интеллектуальный потенциал белорусов на созидательный труд на благо общества и государства. Таким образом, идеология белорусского государства – это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития.
В структурно-функциональном
измерении идеология белорусско
1) теоретико-методологический, отражающий сущность, структуру, специфику и правовую основу идеологии белорусского государства, ее историю и методологию изучения;
2) процессуальный блок представлен различными проявлениями политической культуры Беларуси: идеологическими процессами в белорусском обществе, а также задействованными в них структурами и явлениями, воздействующими на массовое сознание, в особенности, профсоюзами, средствами массовой информации и избирательными кампаниями;
3) институциональный блок включает в себя «центры принятия идеологических решений», т.е. государственные институты – президента, правительство, парламент, органы местного управления и самоуправления;
4) инструментальный блок проявляется в механизмах реализации принятых государством решений, в том числе, реализации идеологической политики белорусского государства в социальной сфере, в молодежной среде, в экономике, в сфере межконфессиональных отношений, во внешней политике.
Идеология белорусского государства базируется на 4 основах:
1. Мировоззренческой
основой идеологии
2. Правовой основой идеологии белорусского государства служит Конституция Республики Беларусь. Конституция любой страны является ее главным идеологическим документом, в котором зафиксированы основные цели и ценности государства и общества.
3. Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическая модель – социально ориентированная многоукладная рыночная экономика.
4. Политическая основа идеологии государства – белорусская политическая система. Принципы ее функционирования соотносятся с Конституцией Республики Беларусь, но основные особенности белорусской политической системы как составной части идеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования.
Идеология белорусского государства призвана согласовать деятельность государственных институтов с интересами и ценностями белорусского общества. Идеалы, нормы и принципы, составляющие идеологическую доктрину белорусского государства, должны, с одной стороны, дисциплинировать работников государственного аппарата, с другой стороны, стать концептуальной основой, общим знаменателем для плюрализма политических идеологий и мнений.
Новый импульс идеологическое творчество в Беларуси получило 27-28 марта 2003 г., когда Президентом А.Г. Лукашенко была инициирована активизация усилий ученых-гуманитариев по разработке белорусской идеологической доктрины. Суть ее ежегодно уточняется и в собственных посланиях Президента А. Лукашенко народу и Национальному собранию. Так, в послании от 10 апреля 2001 г. в дополнение к ранее озвученной цели построения эффективного государства было заявлено о необходимости его демократического обеспечения. В послании 2004 г. Президент заявил об отсутствии противоречий между идеологической работой в Беларуси и ст. 4 Конституции о плюрализме идеологий и мнений как основе демократии в Беларуси: «Принципиальное отличие нашей идеологии в том, что она нацелена не на расчленение общества на враждующие социальные и политические группы, а на консолидацию нашего общества. На объединение всех сил и движений ради такой благородной цели, как построение сильной и процветающей страны. Основы идеологии белорусского государства должны стать достоянием общественности, дойти до всех граждан республики». В послании белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2005-го года Президент Республики Беларусь подтвердил: «Мы не пытаемся создать нечто искусственное, зная, что идеология должна естественным образом созреть в недрах народного сознания». Там же идеология белорусского государства была определена как идеология патриотизма, которая зиждется на любви к своей земле, уважении к людям и гордости за свое государство.