Идеология либерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена высоким интересом исследователей к данной проблеме, большой ролью либерализма в жизни современной цивилизации, огромной ролью, которую оказал либерализм на развитие современной цивилизации.
Цель исследования – показать роль идеологии либерализма в развитии современной цивилизации.
Цель исследования предопределила последовательную постановку следующих конкретных задач:
Анализ исторической динамики происхождения либеральной доктрины, включая содержательный анализ данного понятия;
Показать роль либерализма в развитии современной цивилизации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Происхождение либерализма 5
1.1 Понимание «либерального» в истории 5
1.2 Формирование либеральной мысли 8
Глава 2 Динамика ценностей либеральной доктрины 11
2.1 Основы классического либерализма 11
2.2 Либерал-реформизм 17
2.3 Специфика неолиберализма 21
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Исправленная курсовая.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Идея индивидуализма, индивидуальной свободы и автономии индивидуальной воли. При феодализме личность была полностью подавлена и подчинена существующему социальному порядку. Выдающиеся мыслители того времени критиковали такое положение вещей. Они утверждали, что общество - это механизм, состоящий из автономных и саморегулирующихся индивидов, и выдвинули и обосновали доктрину естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность. Согласно ей, человек - независимый субъект,  который сам знает, что для него хорошо и что плохо. Дж.С.Милль сформулировал эту мысль в форме следующей схемы:   «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно» а Дж. Локк писал, что индивид «хозяин своей собственной персоны» [4, с. 21]. Такой же точки зрения придерживался и выдающийся немецкий философ Гегель, который утверждал, что прогресс человечества заключается во все большем расширении свободы человека, движении к свободе.

В целом либеральное мировоззрение  с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Более того, гносеологической предпосылкой либерального мировоззрения является вычленение человеческой индивидуальности, осознание ответственности отдельного человека,   за свои действия как перед самим собой, так и перед обществом, утверждение представления о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию.

Очевидно, что свобода понималась приверженцами либерализма в негативном смысле, т.е. в смысле свободы от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу для них означало борьбу за уничтожение внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Эту позицию А. Берлин сформулировал следующим образом: «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются другие». Поэтому классический либерализм потерявшими силу все формы наследственной власти и сословных привилегий, поставив на первое место свободу естественные способности отдельного индивида как самостоятельного разумного существа, независимой единицы социального действия.

Либерализм детерминирует границы  власти и функции государства. То, чему он противостоит, - это правительство, которое в силу своего абсолютистского характера выходит за эти рамки. При этом свобода личности обладает приоритетом по отношению к воле большинства [3, с. 14].

Такой идеал сулил возможности для быстрого продвижения по социальной лестнице, успех в борьбе за место под солнцем, он стимулировал предприимчивость, настойчивость в поисках новых путей достижения успеха, трудолюбие, новаторство и другие ценности и ориентации, которые в совокупности сделали капитализм столь динамичной системой. По сути дела, индивидуализм превратился в источник творческих потенциалов Запада.

Своеобразного «апогея» понимание  свободы достигло в либертаризме, который во многом видит гарантии всех прочих видов свободы в свободе экономической. Смысл либеральной свободы заключается в том, что никто не вправе диктовать индивиду вкладывать капитал в известное дело или нет, вступать или не вступать в сделки с другими лицами, брать или не брать на себя определенные частноправовые обязательства и т. п. Либералы сводят проблему свободы к обеспечению индивидам надлежащих условий выбора во взаимном обмене деятельностями и продуктами, осуществляемом через механизмы рыночного хозяйства. предоставленный своей судьбе индивид действует вне сознательно организованного контроля, исходящего от других людей и социальных объединений, прежде всего государства, но контролируется силой, навязывающей ему формы поведения, которые являются однозначной реакцией на сигналы рынка в виде цен, на соотношение спроса и предложения товаров и услуг, рыночную конъюнктуру [15, с. 304].

Сущностная рациональность и добродетель  человека. Под рациональностью здесь понимаются разумные действия человека, направленные на удовлетворение собственных потребностей, а под добродетелью - соблюдение норм протестантской этики (трудолюбив, дисциплинированность, экономность, бережливость и т.д.).

В конечном счете либерализм предложил  себя в качестве непосредственного решения политических трудностей как правых, так и левых. Правым он проповедовал уступки, левым — политическую организацию. И тем и другим он проповедовал терпение: в долгосрочном плане удастся добиться большего (для всех) идя по «среднему пути». Либерализм был воплощенным центризмом, и его проповедь обладала притягательностью пения сирен. Ибо то, что он проповедовал, было не пассивным центризмом, а активной стратегией. Либерализм основывал свои убеждения на одной из ключевых посылок идеи Просвещения: рациональные мысль и действие — путь к спасению, то есть к прогрессу. Люди (как правило, под людьми подразумевались только мужчины) по природе разумны, потенциально разумны, разумны в конечном счете.

