Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 03:39, доклад
Вернемся к идее чрезвычайного государства. В усеченном виде такое государство существует при Путине, хотя к.п.д. поездок президента по городам и весям необъятной страны невысок. Хуже того, наглое и успешное игнорирование местными властями его резолюций охотно тиражируются СМИ. Тем не менее, народ принимает Путина как правителя, радеющего за Россию, и в пороках правления, особенно, в ухудшении жизни бедных, склонен винить не доброго царя, а злых бояр. Значит, русским действительно нужен властный президент или царь, способный приехать и навести порядок (что для народа означает, если не казнь супостатов, то, по крайней мере, отъем кормушки и посадку с конфискацией награбленного).
Идеология новой России. Синтез
Вернемся к идее чрезвычайного государства. В усеченном виде такое государство существует при Путине, хотя к.п.д. поездок президента по городам и весям необъятной страны невысок. Хуже того, наглое и успешное игнорирование местными властями его резолюций охотно тиражируются СМИ. Тем не менее, народ принимает Путина как правителя, радеющего за Россию, и в пороках правления, особенно, в ухудшении жизни бедных, склонен винить не доброго царя, а злых бояр. Значит, русским действительно нужен властный президент или царь, способный приехать и навести порядок (что для народа означает, если не казнь супостатов, то, по крайней мере, отъем кормушки и посадку с конфискацией награбленного). Парламентская республика, желанная олигархам, либеральным интеллигентам и в конец запутавшемуся руководству КПРФ, ни к чему, кроме дестабилизации, не приведет.
Что можно сказать о форме правления чрезвычайного государства: полномочный президент или царь? Президенты, по сути своей, временщики. Президенты не думают о стране как о наследии, передающимся династически от отца к сыну. В монархии - меньше проблем с преемственностью власти. Монархами рождаются и с младенчества воспитываются на служении стране и народу. Монархи морально чище, чем президенты, которые правдами и неправдами проталкивается к власти. Они меньше, чем президенты, зависят от манипуляторов общественных мнением, олигархов и зарубежных влияний. В многонациональной России верность династии, но не русская национальная идея и православие могут объединить весь народ.
Самодержавие вовсе не исключает демократию, включая Думу и самоуправление на разных уровнях организации власти. Но царь обладает правом смещать правительство и распускать Думу - решения, которые могут обсуждаться с российским народом путем плебисцита. Царская власть не означает также уничтожение национальных автономий. Напротив, Император Всероссийский является монархом царств и княжеств, название которых закреплены в Его титуле.
Самодержавие не означает предпочтение какого-либо общественного строя. Константин Леонтьев писал: "....иногда я думаю (не говорю мечтаю....а невольно думаю, объективно и беспристрастно предчувствую, что какой-нибудь русский Царь - может и недалекого будущего - станет во главе социалистического движения". [4]
Тут мы переходим к идее
российского социального
Вернемся к человеческому
фактору. При анализе национальной
психологии зачастую упускается ее изменчивость
во времени. Упускается, что народы
могут психологически сближаться и
отдаляться. Не всегда Европа чувствовала
Россию чужой. Более ста лет, после
победы под Полтавой в 1709 году и до
польского восстания 1830 года, Россия
воспринималась как европейская
страна, выделяющаяся разве размерами
и грубостью нравов. Позже антирусские
компании в прессе, задержка индустриализации
и поражения в Крымской и Русско-Японской
войнах отодвинули Россию на периферию
Европы. С Октябрьской революцией
произошел психологический
Заключение
Общество, которое в течение семидесяти
лет воспитывалось в рамках одной официальной
идеологии и определенной картины мира,
растерялось перед изобилием и разнообразием
новых идей, оказалось неспособным к их
трезвой критической оценке. Освобождающееся
от прежних ценностных и моральных стереотипов
общественное сознание, стало безразборно
впитывать, как губка, все те нормы и принципы,
уклад жизни, которые потоком хлынули
из-за рубежа. Идеологические основы образовавшихся
многочисленных политических, общественных,
религиозных движений, новых отечественных
и иностранных СМИ оказались далекими
от высоких духовных принципов. Ценности
человеческой жизни, законопослушания,
традиционные моральные нормы утратили
свое значение. В обществе стал утверждаться
культ силы и “романтически окрашенный”
образ криминального авторитета.
В таких условиях общество поразил духовный вакуум. Произошел “кризис оценок”, который объяснил еще в сороковых годах ХХ века К.Мангейм в своей работе “Диагноз нашего времени”. Нейтрализация влияния ценностей на сознание людей привела к дерегуляции всей общественной жизни, кризису социальной идентичности. Неопределенность характера новых взаимоотношений в социуме, противоречия в сфере общественной морали и в системе принципов общежития, в понимании того, к какой социальной общности себя относить – все это повлекло глубокое расслоение общества. Разные социальные субъекты стали пребывать как бы в разных социальных порядках, жить по принципиально различающимся нормам и допускам.
Сегодня уже никто не отрицает той истины, что важнейшим ресурсом, капиталом, имеющим вполне реальную экономическую оценку, является здоровое общество, духовно сплоченное, сознающее свои задачи и цели. Поэтому все чаще ученые говорят о необходимости формирования идеологии России, способной объединить народ некой общей идеей. Природа не терпит пустоты, сознание должно работать и наполнять человека оптимизмом, рождать энтузиазм и формировать устойчивые эмоциональные установки для созидания и творчества, для продолжения социума.
Но в объединяющем начале
идеологии таится и большая опасность
для государства. Любой идеологии
внутренне присуще стремление во
все проникнуть и везде навести
порядок. По мнению ряда ученых, сама постановка
вопроса о формировании новой
идеологии – это реликт тоталитарного
режима, попытка взять курс на идеологическое
манипулирование общественным сознанием
россиян.
