Ислам как политический фактор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 21:02, реферат

Описание работы

Ислам практически во всех странах, где его исповедуют, в силу специфики исторического развития является не только религией, но также образом жизни подавляющего большинства мусульман и в значительной мере основой их цивилизационной самоидентификации. На протяжении веков ислам становился неотъемлемым элементом общественного сознания мусульманских народов, во многом определяющим их исторические традиции и менталитет. В этом смысле роль религии в мусульманском мире отличается от таковой в странах, где исповедуют христианскую веру, которая в немалой степени превратилась в личное дело человека. Ислам, напротив, в значительной мере регулирует социокультурную сферу общества, в том числе взаимоотношения между людьми, поведение в быту, семейно-брачные отношения, а также существенно влияет на общественно-политическую жизнь, частью которой во многих мусульманских странах является исламистское движение (исламизм), или политический ислам.

Файлы: 1 файл

Ислам практически во всех странах.docx

— 20.77 Кб (Скачать файл)

Ислам практически во всех странах, где его исповедуют, в  силу специфики исторического развития является не только религией, но также  образом жизни подавляющего большинства  мусульман и в значительной мере основой их цивилизационной самоидентификации. На протяжении веков ислам становился неотъемлемым элементом общественного  сознания мусульманских народов, во многом определяющим их исторические традиции и менталитет. В этом смысле роль религии в мусульманском  мире отличается от таковой в странах, где исповедуют христианскую веру, которая в немалой степени  превратилась в личное дело человека. Ислам, напротив, в значительной мере регулирует социокультурную сферу  общества, в том числе взаимоотношения  между людьми, поведение в быту, семейно-брачные отношения, а также  существенно влияет на общественно-политическую жизнь, частью которой во многих мусульманских  странах является исламистское движение (исламизм), или политический ислам.

История политического ислама в современной его форме начинается с создания в 1928 г. в Египте ассоциации «Братьев-мусульман», которая продолжает оставаться до настоящего времени активной политической силой. Идеологи исламизма  ратуют за сохранение «исламских ценностей» как непременное условие дальнейшего  развития. Свою стратегическую цель они  видят в построении основанного  на «вечных и справедливых» законах  Корана «исламского государства», где  восторжествует «исламская социальная справедливость», опирающаяся на законы шариата. Идея справедливого миропорядка, отраженная в Коране (4:135), в определенной мере действительно присуща мусульманской традиции и, в том числе, закреплена во Всеобщей исламской декларации прав человека, принятой в 1981 г. Организацией Исламская конференция (ОИК). Там, в частности, говорится, что «любой человек не только имеет право, но и обязан протестовать против несправедливости». Подтверждением «исламской социальной справедливости» мусульманские идеологи считают и такой институт, как «закят». В создании «исламского государства» и развитии общества на основе «исламских ценностей» исламистские лидеры видели некий третий исламский путь, альтернативный и либеральной демократии, и социализму.

Современный исламизм представлен  как умеренным, так и радикальным  течениями. Умеренный исламизм, к  которому принадлежит большинство сторонников данной идеологии и который отвергает практику политического террора, существует практически во всех арабских и многих других мусульманских странах в форме легально действующих политических партий либо общественно-просветительских, благотворительных, правозащитных организаций, выступающих за сохранение и распространение мусульманской культуры. Причем политические партии, стоящие на позициях умеренного исламизма, не декларируют в качестве своей политической цели создание исламского государства (использование религии в политических целях запрещено в конституциях почти всех мусульманских стран), но проповедуют сохранение «исламских ценностей» как непременное условие дальнейшего развития мусульманского общества.

Подъем исламистского  движения в конце 80-х – начале 90-х годов во многом был обусловлен двумя важными факторами:

  1. Первый – исламская революция в Иране (1979 г.), свергнувшая проамериканский шахский режим, пытавшийся осуществить вестернизацию («белую революцию») Ирана. Она явилась своеобразным импульсом для распространения и экспансии исламистской идеологии в мусульманском мире.
  2. Второй фактор – гражданская война в Афганистане (1979 – 1992 гг.), привлекшая тысячи мусульман со всего исламского мира в ряды муджахидов (борцов за веру), воевавших против афганского режима, выступавшего под флагом социалистической идеи, и поддерживавших его советских войск. Впоследствии афганские наемники-муджахиды (арабы и выходцы из других мусульманских стран) составили ядро многих радикальных исламистских группировок по всему миру.

Вместе с тем в 90-е  годы происходит окончательный слом старой системы международных отношений, с ее военным паритетом двух сверхдержав  и главенством ООН и Совета Безопасности. На смену приходит доминирование  одной сверхдержавы и возобладание практики «гуманитарных интервенций» фактически в любой район мира, где нарушаются «права человека и демократические ценности», определяемые все той же единственной сверхдержавой, то есть США. Наряду с этим набирают силу процессы глобализации, как в экономике, так и в гуманитарной области. Они характеризуются усилением влияния на выработку международной экономической стратегии транснациональных корпораций (ТНК) и международных финансово-экономических структур (МВФ-ВБ, ВТО и др.), в которых определяющее место занимают представители США. В мусульманском мире эти процессы ведут к дальнейшему расслоению общества и сопровождаются культурно-идеологической экспансией «западных ценностей». В то же время в основном и самом длительном ближневосточном конфликте – палестино-израильском, Израиль, опираясь на США, все больше пытается добиться победы военным путем, проводя многочисленные акции возмездия на территории Палестинской автономии с применением танков, авиации, ракетных обстрелов и т.д., во время которых гибнут сотни мирных палестинских граждан. Палестинское сопротивление, в свою очередь, используя шахидов-смертников, организует серии террористических актов на территории Израиля, которые также приводят к многочисленным жертвам среди мирного населения. Насилие порождает ответное насилие, и маховик террора продолжает раскручиваться.

В такой социально-политической обстановке, сложившейся к началу ХХI в., лидеры радикальных исламистских группировок объявляют США своим главным противником и «врагом ислама». В феврале 1998 г. Уссама Бен Ладен издал фетву о создании «Всемирного исламского фронта против сионистов и крестоносцев», которую подписали лидеры радикальных исламистских организаций из Египта, Пакистана, Бангладеш и позднее из Алжира. С этого момента исламистские экстремистские группировки совершили целую серию террористических актов, в том числе самый кровавый в новейшей истории - 11 сентября 2001г. в США, затем в мае 2003 г. в Марокко и Саудовской Аравии и в марте 2004 г. в Испании.

 

 

 


Информация о работе Ислам как политический фактор