Ислам практически во всех
странах, где его исповедуют, в
силу специфики исторического развития
является не только религией, но также
образом жизни подавляющего большинства
мусульман и в значительной мере
основой их цивилизационной самоидентификации.
На протяжении веков ислам становился
неотъемлемым элементом общественного
сознания мусульманских народов, во
многом определяющим их исторические
традиции и менталитет. В этом смысле
роль религии в мусульманском
мире отличается от таковой в странах,
где исповедуют христианскую веру,
которая в немалой степени
превратилась в личное дело человека.
Ислам, напротив, в значительной мере
регулирует социокультурную сферу
общества, в том числе взаимоотношения
между людьми, поведение в быту,
семейно-брачные отношения, а также
существенно влияет на общественно-политическую
жизнь, частью которой во многих мусульманских
странах является исламистское движение
(исламизм), или политический ислам.
История политического ислама
в современной его форме начинается
с создания в 1928 г. в Египте ассоциации
«Братьев-мусульман», которая продолжает
оставаться до настоящего времени активной
политической силой. Идеологи исламизма
ратуют за сохранение «исламских ценностей»
как непременное условие дальнейшего
развития. Свою стратегическую цель они
видят в построении основанного
на «вечных и справедливых» законах
Корана «исламского государства», где
восторжествует «исламская социальная
справедливость», опирающаяся на законы
шариата. Идея справедливого миропорядка,
отраженная в Коране (4:135), в определенной
мере действительно присуща мусульманской
традиции и, в том числе, закреплена во
Всеобщей исламской декларации прав человека,
принятой в 1981 г. Организацией Исламская
конференция (ОИК). Там, в частности, говорится,
что «любой человек не только имеет право,
но и обязан протестовать против несправедливости».
Подтверждением «исламской социальной
справедливости» мусульманские идеологи
считают и такой институт, как «закят».
В создании «исламского государства»
и развитии общества на основе «исламских
ценностей» исламистские лидеры видели
некий третий исламский путь, альтернативный
и либеральной демократии, и социализму.
Современный исламизм представлен
как умеренным, так и радикальным
течениями. Умеренный исламизм, к
которому принадлежит большинство
сторонников данной идеологии и который
отвергает практику политического террора,
существует практически во всех арабских
и многих других мусульманских странах
в форме легально действующих политических
партий либо общественно-просветительских,
благотворительных, правозащитных организаций,
выступающих за сохранение и распространение
мусульманской культуры. Причем политические
партии, стоящие на позициях умеренного
исламизма, не декларируют в качестве
своей политической цели создание исламского
государства (использование религии в
политических целях запрещено в конституциях
почти всех мусульманских стран), но проповедуют
сохранение «исламских ценностей» как
непременное условие дальнейшего развития
мусульманского общества.
Подъем исламистского
движения в конце 80-х – начале
90-х годов во многом был обусловлен
двумя важными факторами:
- Первый – исламская революция в Иране (1979 г.), свергнувшая проамериканский шахский режим, пытавшийся осуществить вестернизацию («белую революцию») Ирана. Она явилась своеобразным импульсом для распространения и экспансии исламистской идеологии в мусульманском мире.
- Второй фактор – гражданская война в Афганистане (1979 – 1992 гг.), привлекшая тысячи мусульман со всего исламского мира в ряды муджахидов (борцов за веру), воевавших против афганского режима, выступавшего под флагом социалистической идеи, и поддерживавших его советских войск. Впоследствии афганские наемники-муджахиды (арабы и выходцы из других мусульманских стран) составили ядро многих радикальных исламистских группировок по всему миру.
Вместе с тем в 90-е
годы происходит окончательный слом
старой системы международных отношений,
с ее военным паритетом двух сверхдержав
и главенством ООН и Совета
Безопасности. На смену приходит доминирование
одной сверхдержавы и возобладание
практики «гуманитарных интервенций»
фактически в любой район мира, где нарушаются
«права человека и демократические ценности»,
определяемые все той же единственной
сверхдержавой, то есть США. Наряду с этим
набирают силу процессы глобализации,
как в экономике, так и в гуманитарной
области. Они характеризуются усилением
влияния на выработку международной экономической
стратегии транснациональных корпораций
(ТНК) и международных финансово-экономических
структур (МВФ-ВБ, ВТО и др.), в которых определяющее
место занимают представители США. В мусульманском
мире эти процессы ведут к дальнейшему
расслоению общества и сопровождаются
культурно-идеологической экспансией
«западных ценностей». В то же время в
основном и самом длительном ближневосточном
конфликте – палестино-израильском, Израиль,
опираясь на США, все больше пытается добиться
победы военным путем, проводя многочисленные
акции возмездия на территории Палестинской
автономии с применением танков, авиации,
ракетных обстрелов и т.д., во время которых
гибнут сотни мирных палестинских граждан.
Палестинское сопротивление, в свою очередь,
используя шахидов-смертников, организует
серии террористических актов на территории
Израиля, которые также приводят к многочисленным
жертвам среди мирного населения. Насилие
порождает ответное насилие, и маховик
террора продолжает раскручиваться.
В такой социально-политической
обстановке, сложившейся к началу
ХХI в., лидеры радикальных исламистских
группировок объявляют США своим главным
противником и «врагом ислама». В феврале
1998 г. Уссама Бен Ладен издал фетву о создании
«Всемирного исламского фронта против
сионистов и крестоносцев», которую подписали
лидеры радикальных исламистских организаций
из Египта, Пакистана, Бангладеш и позднее
из Алжира. С этого момента исламистские
экстремистские группировки совершили
целую серию террористических актов, в
том числе самый кровавый в новейшей истории
- 11 сентября 2001г. в США, затем в мае 2003 г.
в Марокко и Саудовской Аравии и в марте
2004 г. в Испании.