Отсюда следовало, что «нормальные  политические перемены» должны идти по пути, намеченному теми, кто был наиболее разумен — то есть наиболее образован, наиболее квалифицирован, и потому наиболее мудр. Такие люди могут начертить наилучшие пути, на которых следует осуществлять политические изменения; то есть именно такие люди могли бы указать необходимые реформы, которые надо предпринять и осуществить. Рациональный реформизм стал организующим понятием либерализма, которое определяло и колеблющуюся позицию либералов по поводу взаимоотношений индивидуума и государства. Либералы могли одновременно доказывать, что индивидуума не следует ограничивать диктатом государства (коллектива) и что действия государства необходимы, чтобы минимизировать несправедливость по отношению к индивидууму [2, с. 237-238].

С другой стороны, ценности либерализма  можно проследить и по сферам общественной жизни, нуждающихся, по мнению приверженцев той или иной идеологии, в реформировании. Экономическая платформа классического либерализма наиболее полно сформулирована английским экономистом Адамом Смитом. В области экономики либерализм защищает свободный рыночный обмен, который позволяет регулировать отношения спроса и предложения. Личная предпринимательская инициатива и стремление получить максимальную прибыль обеспечиваются «честной конкуренцией» товаров и товаропроизводителей. Основным в экономической блоке либеральной теории является отрицание политического вмешательства в экономическую жизнь, освобождение экономической деятельности от надзора государства Либерализм требует отмены всякой регламентации и ограничений со стороны государственной власти и создания максимально свободных условий для развития частного предпринимательства Государству в экономической среде отводится только роль «ночного сторожа», который охраняет частную собственность, следит за порядком и законопослушанием граждан. Вмешательство государства в экономику является губительным, если оно подавляет свободно функционирующий рыночный механизм, ограничивает субъектов экономической жизни [7, с. 114].

В политической сфере либерализм ориентируется на правовое государство, основанное на разделении законодательной, исполнительной и судебной власти, что гарантирует свободу и безопасность гражданам от произвола чиновников. Правовое государство должно обеспечивать не только приоритет прав личности над правами любой социальной группы и общества в целом, но и равенство граждан перед законом.

По мнению известного австрийского либерального экономиста Ф. Мизеса, существуют две причины, почему люди должны быть равны перед законом. Для того чтобы человеческий труд достиг максимальной производительности, рабочий должен быть свободным, потому что только свободный рабочий, распоряжающийся в форме заработной платы плодами своего усердия, будет выкладываться полностью.

Второе соображение в пользу равенства всех людей перед законом  касается поддержания социального мира. Почти невозможно сохранить устойчивый мир в обществе, где права и обязанности соответствующих классов различны. Тот, кто не признает прав части населения, должен быть готов к восстанию тех, кто лишен гражданских прав, против привилегированной группы. Классовые привилегии должны исчезнуть, с тем чтобы положить конец конфликтам по их поводу [6, с. 7].

Негативное отношение к государству  объединяет многих либералов с консерваторами. Разъединяет их оценка значения выборных институтов и механизмов западной демократии. Выступая за возвышение роли последних, либералы настороженно и с опасением следят за разрастанием административного аппарата, особенно исполнительно-распорядительной его власти, разбуханием бюрократических государственных структур. Это ведет к усилению централизованного регулирования со стороны государства, что создает угрозу существованию выборных институтов и делает возможным появление тоталитарных тенденций в обществе. Поэтому консерваторам, с достаточной долей скептики относящимся к науке и ее роли в познании и совершенствовании общества, либерализм противопоставляет исключительную роль знаний и культуры в целом. Либералы убеждены, что политическое сознание и формирование политической культуры должны иметь основное значение в искоренении духовных предпосылок тоталитаризма

Либералы, как и консерваторы, сторонники сохранения власти в руках элиты. В отличие от консерваторов, дистанцирующих элиту от толпы, массы избирателей, либералы видят задачу элиты во втягивании граждан в механизм принятия политических решений, выработке у них впечатления реального участия в процессе распределения, власти. Избиратели - «аполитичная глина», из которой можно слепить все необходимое, в том числе и предотвратить формирование у них негативных политических эмоций и социальной напряженности.

В социальной сфере классический либерализм исходил из «природного» неравенства людей, которые даже при одинаковых условиях обязательно покажут неодинаковые результаты деятельности. Либералы рассматривали неравенство как биологический, социальный и исторический факт, детерминированный неодинаковыми способностями людей и их трудолюбием [8, с. 16].

