Идеология "Фашизм"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:42, реферат

Описание работы

в первые послевоенные годы возникает такое принципиально новое политическое явление, как фашизм, который был совершенное неизвестен капитализму в предшествующую эпоху. Фашизм мог появиться только как реакция буржуазии на уже победившую диктатуру пролетариата.

Файлы: 1 файл

fashizm.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Идеология: фашизм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одесса 2012

 

Введение

 

Еще до наступления общего кризиса капитализма буржуазия  систематически прибегала к авторитарным и террористическим методам правления. После первой мировой войны и  Великое Октябрьской социалистической революции отход буржуазии от демократии приобретает практически универсальный характер. Именно в первые послевоенные годы возникает такое принципиально новое политическое явление, как фашизм, который был совершенное неизвестен капитализму в предшествующую эпоху. Фашизм мог появиться только как реакция буржуазии на уже победившую диктатуру пролетариата. Неудивительно, что на своей родине, в Италии, фашистское движение сразу же приняло антибольшевистский характер. Из этого семени в последующем развились, главное отличительное качество фашизма - воинствующий антикоммунизм, сдобренный самой разнузданной социальной и националистической демагогией.  При всей пестроте и сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Фашизм есть непосредственная реакция всего антипролетарского фронта на надвигающуюся социалистическую революцию в условиях развала или кризиса буржуазного государства, разброда в господствующем классе, социальной истерии во всех слоях общества. По своей социальной природе фашизм есть не что иное, как превентивная контрреволюция, имеющая своей целью не только предотвратить надвигающуюся социалистическую революцию, но и увести массы в сторону от борьбы за социализм под псевдосоциалистическими и шовинистическими лозунгами. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась. «Приход фашизма к власти, - говорила Г. М. Димитров на VII конгрессе Коминтерна, - это не  обыкновенная замена одного буржуазного правительства другим, а смена одной государственной формы, классового господства буржуазии - буржуазной демократии другой его формой - открытой террористической диктатурой»• .

 

 

 

 

Общая характеристика фашизма

Фашизм (от итальянского fascio — фаши — пучок, связка, объединение) — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Родоначальником фашизма  явился бывший лидер левого крыла  итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных  идеях Платона, Г. Гегеля и концепции  «органистского государства» (оправдывающего агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства  и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

Характерной разновидностью фашизма стал и национал-социализм  А. Гитлера). Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом.

В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, ориентированных  на интересы конкретных классов и  социальных* групп, фашизм опирается  на идею расового превосходства, национальной идентичности, пытаясь сплотить население  вокруг цели национального возрождения.

Такие разновидности фашизма, как итальянский фашизм и немецкий национал-социализм, были вызваны к  жизни глубоким экономическим кризисом обществ, проводивших технологическую  модернизацию. Появление новых видов  деятельности и форм разделения труда  разрушали привычные социальные связи и традиционный уклад жизни. Усложнение социальных отношений дополнялось глубоким экономическим кризисом конца 20-х годов XX в. В этих условиях классические либеральные ценности оказались неспособными выступить вдохновляющими мотивами человеческой деятельности и фактором интеграции общества. Обнищание населения, разрушение прежней социальной структуры и, как следствие, появление в значительных масштабах маргинальных и люмпенских групп - все это обесценивало либеральные идеалы свободной личности. Интегрирующую и вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства, особенно в Германии, национальное самосознание подавляющего большинства населения которой было унижено поражением в Первой мировой войне 1914 - 1918 гг.

Различие между идеологиями  итальянского фашизма и немецкого  национал-социализма состоит в том, что если первая стремилась возродить  могущество Священной Римской империи  и была не столь убедительна, то вторая оказалась в состоянии сплотить различные социальные группы идеей национального превосходства арийской расы, соединив ее с лозунгами социального равенства и справедливости. В одной из своих речей А Гитлер так сформулировал идеал нового общества: «Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, чуждого морали и жалости, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой».

