Инструментарий социального проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Социальное проектирование -- это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на (основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью, Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основные тенденции социального проектирования: предметная и проблемная область
1.1 Понятие и сущность социального проектирования
1.2 Дефиниции и технология проектирования
1.3 Этапы проектирования
Глава 2. Инструментарий социального проектирования
2.1 Основные предпосылки социального проектирования
2.2 Предмет и объект социального проектирования
2.3 Принципы социального проектирования
2.4 Инструментальная часть социального проектирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 55.58 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1 Основные предпосылки социального проектирования

Социальное проектирование -- одна из форм социальной деятельности, которая способствует реализации в действительности некоторого прогноза, модели, сценария, плана или прообраза в виде их теоретического или практического осуществления.

Социальное проектирование является теорией, но теорией особого рода: она включает в себя не только понятийный и категориальный аппарат, принципы и закономерности, модели и методы, но и методики практической реализации социальных проектов. Можно сказать, - что это -- практическая теория социальных изменений, или теоретическая практика социальных преобразований.

Всякое социальное действие, а социальное проектирование есть модель социального действия и практическая реализация этого действия, должно иметь объективные предпосылки, которые делают это действие необходимым т социально значимым. Необходимо выделять следующие предпосылки социального проектирования: В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. Социальное проектирование. Ростов н/Д., 2006г. - 416 стр.

1. Общественная потребность в  целенаправленном изменении и  развитии тех ищи иных социальных  систем или социальных объектов, их свойств или взаимоотношений.

2. Социальная необходимость в  преодолении стихийного развития  социальных процессов и обеспечение  их направленности в область  удовлетворения социальных потребностей.

3. Потребность в реализации социального  творчества,

4. Социальная необходимость в  планомерном, предсказуемом, прогнозируемом  и управляемом развитии социальных  систем и процессов.

5. Потребность в создании динамичных  социальных систем, которые характеризуются  сбалансированностью отношений  внутри самой системы и гармонизацией  отношений с другими системами.

6. Ориентация на оптимальные  формы бытия социальной системы, её эффективности, рациональности.

7. Социальная потребность в реализации  конструктивного характера социальных  процессов.

8. Социальная потребность в снижении  уровня социальной деструкции, уровня  социальной энтропии, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности.

Наряду с данными предпосылками, которые можно назвать факторами социальной детерминации социального проектирования, нужно выделять и такие предпосылки, которые выступают внутренними детерминантами данного процесса, В числе этих детерминант предпосылки, которые можно вычленить в самом процессе социального проектирования, как форме теоретической и практически созидательной деятельности. К ним можно отнести следующие:

1. Многофакторность, вариативность  социальных процессов и, как следствие  этого, противоречивость, неупорядоченность  подходов к разработке конкретных  социальных процессов.

2. Принципиальная невозможность  в рамках сколь бы то ни  было развитой теории полностью  реконструировать сложный социальный  процесс и систематически прогнозировать  во всех конкретных проявлениях  его развитие.

3. Развитие и усложнение социальных  отношений и развитие самой теории и практики социального проектирования, ее места и значения в общественной жизни.

4. Возрастание потребности создания  единой теории социального проектирования, обобщающей эмпирический опыт  и теоретические разработки в  этой области.

5. Развитие комплекса социальных  и гуманитарных наук, являющихся  основой теории социального проектирования.

Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений исходя из имеющихся интеллектуальных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Такая задача существенно изменяется, когда речь идет о реорганизации (реконструкции) существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях. Можно выделить еще одно отличие, которое заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

Выделяя особую значимость этого процесса, порою употребляется термин «социальное конструирование». Конструктивная деятельность -- это поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И, наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением или одна и та же цель может обеспечиваться различными средствами.

Социальное проектирование существенно отличается от используемого термина «социальная инженерия», которая стремится конструировать возможные пути развития явления или объекта исходя из закономерностей той непосредственной среды, процессы которой в первую очередь интересуют проектантов.

Таким образом, социальное проектирование выступает как специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов, отношений и явлении, с целенаправленным формированием социальных институтов и направленным развитием социальных систем.

Перечисленные выше предпосылки социального проектирования во многом характеризуют методологическую ситуацию в этой области. Она характеризуется тем, что вызрела необходимость создания единой общей теории социального проектирования, которая основывается на конкретных методах социальных, гуманитарных и точных наук. Это и характеризует методологию социального проектирования как учение о системе конкретных методов, применяемых в изучении социальных процессов, в моделировании, конструировании, планировании, прогнозировании, т. е. в социальном проектировании.

Проектирование должно быть стихийным перебором вариантов и схем будущей» целенаправленного социального преобразования. При этом многообразии форм и видов социального действия существуют специальные общие требования, которые необходимы для анализа предпосылок социального проекта, подготовки, разработки и реализации проекта. Эти требования, прежде всего, должны ориентировать на достижение общего конечного результата таким образом, чтобы в частных и конкретных позициях и тактических сценариях и оперативных планах не были упущены стратегические, главные, сущностные задачи.

Социальное проектирование должно учитывать и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. Это так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, что вызвало несоответствие в решении поставленных задач: то ли это обусловлено объективными обстоятельствами, то ли просчетами в ходе эксперимента.

