Идеология белоруского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:04, реферат

Описание работы

Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Конституция как документ политический может рассматриваться и в качестве программы, содержащей ориентиры развития государства и общества.

Содержание работы

Введение 3
I. Понятие идеологической структуры государства………… … . . ….5
II. Современные политические идеологии: либерализм, консерватизм ..12
III. Предназначение идеологии белорусского государства на современном этапе 24
Литература……………………………………………………………….…28

Файлы: 1 файл

0616552_79BC1_referat_osnovy_ideologii_belorusskogo_gosudarstva.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Для консерватора важна не истинность его идеологической конструкции, а ее институциональность, т.е. способность идеологически охранять данную социальную систему, обеспечивать удержание государственной власти. Известный идеолог консерватизма М.Оукшотт отмечал, что «предрасположенность к тому, чтобы быть консерватором в политике, вовсе не обязывает нас придерживаться этих верований в качестве истинных, ни даже предполагать, что они истинны».

Консерватизм  является необходимым утилитарным дополнением к системе взглядов той части политической элиты западных стран, которая ведет свою родословную от аристократических фамилий феодальной эпохи. Отсюда заигрывание с религией, традицией, предками как теми элементами, которые должны консолидировать общество, удержать его в границах неизменной парадигмы развития. Консерватизм в отличие от коммунизма и либерализма не имеет своего общественного идеала, он занят лишь защитой данного социально-политического порядка западных стран.

На Западе стремятся  придать консервативной идеологии  новое дыхание, очистить ее от либерализма. Хотя многие исследователи считают, что история европейского консерватизма  закончилась, тем не менее существуют и оптимистические мнения. Так  подчеркивается необходимость отвергнуть все те формы консерватизма, в которых либерализм нашел себе политическое пристанище и передачу политической функции консерватизма от правых партий к левым силам с целью сохранения демократической цивилизации на Западе. При таком развитии событий, подчеркивает Дж.Грей, консерватизму принадлежат лишь три принципа. Первый. Человек – не представитель универсального человечества, а порождение конкретной культуры. Второй. Прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны. Третий. Культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам.

Все это обусловило попытки западных идеологов сформулировать современную консервативную идеологию  – неоконсерватизм. Существуют две трактовки неоконсерватизма. Первая трактовка объясняет неоконсерватизм как современный консерватизм, приспосабливающий традиционные для него ценности и представления к реалиям современной постиндустриальной эпохи. Вторая трактовка рассматривает неоконсерватизм как идеологическое течение, обогащающееся и развивающееся в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.

Возникновение неоконсерватизма относится к 60–70-м  годам ХХ века, когда ясно обозначились глобальные проблемы современности  и возник серьезный кризис в смысле жизни человеческой деятельности, выразившийся в неспособности западного общества к дальнейшему социальному прогрессу. В этих условиях неоконсерватизм актуализировал те традиционные принципы своей идеологии, которые оказались адекватными настроениям людей в крепкой и добропорядочной семье, в необходимости смыслообразующих целях человеческой жизни, государственного порядка и стабильности, уважении к закону, ориентации на религиозные нравственные установки, препятствующие духовной деградации личности, моральной взаимоответственности гражданина и государства.

Неоконсерватизм способствовал значительному теоретическому обновлению традиционного консерватизма. Так из противника научно-технического прогресса неоконсерватизм превратился  в убежденного его сторонника. В отличие от традиционного консерватизма, манкировавшего идеологией, неоконсерватизм жестко обозначил себя как идеологическое учение, потому что, по мнению неоконсерваторов, «неидеологическая политика – это безоружная политика».

Неоконсерватизм превратился в инициатора инноваций, но без «антиисторической спешки сверху» и не «методами толпы – снизу». Неоконсерватизм по-новому сформулировал модель отношений между личностью и обществом, гражданином и государством. По мнению неоконсерваторов, в современных условиях личность должна, прежде всего, рассчитывать на собственные силы и местную солидарность граждан, в то время как государство, основываясь на нравственных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечить гражданину необходимые условия на основе правопорядка, сбалансированного взаимоотношения общества и природы.