Идеология национал-социализма, согласно убеждениям фюрера, должна была способствовать созданию нового типа личности, свободной от «отягчающих  ограничений разума, от грязных и  уничтожающих самоотравлений химерами, именуемыми совестью и нравственностью, и от требований свободы и личной независимости, которыми могут пользоваться лишь немногие». Формирование условий  для развития национального немецкого  государства предполагалось за счет «расширения жизненного пространства на Востоке», «устранения целых расовых  единиц» и «обеспечения продовольственного снабжения» (А. Гитлер).

Применительно к фашизму  не срабатывают традиционные социологические  критерии, поскольку фашизм определяется в первую очередь через идейно-психологические  и организационные параметры, а  не социальные.  
Фашистами могут быть представители любого класса, любой социальной подструктуры. Не существует класса или социального слоя фашистов: они рассеяны в различных пропорциях по всей социальной структуре общества.

Фашисты могут паразитировать на любой идеологии, на любом социальном, политическом или религиозном движении, могут приходить к власти под  вывеской любых лозунгов.  
Фашизация общества может быть следствием отчаянной попытки правящего эксплуататорского класса удержать власть в борьбе с угнетенным классом - в этом случае идеологическим прикрытием фашизма выступает формальная идеология правящего класса, преподносимая как ценность, олицетворяющая собой "законность", "порядок" и т. п.  
Фашизм может распространять свою власть на общество, стать господствующей в нем политической системой вследствие действий политиков, якобы искренне защищающих интересы господствующего класса и под этим предлогом устанавливающих свою личную диктатуру; в этом случае идеологическим прикрытием фашизма служит все та же формальная идеология правящего эксплуататорского класса, за которой скрывается уже не диктатура класса, а диктатура котерии или личности.  
Фашизм может быть следствием действий маньяков, пользующихся неустойчивым равновесием сил между классами или другими особенностями социально-политической ситуации и устанавливающих фашистский режим под прикрытием лозунгов надклассового характера - как власть, якобы одинаково заботливо учитывающую и защищающую интересы всех классов и слоев.  
Фашисты могут приходить к власти вместе с революционным движением угнетенных классов, подчинить их себе и установить фашистский режим под прикрытием "революционной" идеологии.  
Наконец, фашисты в своих действиях, направленных на захват власти, могут сочетать, комбинировать все вышеперечисленные варианты идеологических прикрытий в зависимости от конкретных политических ситуаций, в которых они действуют.  
Наиболее глубоко законспирированные фашистские образования возникают в тех случаях, когда та или иная организационно-идеологическая структура деградирует и превращается по сути в фашистскую, но внешне сохраняя при этом прежние идеологические признаки. Христианство в средние века пережило подобную трансформацию. Аналогичные процессы мощно по сей день идут в некоторых мусульманских государствах. Подобную деградацию испытало и коммунистическое движение.  
Следует особо подчеркнуть: законспирированность фашистов в таких случаях чрезвычайно высока во многом по той причине, что практически все они с той или иной степенью искренности считают себя "христианами", "мусульманами", "коммунистами" и так далее. При этом в соответствующих партиях, конечно же, насчитывается немалое количество людей, которые по их идейно-политическим признакам являются именно христианами, мусульманами, коммунистами - по их глубинным нравственным установкам, ничего общего не имеющим с властолюбием.

В идеологии фашизма особое место занимают нация и государство (“кровь и почва”). Нация рассматривается  как высшая и вечная реальность, основанная на общности крови. Отсюда задача сохранения чистоты крови  и расы. В фашистском обществе высшие нации господствуют над низшими.

Фашизм возвеличивает  и мистифицирует роль государства, несущего ответственность за индивидуальные судьбы в физическом и духовном смысле, беспощадно пресекающего какое-либо посягательство на единство нации. “Для фашиста все  в государстве, и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне  государства. В этом смысле фашизм —  тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает  силы всей жизни народа” (Б. Муссолини).

