Имидж политического лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Свою актуальность проблематика, связанная с имиджем, приобрела в XIX веке, когда особенно активно стали развиваться демократические институты, прежде всего, институт всеобщих свободных выборов. Судьба правительства стала напрямую зависеть от того, как оно само и его деятельность воспринималось избирателями. Неспособность изменить реальность согласно представлениям граждан о том, какой она должна быть, либо убедить их, что происходящее есть лучший вариант развития событий из всех возможных, оканчивалось, как правило, сменой правящих элит. Поэтому естественно, что проблема построения идеальных образов (сложившейся ситуации, правительства и прочих элементов социальных отношений) и внедрения их в массовое сознание приобрела решающее значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Политическое лидерство…………………………………………….………..5
Понятие и сущность имиджа…………………………….…………........……7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Имидж политического лидера.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Следующий блок микроролей определяется доминантой Хозяин или  Сильная рука. Эксплицитная самоподача: “Многие считают меня человеком  с диктаторскими замашками. Да, я такой и есть, но не в политике, а в экономике, в хозяйстве” (Лужков). Косвенная самоподача: “Дураков меньше, когда мы тверже управляем делами”, “мы потребовали, пригрозив, что... “ (Лужков). “Если бы я был премьер – министром, то от нынешнего правительства осталось бы процентов 10-15..., все остальные просто ушли бы... “, “я бы прошелся железной рукой...” (Федоров). “Меры надо принимать мгновенные и жесткие” (Лебедь). Хозяину и Сильной руке вполне может сопутствовать роль Неополитика, вынужденно вовлеченного в политические игры. “Я никогда не ставил перед собой подняться на какие-то политические высоты” (Лебедь). “Политика не должна мешать экономике... Человеку такому, как я, в политике делать нечего” (Лужков). Подобная позиция позволяет автору отделить себя от “гадкой области компромиссов, лавирований, подсиживаний, демагогий” (Лужков о политике).

Еще один блок микроролей ориентирован на систему нравственных ценностей, на эмоциональную сферу. Он может быть определен доминантой Борец за социальную справедливость. Тематические цепочки типа: старики, пенсионеры, малообеспеченные, безработные, многодетные семьи, русские в бывших советских республиках – достаточно однозначно маркируют имидж борца. “Пока я не введу компенсацию для тех, у кого пятеро детей, и каждому по полбулки не пересчитаю в день ..., пока я стариков, пенсионеров и учащихся не защищу, безработных, я не позволю правительству поднимать цены” (Лукашенко). Кроме защиты обездоленных, энергия борца направлена на борьбу с мафией и коррупцией. На лексическом уровне в семантическое поле “антимафиозной деятельности” входят такие единицы, как “злоупотребление властью”, “коммерческие структуры”, “преступная приватизация” – и непременно глагол “покончить”. “И с коррупцией, и с гаишниками-взяточниками было бы покончено” (Федоров).

Спектр ролей на политическом Олимпе не ограничивается перечисленным  выше. Там можно увидеть и Реформатора – аналитика (Е. Гайдар), и Возмутителя спокойствия (Г. Бурбулис), и других. Однако применительно к их речевым тактикам нельзя сказать об устоявшихся речевых стереотипах.

Кроме того, следует отменить как факультативные составляющие имиджа следующие микророли: Мудрый вождь, Провидец, Военный, Отличный семьянин. Каждая из этих микроролей выполняет тактическую задачу придания имиджу объемности, построения достоверной модели личности (доминанта не обеспечивает восприятия личности как реальной, нужны специфические штрихи и краски, придающие портрету сходство с оригиналом). Так, Руцкой не только “центрист, державник, либерал”, но и Простой человек (“огородник”). Заботливый сын (маме “подбрасывает деньжат”), Требовательный отец (оба сына “не курят, не пьют, встречаются с девушками “только по субботам”, а по воскресеньям учат английский). Кроме того, он человек Военный: “всегда предусматривает варианты”, по “старой армейской привычке” каждое утро гладит костюмы.

Сопоставление типовых  имиджей политиков обнаруживает отсутствие явных оппозиций (державник/космополит; борец с коррупцией/друг мафии и т.п.) на основе одного дифференциального признака. Структура имиджа (как роли) предполагает ядро (доминанту) и периферию (факультативные микророли). Ядро может быть представлено блоком ролей: например. Патриот, Избранник народа и Простой человек. Наш взгляд, модель имиджа может быть изображена в виде “древа”, где ствол – это доминанта имиджа, крупные ветви – сопутствующие доминанте роли, мелкие ветки – факультативные микророли. Крону “древа имиджа” образуют отдельные качества личности, представляющие Ethos оратора: честность, работоспособность, скромность, образованность, порядочность и т.д. В большинстве случаев оратор не считает нужным прибегать к каким -либо приемам имплицитной подачи этих черт. “Я не интриган, коньюктурить не буду,” – заявляет Лужков. “Возить супругу и показывать миру я не буду”, – обещает Лукашенко.