Неоконсерватизм выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет  их требованиям политической и социальной стабильности и исторической преемственности.

В этнокультурной сфере неоконсерватизм исходит  из убеждения, что под любым глобализмом  скрывается тот или иной этноцентризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание. Как считают  неоконсерваторы, каждый народ имеет  собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, и только все они в совокупности составляют человеческую цивилизацию.

Неоконсерватизм представляет собой сложное и  противоречивое образование, порой  конфликтующие между собой идеи, принципы и концепции. Как отмечал  Л.Аллисон, консерваторы являются одновременно «индивидуалистами и коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми». В этой связи выделяют неоконсерваторов, новых правых, традиционалистских или патерналистских консерваторов.

В 1983 году был  создан Международный демократический  союз, объединивший консервативные партии Западной Европы, Республиканскую партию США, Либерально-демократическую партию Японии и австралийских консерваторов. М.Тэтчер приветствовала новый «консервативный интернационал как великое средоточие мысли и духа».

И здесь возникает  вопрос: в каком плане консервативная идеология может войти в состав идеологии белорусского народа? Разумеется, не в плане отрицания исторического  прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не как идеология охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному признаку, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев. Именно в этом смысле Президент А.Г.Лукашенко и говорил, что хотя «наше поколение не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют свою актуальность. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма». Следует отметить, что консерватизм в наших сегодняшних условиях во многом, как это ни парадоксально, совпадает с идеологией социализма и коммунизма. Такова диалектика переживаемого исторического момента.

 

 

 

 

 

 

 

3. Предназначение идеологического белорусского государства на современном этапе.

Современный этап развития государственности Беларуси ознаменовался поисками средств  воздействия на государственную и гражданско-политическую идентичность населения. В Новое время эту проблему решали идеологии национализма, вырабатывавшие в жителях европейских стран чувство принадлежности к соответствующей нации-государству взамен прежней лояльности к монархам и их династиям. Иногда подобные идеи не ограничивались национальными масштабами, а указывали всемирно-исторический контекст национального самоопределения. Так, в середине XIX в. в Греции была провозглашена «великая идея» народа – посредника между Западом и Востоком. Аналогичная идея существует в России, а также в Польше и в некоторых других странах Восточной Европы.

Возникновение и развитие суверенного государства  Республика Беларусь актуализировало  вопрос о том, какой должна быть идеология, принятая в качестве основы для внутри- и внешнеполитического курса белорусского государства. Кроме того, государственная независимость Беларуси создала проблему устойчивой поддержки курса государства со стороны граждан, их активного участия в достижении общественно значимых целей. В таких условиях идеология государства оказалась востребована как специфический тип идеологии, обеспечивающий большую или меньшую степень социального консенсуса и ощущение принадлежности к государственно-организованному сообществу, причастности к исторической судьбе Отечества.

Поиск идеологии как средства достижения консенсуса по базовым ценностям актуален сегодня в силу того, что государственное строительство Республики Беларусь происходит в условиях преодоления последствий экономического кризиса начала 90-х годов ХХ в. и отказа от радикальных социально-экономических преобразований. Ценности общественно-политических групп Беларуси многообразны. В связи с этим перед руководством страны стоит проблема поиска системы ориентиров, способных консолидировать общество и гармонизовать устремления всех социальных групп. На сегодняшний день наиболее универсальной ценностью, несущей в себе консолидирующий потенциал, является суверенное белорусское государство. Не случайно отечественные авторы привносят новые нюансы в понимание термина «идеология», трактуя ее как «совокупность идей, взглядов, учений, которая дает возможность людям осознать цели и идеалы, на которые ориентируется государство».

Без усвоения общественным сознанием никакая идеология  не может быть средством достижения поставленных целей, поэтому с 2003 г. в Беларуси начата активная идеологическая работа с населением по месту жительства и работы.