Первые фашистские организации  — “фаши ди комбаттименто” (отсюда название всего течения) — появились в Италии в марте 1919 года. В октябре 1922 года итальянские фашисты пришли к власти, их лидер (“дуче”) Б. Муссолини занял пост премьер-министра. Оформление фашистской диктатуры в Италии завершилось в 1926 году.

В начале 1919 года возникла фашистская партия в Германии. С февраля 1920 года было принято название — национал-социалистская (нацистская) немецкая рабочая партия. Отсюда название германской разновидности  фашизма — нацизм.

В январе 1933 года нацисты  пришли к власти в Германии. С  их приходом были свернуты все демократические  институты, распущены политические партии, включая традиционные буржуазные, а коммунистическая партия Германии была запрещена.

Были распущены профсоюзы  и все массовые общественные организации, упразднены установленные Веймарской конституцией институты, в частности, права рейхстага (парламента), автономии  земель, местное самоуправление. Были полностью ликвидированы основные права и свободы, завоеванные  немецкими трудящимися в течение  предшествующего столетия.

Для реализации политики массовых репрессий в Германии были созданы  концентрационные лагеря, куда без  судебного разбирательства и  указания срока заключения бросали  граждан, подозреваемых в действиях  против фашистской диктатуры. К началу второй мировой войны в гитлеровской Германии было около ста концлагерей, а общее число заключенных  в них людей составляло около  миллиона человек.

Фашизм превратил страну в государство, в котором все  стороны жизни, вплоть до мелочей, контролируются из единого центра. Это позволило  проводить идеологическую обработку населения и выявлять инакомыслящих для беспощадного уничтожения.

В начале может показаться странным, как могло случиться, что в Германии, одной из самых культурных и просвещенных стран Европы, возник фашизм и овладел умами и душами людей.

Но опыт Италии и Германии наглядно раскрываются предпосылки, которые  благоприпятствуют его появлению и установлению соответствующего политического режима, теоритическая основа этих предпосылок уже была описанна выше, но на примере Германии и Италии это следующее:

    • общенациональный кризис, затрагивающий в той или иной мере все общественные слои и группы и обостряющий до предела социальные, в том числе межэтнические, противоречия;
    • oлабление реальной власти либерально-демократического государства, его неспособность предложить и реализовать эффективные меры вывода общества из кризиса;
    • oслабление международных позиций страны, вплоть до ее национального унижения, как это имело место в случае с Германией, вынужденной подписать Версальский мирный договор, травмировавший национальное сознание немцев;
    • наличие влиятельных левых партий (коммунистической, социал-демократической), устрашающих революционной перспективой не только крупный капитал, но и средние слои общества;
    • наличие фашистского движения во главе с искусным лидером-демагогом, умело играющим на общественных противоречиях, манипулирующим массой и обещающим вывести страну из кризиса посредством быстрых и решительных действий;
    • наконец, поддержка фашистов различными социальными и политическими слоями, в том числе крупной буржуазией, рассчитывающими использовать фашистские организации в качестве удобного временного орудия в борьбе с соперниками и врагами; кризис общественного сознания, разочарование масс в либеральных и демократических ценностях; нестабильность, питающая националистические, милитаристические и завоевательные настроения.

Одновременное наличие всех этих факторов позволило фашизму  приобрести такой размах в Европе в 20-30-х годах, вовлечь большинство  стран мира в самую масштабную и кровопролитную войну.Тек же следует обратить внимание на сложность международной ситуации в этот период. Она характеризовалась недооценкой ведущими державами мира фашистской угрозы, попустительством агрессору, противоречиями. Франция была заинтересована в сохранении Версальской системы и стремилась для этой цели создать блок европейских государств. Англия и США склонялись к восстановлению германского военно-экономического потенциала, рассчитывая не допустить французскую гегемонию на континенте и, главное, направить агрессивные устремления германского фашизма на восток с перспективой войны между Германией и СССР.

Информация о работе Идеология "Фашизм"