Идеология в системе политической социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Процесс политической социализации достаточно сложный и зависит от многих объективных и субъективных факторов. Так, на формирование политической культуры значительное влияние оказывает историческая эпоха, наличная политическая система, заинтересованность властных структур, а также самих граждан в политическом просвещении и образовании, технический уровень средств массовой информации и др. Если говорить о Беларуси, то формирование политической культуры органично связано с общим трансформационным процессом – переходным периодом от плановой к рыночной экономике, становлением государственных институтов, демократизацией общественной жизни.

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие, механизмы, институты политической социализации. Роль политической науки и образования.
3. Идеология как фактор формирования политической культуры в трансформационном обществе.
4. Политические субкультуры современной молодежи: ценности и идеологические ориентации.
5. Заключение.
6. Литература.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Общие рамки взаимодействия политической культуры и идеологии  определяются их функциональным предназначением в обществе. Многие функции идеологии совпадают с функциями и политической культуры, другие функции характеризуют идеологию, прежде всего в качестве инструмента политической борьбы. Конкретные варианты взаимодействия зависят от социально-экономической и политической ситуации, правящего режима, тенденций исторического развития. В различных условиях одни функции могут ослабевать, другие актуализироваться, а политическая культура и идеология могут оппонировать друг другу и разновекторно воздействовать на общество или взаимодополняться в одном направлении.

В целом политическая культура и идеология способны оказывать  тройственное влияние на политические процессы и институты:

1. сохранять прежнюю  структуру властных отношений,  устойчивость политической системы;

2. порождать новые  формы социальной и общественной  жизни; 

3. комбинировать элементы  прежнего и перспективного политического  устройства.

Преобразующая роль политической культуры и идеологии особенно актуальна  для переходного общества. Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию, от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений самой политической культуры, формирования ценностей, норм поведения, адекватных рыночной экономике и плюралистической демократии. Существующая политическая культура является естественным основанием оптимальной модели развития, ибо базовые ценности, традиции, национальные особенности определяют характер, глубину, темп и направленность преобразований. Одновременно эта интегральная идеология выступает важным средством формирования адекватной политической культуры, так как определяет направленность социализации. Именно идеология способна выявить, актуализировать те аспекты ментальности, которые способствуют формированию новой культуры.

 

3. Политические субкультуры современной молодежи: ценности и идеологические ориентации.

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление  социологии молодежи. С 60-х годов  ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.

Долгое время в нашей  стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный  и поддерживаемый. Однако уже в 70-е  годы стали складываться неформальные молодежные группы, продуцируемые в  ряде случаев свою контркультуру, в силу общей социально-политической ситуации в стране, находившейся в «андеграунде». С началом процессов гласности и перестройки эти группы, легализовав свою деятельность, довольно громко заявили о себе, значительно увеличив тем самым свою численность. Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т.п.). Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторые политический и идеологический оттенок (ностальгисты, пацифисты, отклонисты, зеленые). Выделялись группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди системы). Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», выделявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем «a la Русь». Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы (качки), а также криминогенные группы, объединявшиеся на базе агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (гопники, люберы и т.п.).  Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстановления социалистической справедливости и борьбы со «скверной» в лице хиппи, панков и т.п. движений.

ХАРАКТЕРИСТИКА  ОТДЕЛЬНЫХ  СУБКУЛЬТУР

Хиппи. Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь  это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты. Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир, дружба, жвачка». Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи; наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи вместо дешевых.

В молодежной культуре 90 гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, поржденная им толкиенисткая субкультура. Толкиенисты и вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты вживаются в этот мир воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни.

Панки в какой-то степени  являются антагонистами хиппи, при  том, что имеют с ними много сходного. Идеология панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен», то у Панков скорее это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет». В отличие от хиппи панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям считаются анархистами.

Чрезвычайно близок к  хардроку музыкальный стиль «ой», любимая музыка не так давно появившийся  скинхедов, или скинов. Идеология: практически все скины исповедаются крайне агрессивный национализм и расизм. Идеальным режимом – немецкий национал-социализм.