Для методологии социального проектирования большое значение имеет правильное определение объектов, которыми обычно становятся социальные институты, социальные процессы и явления. Соответственно этому объекты социального проектирования должны классифицироваться по разным основаниям.

В качестве одной из таких возможных классификаций объектов социального проектирования выступают проекты по совершенствованию определенных функций общественного организма -- в области экономики, социально-политической и духовной жизни общества. Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.

Следует иметь в виду, что социальное проектирование в целом предназначено для обслуживания не только отдельных, частных, конкретных аспектов общественных отношений, а имеет своей основной целью комплексное представление о системе социальных взаимоотношений. Только при комплексном, системном, едином подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Это является основанием того, что социальные проекты могут (и должны) разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом. Это можно рассматривать как общий методологический принцип социального проектирования.

2.2 Предмет и объект  социального проектирования

Любая теория, в том числе и теория социального - проектирования, является системой знаний и включает в себя характеристику объекта и предмета проектирования. Объект социального проектирования может рассматриваться как сложное и противоречивое целое и характеризуется следующим образом:

- во-первых, это простое социальное  образование, рассматриваемое со  стороны своих свойств и качеств, атрибутов и функций;

- во-вторых, это сложное социальное  образование или система относительно  простых социальных объектов, их  совокупность в виде множества  элементов, которые могут рассматриваться  как однородные или разнородные, координированные или субординированные, объединенные в органическую целостность или необъединенные в такую целостность, отвечающие требованиям динамики или статики;

- в-третьих, это сеть (система) сложных  социальных образований.

Подобная характеристика объекта применительно к социальному проектированию ориентирует на выбор тех или иных методов: описательных, регистрирующих, квалифицирующих,

Факты или элементы эмпирического материала.

Проблемные ситуации и проблемы, обусловленные нестыковкой фактов и способов их объяснения на различных уровнях репрезентации.

Социальные (практические) и теоретические потребности объяснения фактов в проблемных ситуациях.

Целевые ситуации и цели устранения данных узлов.

Предметно-парадигмальные принципы реализации целей.

Теоретические условия реализации предметно-парадигмальных принципов.

Средства выражения фактов -- язык теории социального проектирования, в который включается понятийный аппарат социальной философии, демографии, этнологии, язык теоретической и прикладной социологии, математической статистики, математического моделирования и другие языки.

Онтологические модели -- описательные конструкции систем фактов.

Логические схемы -- мысленные модели социального проектирования.

Математические модели -- числовые выражения логических схем.

Способы систематизации средств выражения фактов, онтологических моделей, логических схем и математических моделей в теории социального проектирования.

Реализация социального проектирования.

Социальное знание, полученное как результат всех предыдущих ступеней развертывания форм социального проектирования.

Упомянутые выше элементы социального проектирования взаимосвязаны между собой различными связями и отношениями, которые составляют единство такой социальной деятельности, как социальное проектирование. В зависимости от выбранной стратегии структурирования предмета социального проектирования доминирующей становится та или иная форма деятельности. Например, если акцент поставить на эмпирическом материале, количественных методах и онтологических моделях, то состоится перевод экземплярного знания на уровень обобщения в числовых значениях. Если доминантой будут цели и методы логико-математического моделирования, то результатом будут виртуальные модели разной степени генерализации. Если в основе выбора стратегии лежат методы социально-философского анализа, то следствием послужат глобально-цивилизационные обобщения. И в первом, и во втором, и в третьем случаях потребуется верификация полученных результатов в той системе социальной практики, которая мотивировала выбор доминант социального проектирования. А это, в свою очередь, связано с предпочтением тех или иных методов социального проектирования.

2.3 Принципы социального  проектирования

Развитие современной науки характеризуется многими чертами, но одной из самых существенных является формирование новых методов и средств научного познания. Это в такой же степени касается и теории социального проектирования. В ней, как и в других областях социального знания, активно формируются методы системного и структурного проектирования. Применение новых методов в теории и практике социального проектирования создает новую методологическую ситуацию в этой области социального познания.

Сначала еще раз вернемся к общим понятиям объекта и предмета, хотя речь об этом уже шла в начале данного учебного пособия. Тем не менее, с учетом новой методологической ситуации представляется необходимым уточнить эти понятия. Объект, как известно, существует независимо от системы знаний, он существовал и до появления этой системы. Однако в связи с новым уровнем развития знания представление об объекте изменяется, что, правда, не касается изменений самого объекта. Предмет знания, напротив, формируется и трансформируется вместе с самим научным знанием. Начиная изучать или просто «включая» в деятельность какой-либо объект, мы рассматриваем его с одной или нескольких сторон. Эти выделенные стороны становятся «заместителем» или «представителем» всего многостороннего объекта; они фиксируются в знаковой форме знания. Поскольку это знание об объективно существующем, оно всегда объективируется нами и как таковое образует «предмет». В специально-научном анализе мы всегда рассматриваем его как адекватный объекту. При общей правильности этого положения нужно помнить, а в методологическом исследовании этот принцип является очень важным, что предмет знания не тождествен объекту: он является продуктом человеческой познавательной деятельности и как особое создание человечества подчинен особым закономерностям, не совпадающим с закономерностями самого объекта.

Информация о работе Инструментарий социального проектирования