Часть авторов рациональное решение проблемы
видят в поощрении идеологического плюрализма,
создании условий для сосуществования
и диалога разных концепций и взглядов.
В то же время ученые признают, что даже
в демократическом обществе плюрализм
идеологий должен иметь определенные
границы идеологических споров, проходящие
в пределах общей для всех конституционной
основы. Тем самым государство оберегает
себя от угрозы подрыва стабильности общества,
хаоса и национальных бед, гражданских
войн.
Все еще много остается тех, кто
выступает за полную деидеологизацию
общества. Концепция деидеологизации
впервые появилась на Западе в шестидесятые
годы ХХ века в трудах Р.Арона, Д.Белла,
С.М.Липсета, Э.Шилса, А.Шлезингера и других.
В идеологии увидели оппозицию рациональному
научному постижению действительности.
Возникли представления об идеологии
как “кристаллизации ложного знания”
(В.Паретто), “добровольной мистификации”
(К.Мангейм), “секуляризованной религии”
(Д.Белл), “неузнанной лжи” (Б.-А.Леви).
Неудовлетворенность формами
идеологического осмысления действительности,
отсутствием в идеологии четких
границ между верифицируемым и не
верифицируемым знанием, истинами и
иллюзиями, породило стремление преодолеть
ее ограниченность и субъективизм,
прежде всего за счет постепенного
насыщения сознания людей научными
знаниями, точной терминологией, снижения
зависимости от политических предпочтений,
влияния интересов и
С процессом формирования нового политического мышления в нашей стране связано второе рождение идеи деидеологизации. Идеологию обвинили в догматичности, утопичности, субъективности, духовном контроле над массами, поэтому стал вопрос о деидеологизации общественной жизни. Многие российские политики и ученые выступали против идеологии: Д.С.Лихачев – что государство должно быть свободно от идеологических функций, не связано с идеологией; И.Б.Чубайс – что “крах”, разрушение до самого основания “одного из столпов государства – идеологии” составляет суть изменений, произошедших в нашей стране; Б.Н.Ельцин – что теперь, когда с коммунизмом покончено, мы строим деидеологизированную политику, экономику, спорт, и в этом отношении у нас никаких барьеров нет.
Однако поразивший общество глубокий социокультурный кризис заставил российских политиков пересмотреть свое отношение к вопросу о формировании идеологии. При Б.Н.Ельцине был создан научный институт по разработке данной проблемы. Ее активное обсуждение продолжается и сегодня на уровне различных государственных служб и в научной среде.
Здесь возникает новый вопрос – об источнике формирования российской идеологии. Многие исследователи убеждены, что базовые ценности общества не могут быть искусственно выработаны профессиональными идеологами или механически заимствованы из иноцивилизационного опыта, они – следствие исторического и социокультурного развития данного государства и его народа. [6]
Какой можно предложить вариант успешного решения проблемы - проблемы создания новой идеологии России?
Кремлевские идеологи повторяют
прежнюю ошибку капиталистических
и социалистических идеологов. Ее суть
в том, что предметом их теоретических
обоснований были социально-экономические
условия распределения и
При создании новой идеологии Отечества следует избежать подобной концептуальной погрешности. Для этого надо, чтобы исходным постулатом создания новой идеологии России была ориентация не на характер собственности в обществе, а на разработку парадигмы цивилизованного образа жизни россиян, в которой утверждается ценностное отношение к жизни каждого человека, а государство и бизнес способствуют созданию соответствующих этой парадигме социально-экономических и культурных условий.
Возведение этого постулата в статус базовой идеологической ценности потребует системное обращение к тем духовным и материальным ценностям, которые наиболее полезны для решения проблемы – проблемы создания цивилизованного образа жизни россиян.
И это следует признать
высшей гуманистической целью
В ее успешном исполнении нам поможет и прошлый опыт социалистического строительства, и осмысление итогов скоротечного освоения рыночной экономики современного капитализма.
Вне всякого сомнения, такой методологический подход гарантирует внепартийность новой идеологии, убедительность ее для всех здравомыслящих людей и самое главное: соблюдение его позволяет объективно определять стратегию развития нашей экономики и совершенствование государственного устройства.
Учитывая реалии и заглядывая
в будущее, можно утверждать, что
всем ветвям власти будет полезно
четко представить: какие социально-экономические
и духовные устои приоритетны
для утверждения
В качестве таковых
можно обозначить:
· сохранение и развитие российских
нравственных ценностей и устоев
· сохранение и развитие российской государственности
· сохранение и развитие национальных
достоинств российского менталитета
· сохранение и развитие российских форм
социального общения
· сохранение и развитие особенностей
российской демократии
· сохранение и развитие российского общественного
самоуправления
Но с трудом верится, что «суверенная демократия» - это идеологическое ноу-хау высшего класса. Дело в том, что каждая национальная демократия суверенна. В чем проявляется не только ее сущность, но и необходимость адаптации в конкретных национальных условиях, неотвратимость отражения в ней экономического состояния, культуры, политической зрелости, нравственной и правовой подготовленности реального народа, морально-психологического настроя его политической и государственной элиты.
При всем этом, проблема создания новой идеологии – это проблема крайне актуальная и без ее успешного решения не создать суверенную Россию.
Что еще важно? В ключе имиджмейкерской деятельности следует признать, что без национальной идеологии крайне затруднительно создавать персональный имидж. Ведь в имидже главное не визуальные данные, а духовная неординарность, которая просматривается через его внешние характеристики. Еще большие трудности - это трудности утверждения достойного имиджа страны. Не случайно, в настоящее время наше Отечество несет серьезные репутационные издержки как гражданское общество.