В демократическом  обществе наличие консолидирующей  общество системы ценностей не ликвидирует  идеологического плюрализма. Существование различных политико-идеологических течений не расшатывает консолидированных демократий. Поэтому идеология белорусского государства разрабатывается в соответствии с центристскими установками. С одной стороны, она охватывает все основные сферы жизни общества (экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную), с другой стороны, она достаточно гибка, чтобы более чутко реагировать на социальные запросы, нежели это свойственно классическим идеологиям. Важнейшей задачей идеологической работы в Беларуси является консолидация различных групп общества вокруг национально-государственной идеи, предотвращение конфликтов и налаживание сотрудничества. Идеология белорусского государства призвана направить духовный и интеллектуальный потенциал белорусов на созидательный труд на благо общества и государства. Таким образом, идеология белорусского государства – это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития.

В структурно-функциональном измерении идеология белорусского государства представлена четырьмя блоками:

1) теоретико-методологический, отражающий сущность, структуру, специфику и правовую основу идеологии белорусского государства, ее историю и методологию изучения;

2) процессуальный блок представлен различными проявлениями политической культуры Беларуси: идеологическими процессами в белорусском обществе, а также задействованными в них структурами и явлениями, воздействующими на массовое сознание, в особенности, профсоюзами, средствами массовой информации и избирательными кампаниями;

3) институциональный блок включает в себя «центры принятия идеологических решений», т.е. государственные институты – президента, правительство, парламент, органы местного управления и самоуправления;

4) инструментальный  блок проявляется в механизмах реализации принятых государством решений, в том числе, реализации идеологической политики белорусского государства в социальной сфере, в молодежной среде, в экономике, в сфере межконфессиональных отношений, во внешней политике.

Идеология белорусского государства базируется на 4 основах:

1. Мировоззренческой  основой идеологии белорусского  государства в современных конкретно-исторических  условиях является белорусская идеологическая доктрина, сформулированная главой государства как национальная идея. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства включает четыре фундаментальных понятия:

  • общечеловеческие и христианские ценности,
  • национально-государственное самосознание,
  • гражданственность,
  • патриотизм.

2. Правовой основой  идеологии белорусского государства служит Конституция Республики Беларусь. Конституция любой страны является ее главным идеологическим документом, в котором зафиксированы основные цели и ценности государства и общества.

3. Экономической  основой идеологии государства является белорусская экономическая модель – социально ориентированная многоукладная рыночная экономика.

4. Политическая  основа идеологии государства  – белорусская политическая система. Принципы ее функционирования соотносятся с Конституцией Республики Беларусь, но основные особенности белорусской политической системы как составной части идеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования.

Идеология белорусского государства призвана согласовать  деятельность государственных институтов с интересами и ценностями белорусского общества. Идеалы, нормы и принципы, составляющие идеологическую доктрину белорусского государства, должны, с одной стороны, дисциплинировать работников государственного аппарата, с другой стороны, стать концептуальной основой, общим знаменателем для плюрализма политических идеологий и мнений.

Новый импульс  идеологическое творчество в Беларуси получило 27-28 марта 2003 г., когда Президентом А.Г. Лукашенко была инициирована активизация усилий ученых-гуманитариев по разработке белорусской идеологической доктрины. Суть ее ежегодно уточняется и в собственных посланиях Президента А. Лукашенко народу и Национальному собранию. Так, в послании от 10 апреля 2001 г. в дополнение к ранее озвученной цели построения эффективного государства было заявлено о необходимости его демократического обеспечения. В послании 2004 г. Президент заявил об отсутствии противоречий между идеологической работой в Беларуси и ст. 4 Конституции о плюрализме идеологий и мнений как основе демократии в Беларуси: «Принципиальное отличие нашей идеологии в том, что она нацелена не на расчленение общества на враждующие социальные и политические группы, а на консолидацию нашего общества. На объединение всех сил и движений ради такой благородной цели, как построение сильной и процветающей страны. Основы идеологии белорусского государства должны стать достоянием общественности, дойти до всех граждан республики». В послании белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2005-го года Президент Республики Беларусь подтвердил: «Мы не пытаемся создать нечто искусственное, зная, что идеология должна естественным образом созреть в недрах народного сознания». Там же идеология белорусского государства была определена как идеология патриотизма, которая зиждется на любви к своей земле, уважении к людям и гордости за свое государство.

Информация о работе Идеология белоруского государства