Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:21, реферат
Цель данного исследования - рассмотреть институт главы государства в системе разделения властей, определить его полномочия, провести сравнительный анализ разновидностей главы государства на основе белорусского и зарубежного опыта.
Для этого в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие «глава государства»;
2. рассмотреть полномочия главы государства;
Введение ………………………………………………………………………….. 3-4
Раздел 1. Институт главы государства: понятие, сущность, назначение……..5-6
Раздел 2. Опыт функционирования института главы государства в Беларуси и в зарубежных странах …………………………………………………………….7-14
2.1Монарх как глава государства……………………………………………7-10
2.2 Президент как глава государства…………………………………….....10-13
2.3 Прочие разновидности главы государства…………………………….13-14
Заключение…………………………………………………………………….15-16
Список использованной литературы ………………………………………..17
Полномочия президента часто сформулированы
однотипно в президентской, полупрезидентской
и парламентарной республике, но на
самом деле в их осуществлении
существует огромная разница, связанная
с особенностями формы
силами правопорядка и других гражданских служб.
Классическая президентская
В странах со смешанной формой правления (полупрезидентских), к которым относится Франция, Польша, Португалия и другие, нет ярко выраженных типичных черт, присущих президентским и парламентским государствам. Их главная отличительная черта — двойная ответственность правительства, которое подотчетно в своей деятельности и президенту и парламенту. Кроме того, в этих государствах, как правило, действует принцип контрасигнатуры, т. е. декреты президента обретают силу, если их подписывает глава правительства (Франция).
В парламентских республиках (Австрия, ФРГ, Италия и др.) президент имеет ограниченные полномочия. Он не обладает реальной властью в сфере экономики, внутренней и внешней политики, в управлении государством. Здесь президент выполняет роль символа государства, представляет страну на международных переговорах, форумах, принимает верительные грамоты послов, подписывает законы, одобренные парламентом и другие «второстепенные» функции. Но в ряде случаев — парламентского кризиса, стихийных бедствий и т. д. — он может оказывать существенное влияние на ситуацию в стране.
В случае выхода главы государства из повиновения правящая элита имеет различные средства - конституционные и неконституционные, с помощью которых она может обуздать либо удалить неугодного президента. Очень часто в наше время президентов свергают силой. Этот способ широко применялся в странах Латинской Америки и на других континентах. Наконец, конституции многих зарубежных государств закрепляют механизм смещения президента при наступлении определенных обстоятельств.
Наиболее типична процедура импичмента, установленная американской конституцией. Президент США (и другие должностные лица федерации, кроме военных и законодателей) может быть подвергнут суду импичмента, если он совершит измену, взяточничество или другое тяжкое преступление. В этом случае палата представителей возбуждает дело и формулирует статьи обвинения. Дело по существу рассматривается сенатом под председательством главного судьи Верховного суда. В случае признания президента виновным - для этого необходимы две трети голосов присутствующих сенаторов - он отстраняется от должности.
2.3. Прочие разновидности главы государства
Кроме монарха и президента существует еще несколько видов главы государства:
1. Глава государства в виде коллегиального органа, избираемого парламентом на определенный срок. Например, Куба. Отмечается, что, поскольку коллегиальный орган не может выполнять ряд функций, присущих главе государства, в силу того, что они должны выполняться индивидуально, то определенные полномочия передаются одному из представителей этого органа. Например, одним человеком - членом (или главой) коллегиального органа подписываются документы, принимаются верительные грамоты от иностранных послов и т.д.
2. Глава государства по совместительству. Такую функцию выполняет глава правительства - премьер-министр в землях ФРГ. Там каждый субъект федерации - Земля - имеет парламент и правительство, но главы этого государственного образования не существует. Главы земельных правительств осуществляют одновременно с этим функции глав тринадцати земель.
3. Главой государства можно назвать генерал-губернатора - представителя британского монарха в государствах - бывших доминионах, а ныне именующихся членами Сообщества там, где нет своего главы государства. Генерал-губернаторы имеются в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Барбадосе, Ямайке и т.д., генерал-губернатор - не глава государства, это представитель главы государства.
4. Единоличный или коллегиальный глава государства, который получил свою власть незаконно - путем узурпации власти. Обычно это военные, возглавившие военный переворот, главы военных хунт, провозгласившие себя главами государств, верховными начальниками и т.д.
5.Глава государства в виде племенного вождя, который по традиции, признаваемой народом и другими государствами, возглавляет государство. Например, пожизненный глава государства - вождь самоанцев, возглавляющий государство Западная Самоа Маметоа Танумафили 2-й. После его смерти будет избран президент, но пока, в силу его заслуг перед народом и страной, он выполняет свою функцию главы государства пожизненно.
Заключение
Как мы смогли убедиться институт главы государства - неотъемлемая часть любой страны и любого политического режима. Роль главы государства может выполнять племенной вождь (Западное Самоа); наследственный (Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Япония и др. страны) или избираемый (Саудовская Аравия, Катар, Свазиленд и другие) монарх, король, султан; генерал-губернатор (Австралия, Барбадос, Новая Зеландия, Канада и т. д.); глава военной хунты (было в Чили, Парагвае и других государствах) или президент. Однако, статус, права и полномочия глав государств далеко не одинаковы.
По фактическому положению в системе высших государственных органов и реальной роли в руководстве страной глава государства в парламентской республике и глава государства в парламентской монархии имеют весьма много общего и образуют единую группу. В то же время в странах, где президент одновременно выступает носителем (нередко единоличным) правительственной власти, объем его полномочий весьма схож с объемом полномочий монарха в дуалистической монархии. Однако в правовом положении наследственного монарха и выборного президента имеются и существенные различия, влияющие на характер их взаимоотношений с иными органами власти и управления.
Монарх в ограниченной монархии(например в Великобритании) является скорее символическим главой государства: награждает орденами, медалями и иными знаками отличий, присваивает почетные звания и титулы, играет важнейшую роль в различного рода церемониях и празднествах, начиная от национальных торжеств и военных парадов и кончая открытием школ и университетов и спуском на воду судов. Участие в подобных актах - главное в повседневной деятельности не только монархов, но и президентов парламентских государств.
В президентских республиках и странах со смешанной формой правления, а также дуалистических монархиях глава государства наделен очень широкими полномочиями. Он обладает большими возможностями воздействия на законодательный процессии, а также обладает реальной исполнительной властью.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее прогрессивные виды главы государства – президент в парламентской республике и монарх в ограниченной монархии. Наибольшим спектром полномочий обладают монархи в абсолютной монархии и главы авторитарных и тоталитарных государств, диктаторы.
Список использованной литературы
(URL: http://www.politike.ru/
(URL:http://ru.wikipedia.org/
Информация о работе Институт главы государства: сравнительный анализ