Одной из самых «суровых»  субкультур, как у нас, так на Западе, всегда считались байкеры, которых с легкой руки советской пропаганды часто называли рокерами. Идеология:основное понятие в идеологии байкеров – мотоцикл. Весь мир делится на тех кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают.

Практически совсем исчезли, как масштабное явление, такие субкультурные  движения как алисоманы и киноманы (многочисленные в начале 90-х группы любителей «Алисы» и «Кино»).Основной тезис бытия алисоманов можно выразить так: «мы лучше всех, но нас никто не понимает». Довольно активно культивировался суицид как выход из духовного тупика.

Молодежная субкультура  индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев о обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты – нечто среднее между клубом американских индейцев и религионо-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, - перекликаются с традиционными российскими ценностями.

Хакеры (компьютерные фанаты) – молодежная субкультура, находящаяся  в процессе формирования. Численность характеров пока незначительна – в основном это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физико-математическом уклоном. Установить точно численность характеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей.

В середине 90 гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или  контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные  враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иною субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен.

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, - «правые».«Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция – заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией.

Субкультура сатанистов. Еще в 80 гг. от субкультуры хэвиметалистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. Время от времени в процессе появляются интервью с лидерами сатанистов; последние, разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.

Субкультура рэйва возникает  в США и Великобритании. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры.

Роллерами называют любителей  роликов коньков. Идеология роллеров сходна с байкерской, с той разницей, что мотоцикл заменен роликами.

Субкультура скейтбордистов, любителей езды на скейтборде (доске на колесах). Идеология и внешний вид схожи с роллеровскими.

Субкультура рэппа во многом пересекаются с субкультурами  роллеров и скейтбордистов, так как  многие роллеры и скеутбордисты  слушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.

Субкультура стрейтэджеров,поборников здорового образа жизни, отказывающихся от курения, употребления алкоголя и наркотиков.

 

 

Вывод

Важно учесть, что объектом политической социализации является не только отдельный индивид, но и общество в целом. Социализация выступает фактором сохранения и стабилизации политической системы, условием ее морального функционирования.

Что касается политической культуры,то в Республике Беларусь в настоящее время в целом стабильная политическая ситуация – в нашем государстве нет противостояния между гражданами и властью, отсутствуют какая-либо межэтническая конфронтация и напряженность на религиозной почве. И тем не менее не все так беспроблемно в политической сфере. Время от времени активизирует свою деструктивную деятельность оппозиция. Заслуживает пристального внимания тот факт, что в Беларуси до настоящего времени не сформировались мощные политические партии, способные взять на себя ответственность не только за идеологию, но и за будущее государства. Согласно данным социологического мониторинга, проводимого Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, в IY квартале 2002 года политическая нестабильность в стране вызывала обеспокойство у 18,3% опрошенных, т.е. почти у каждого пятого (для сравнения: в IY квартале 1998 года политическая нестабильность вызывала беспокойство лишь у 11,8% опрошенных). Эти факты свидетельствуют о том, что нашему государству предстоит пройти еще долгий путь становления гражданского общества и формирования политической культуры.

В чем состоят  причины довольно широкого распространения  в современном обществе молодежной субкультуры? Во-первых, в субкультурной общности подросток получает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или ее иллюзию) независимости и защищенности от общества.Во-вторых, субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я». В-третьих, она помогает ему освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

Литература

  1. Василевич Г.А. Референдумы в Республике Беларусь и ее путь к независимости в конце ХХ столетия. Минск. 2002 г. Молодежное научное общество.
  2. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Минск. Интерпрессервис. 2003 г.
  3. Мельник В.А.: «Основы идеологии белорусского государства»/пособие-Минс. 2009г.
  4. «Основы идеологии белорусского государства»: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.- 690с.
  5. «Политология»: Учебник для вузов/ С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др. - Минск, ТетраСистемс, 2005.

 


Информация о работе Идеология в системе политической социализации