Отметим, что усиленная  самоподача не всегда достигает цели. Имидж формируется не только на уровне лексической семантики, но и через семантические и грамматические категории, обнаруживаемые в риторическом контексте. Так, например, в политических текстах можно наблюдать разнообразные приемы реализации семантической категории “свой круг” и категории персонификации, что позволяет отнести данные категории к “имиджеобразующим”.

Большинство из политических и общественных деятелей убеждены, что имидж связан в основном с  внешностью. Внешность лидера является весьма важным параметром, поскольку  мир невербальной коммуникации не менее важен, чем мир вербальный. А для некоторых каналов коммуникации он является определяющим. Я имею в виду телевидение, где, к примеру, для женщины - зрительницы куда важнее тип прически или одежды депутата чем то, что он говорит.

Считается, что люди оценивают вас по внешнему впечатлению, которое складывается уже в первый момент знакомства и общения с вами. Если внешний вид политика или манера держаться не внушают доверия, он не сможет эффективно донести до слушателей свое сообщение, даже если его содержание будет интересно аудитории. Оно не будет воспринято потому, что создается барьер между политиком и слушателями.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человеческий фактор остается главной составляющей эффективного информирования, агитации и пропаганды. Поэтому умение правильно подавать себя публике - одно из важнейших профессиональных умений общественного деятеля. Успех выступления в СМИ (и особенно на телевидении) в значительной степени зависит от внешности. Свободный и неформальный стиль, показывающий индивидуальность, простые выразительные жесты, уверенная, внушающая спокойствие и энергичная манера держаться, вызывают ощущение искренности и честности. Сам по себе привлекательный имидж не обеспечивает победу на выборах, но помогает завоевать голоса избирателей самого разного возраста и социального положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Браун, А. Политика лидерства в России / А. Браун // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18, Социология и политология. – 1998. - № 2.

2. Вебер, М. Избранные  произведения / М. Вебер. – М.: Просвещение, 1996.

3. Гегель, Л. А. Формирование  образа политического лидера  в сознании молодых россиян  / Л. А. Гельман, Р. Ш. Мамедбейли, Л. Н. Москвичева // Соц. – гум. знания. – 2002. - № 2.

4.  Кретов, Б. И. Политологическая теория лидерства / Б. И. Кретов // Соц. – гум. знания. – 2000. - № 2.

5. Кретов, Б. И. Типология  лидерства / Б. И. Кретов // Соц.  – гум. знания. – 2000. - № 3.

6. Курбатов, В. И. Магия  власти. Харизма и реалии / В. И.  Курбатов. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996.

7. Леванский, В. А.  Модели политических лидеров и президентские выборы в постсоветской России / В. А. Леванский // ОНС. – 2005. - № 5.

8. Титов, В. Т. Политическая  элита и проблемы политики / В.  Т. Титов // СОЦИС. – 1998. - №  7.

9. Шматко, Н. А. Феномен публичной политики / Н. А. Шматко // СОЦИС. – 2001. - № 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность  политической власти

          Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида.

П.В. - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.

В отличие от нравственной и семейной власти П.В. носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер.

П.В. проявляется  в общих решениях и решениях для  всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

        Основными компонентами власти являются: ее субъект, объектные средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей. Например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

          Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы, и народно-политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их в власти партий.

          Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа и, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Объект власти.

           Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя, взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях”.

       Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. 

Понятие ресурсов власти.

         Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”.

        Таким образом, ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы, представляют собой, либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь ( оружие, карательные органы в целом). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

           Структурные основания П.В. - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований П.В. как страх, интерес, убеждение.

 

Основные  черты  политической власти

 

  1. суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.
  2. авторитетность власть, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;
  3. принудительных характер власти (убеждение, подчинение, приказание,

      господство, насилие);

  1. всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех

      общественных  отношений и политических процессах.

 

 

 

 

 

Особенности политической власти

Политическая власть занимает особое место в структуре  власти. Оно обусловлено рядом  существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:

1) верховенство, т.е. обязательность  ее решений для всякой иной  власти. Политическая власть может  ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или  же вовсе ликвидировать их;

2) публичность, т.е.  всеобщность и безличность. Это  означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;

3) моноцентричность, т.е.  наличие единого центра принятия  решений. В отличие от политической  власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно  государство, использует не только  принуждение, но и экономические,  социальные и культурно-информационные ресурсы;

5) легальность в использовании  силы, принуждения в отношении  граждан.

Механизм осуществления  политической власти

Осуществление политической власти в обществе происходит с помощью  особого политического механизма, главными составляющими которого являются господство, руководство, управление, организация и контроль.

Господство основано на разделении общества на управляющих и управляемых, т.е. тех, кто осуществляет политическую власть и тех по отношению к кому она осуществляется. Это отношение предполагает определённую дистанцию между ними и подчинение одних другим. В господстве всегда присутствует приказ, предполагающий его выполнение. Господство обычно получает законодательное оформление в государственно-правовых актах.

Информация о работе Имидж политического лидера