Важное место в идеологии либерализма занимает теория социального прогресса, в основе которой лежит понимание общества как рационального организма, постоянно самосовершенствующегося и саморегулирующегося под воздействием рыночной экономики. Свобода, равенство перед законом, конкуренция и индивидуализм в рамках рыночного регулирования гарантируют социальную гармонию и прогресс. Классический либерализм выделяет в связи с этим два типа общественной эволюции - естественную, происходящую в гражданском обществе, и искусственную, насаждаемую государством сверху. Благополучно обстоят дела, когда гражданское общество активно, а государство пассивно. Все представители либерализма основной путь развития общества видели в естественной социальной эволюции, постепенном формировании разных сторон общественной жизни, и дружно осуждали революцию как способ общественных преобразований.

 

2.2 Либерал-реформизм

 

 

Либерализм изменялся на каждом крупном историческом повороте, стремясь приспособиться к новым условиям. Классический либерализм рассматривал буржуазное общество как механизм, находящийся в процессе непрерывного совершенствования, обусловленного свойственной рыночной экономике способностью к саморегулированию. Свобода частнокапиталистических отношений должна была обеспечить социальную гармонию в обществе, ее стабильность и безукоризненное развитие.

Однако в конце 19 - начале 20 в. достаточно выпукло обнаружились как сильные, так и слабые стороны либерализма. Так, реализация принципов свободной конкуренции, по сути дела служивших оправданию подавления и поглощения слабых более сильными конкурентами, привела к концентрации и централизации производства, резкому возрастанию веса и влияния промышленных и финансовых магнатов.

В результате произошло изменение  функций свободного рынка. Если в период борьбы с феодализмом и становления капиталистических отношений идеи свободного рынка, государства как «ночного сторожа» и т.д.  играли прогрессивную роль в борьбе против жестких ограничений средневекового корпоративизма, общинного мышления и институтов внешнеэкономического принуждения, то в условиях утвердившихся свободнорыночных отношений эти идеи превратились в требование неограниченной свободы конкуренции. Важнейшие положения либерализма приобрели функцию защиты привилегированных слоев населения. Обнаружилось, что свободная, ничем не ограниченная игра рыночных сил отнюдь не обеспечивает, как предполагалось, социальную гармонию и справедливость, расцвет экономики. В этих условиях появились призывы к пересмотру либеральной доктрины.

В частности, одним из мыслителей, выступивших за обновление либерализма, был Макс Вебер. Также к ученым, принимавшим участие в обновлении либерализма, западные ученые относят и австрийского и американского экономиста и социолога Е. Шумпетера [5, с. 77].

В результате длительных процессов  переосмысления классических либеральных идей развилось политико-идеологическое направление, получившее название либерал-реформизма. Одним из первых мыслителей-либералов, увидевших необходимость и перспективность стратегии государственных экономических и социальных реформ был Джон Стюарт Милль, который еще в XIX в. утверждал важность гибкой социальной политики государства. Огромный вклад в формирование доктрины либерал-реформизма внес другой английский мыслитель, известный экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его экономическая программа, сформулированная под влиянием великой депрессии 1930-х гг., включала всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и циклическую налоговую политику, циклическое балансирование бюджета, ограничение зарплаты и регулирование занятости. Основной своей целью Дж.Кейнс ставил достижение эффективного спроса и полной занятости.

Идеология и практика либерал-реформизма получила наибольшее развитие и распространение в США. Бурное и беспрепятственное развитие свободной рыночной экономики в этой стране в XIX в. обусловило фактически монопольное положение здесь либеральной идеологии. Ни традиционализм, ни социализм не получили в Соединенных Штатах заметного развития. В XX в. в связи с развитием монополистического капитализма в США произошел раскол в либеральном семействе. Классический либерализм приобрел не свойственные ему прежде консервативные функции. Сформировался специфически американский тип «рыночного консерватизма». С другой стороны, ревизионистское течение в американском либерализме трансформировалось в новую «этатистскую версию либерализма». Достоянием его стал тот самый тип политического мышления, который в Европе определяется как социал-демократический.

Свое политическое воплощение этатистский  либерализм получил в «новом курсе» Франклина Рузвельта. Благодаря этой политике. Соединенные Штаты смогли выйти из затяжного экономического кризиса 1930-х гг., успешно осуществить глубокую экономическую перестройку общества. Формирование либерал-реформистской идеологии включало в себя два важных момента: во-первых, обоснование собственно стратегии реформизма, во-вторых, ее интеграцию в либеральную теорию [9, с. 45].

Классические представления об обществе как саморегулирующемся механизме либерал-реформисты дополнили тезисом о необходимости его периодической коррекции, «ремонте», так как общественные институты склонны к старению и со временем усиливается асинхронность в развитии различных частей социальной системы. Реформизм, с точки зрения теоретиков этатистского либерализма, выступает не просто в качестве средства обеспечения жизнеспособности системы, но как единственная альтернатива революционному радикализму.

Информация о работе Идеология либерализма