Исламский фактор в мировой политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

В статье рассматриваются последствия усиления роли исламского фактора в мировой политике. На фоне роста численности исламских организаций радикального и экстремистского направления актуализировалась проблема исламско-христианского диалога. Этому во многом способствует выдвинутая исламистами альтернативная модель развития мусульманского мира, имеющая, прежде всего антизападную, а, по мнению некоторых исследователей, и антихристианскую направленность.

Файлы: 1 файл

реферат по статье.doc

— 31.03 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учредение

высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «политология»

на тему «Исламский фактор в мировой политике»

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

очного отделения

специальности 080105

Финансы и кредит

Гранаткина В.В.

Научный руководитель:

Лучинин Н.П.

 

 

 

 

Тверь 2012

В статье рассматриваются последствия усиления роли исламского фактора в мировой политике. На фоне роста численности исламских организаций радикального и экстремистского направления актуализировалась проблема исламско-христианского диалога. Этому во многом способствует выдвинутая исламистами альтернативная модель развития мусульманского мира, имеющая, прежде всего антизападную, а, по мнению некоторых исследователей, и антихристианскую направленность. В связи с этим появилась возможность говорить о возвращении человечества в недалеком будущем в эпоху религиозных войн. Ряд аналитиков вообще утверждают, что такая война уже давно началась. Однако автор полагает, что заявления о якобы бушующих современных религиозных войнах несостоятельны, а постепенно назревающий исламско-христианский конфликт пока еще можно предотвратить.1

 

Небывалый рост численности разнообразных  мусульманских фундаменталистских и экстремистских движений и организаций, основанных на идеологии исламского радикализма, а также их финансово-технологических  и политико-экономических возможностей во многом привел и к становлению  исламского фактора как важного  аспекта мировой политики. При этом развитие идеологии практики современного исламского фундаментализма и экстремизма оказалось под давлением взаимосвязанных причин не только внутреннего, но и внешнего характера. К первой группе факторов следует отнести: последствия для исламских обществ экономического и политического кризиса, являющихся во многом негативным итогом бурно развивающихся процессов глобализации; а также определенное воздействие проблем демографического характера, которые отягощаются непростым историческим наследием и изменением некоторых мировоззренческих установок. Под давлением извне (исходящая из Ирана проповедь "экспорта ислама" в его радикальном варианте, некоторые тенденции развития Пакистана и Турции) фундаменталистское движение стало радикализироваться, приобретая экстремистскую тональность2.

Возрастание исламского фактора во многом обусловлено геополитической  значимостью  мусульманских государств Ближнего и Среднего Востока, Персидского (или, как его называют арабы Арабского) залива, а также наличием на территории мусульманских государств крупнейших запасов минерального сырья, прежде всего нефти и газа, имеющих важнейшее значение для экономики стран Запада. Повышает значение данного фактора и постоянное наращивание военного потенциала мусульманских государств. Это достигается главным образом путем приобретения новейших образцов оружия, создания современной военной инфраструктуры. Некоторые исламские государства уже имеют на вооружении ракеты; а Пакистан, где довольно сильно влияние исламистов, обладает даже ядерным оружием, которое, по мнению некоторых представителей пакистанской политической и духовной элиты, следует сделать достоянием всего исламского мира. Так, Башируддин Махмуд, одна из ключевых фигур на заводе в Кахутте, где производился обогащенный уран для испытания первой ядерной бомбы, заявил, что ядерные мощности Пакистана "являются собственностью всего мусульманского мира". Он публично призывал Пакистан предоставить обогащенный уран и оружейный плутоний для вооружения всех исламских государств. Интересно, что разведывательные организации США, изучая дело арестованного в Пакистане Башируддина Махмуда, пришли к заключению, что в ходе своих неоднократных встреч с Усамой бен Ладеном он смог обеспечить террориста номер один чертежами для создания ядерных бомб3.

 

 

Радикализм. Терроризм

Говоря сегодня о влиянии исламского фактора на мировую политику, подразумевают прежде всего то воздействие, которое оказывают на современный международный политико-экономический климат транснациональные организации, включая террористические, основанные на идеологии исламского радикализма и экстремизма. В ряду подобных организаций важнейшее место принадлежит "Аль-Каиде", годовой бюджет которой составляет от 20 до 50 млн. долл., а финансовая империя самого У. бен Ладена оценивается в 300 млн. долл. Примечательно, что "Аль-Каида" занимается активным сбором средств не только в странах исламского мира, но и в Европе и США через "мусульманские гуманитарные организации". Внушительные доходы, впечатляющая численность, а также высокая социально-политическая активность членов и просто сочувствующих этой организации заставляют рассматривать "Аль-Каиду" как очень опасного противника4. Наличие таких средств можно объяснить тесной связью международного терроризма с транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия, отмыванием денег и т.д. Это приводит к тому, что террористические структуры сами способны "зарабатывать" деньги на свое существование и деятельность в отличие от регулярной армии, придерживающейся хоть каких-то "этических" принципов. Но это не означает, что у международных террористов нет влиятельных "спонсоров". Напротив, они есть. И особенно много их среди монархий нефтедобывающих исламских стран. В связи с этим возникает еще одна, пока не достаточно изученная научная тема, которая выходит за рамки данной статьи. Это проблема тесного сращивания международных террористических структур, для которых терроризм стал очень доходным бизнесом, с политическими и экономическими элитами многих государств мира5.

Также стоит отметить, что  международный контекст, созданный Черным вторником - трагедией, происшедшей в США 11 сентября 2001 года, - задал достаточно противоречивое направление отношению немусульманского мира к исламу. С одной стороны, большинство политиков, государственных деятелей и средств массовой информации, отдавая дань политкорректности, заверяют, что не ставят знак равенства между понятиями "террорист" и "мусульманин", что операция США и их союзников в Афганистане направлена не против ислама, а против окопавшегося в этой стране "международного терроризма". С другой - в дебатах, которые ведутся по поводу непроизвольно обозначившейся связки "ислам и терроризм", вольно или невольно проскальзывает мысль, что именно приверженцам ислама легче всего совершать акты террора - и в силу прочно укоренившейся в сознании мусульман идеи жертвенности, мученичества, и по причине особенностей самого исламского вероучения с его догматом о предопределении, который доведен до полного фатализма и слепого подчинения судьбе. Добавляет черных красок в общую картину ислама и напоминание о том, что одной из главных религиозных обязанностей мусульманина является "священная война" с неверными (джихад).

В самом мусульманском  мире военная операция в Афганистане  лишь усилила и без того широко распространенные антизападные, антиамериканские, антиизраильские настроения. В массе  своей рядовые мусульмане восприняли действия международной антиталибской  коалиции как войну "неверных" с исламом. Этим они отличаются от своих правительств, почти единодушно поддержавших борьбу с международным  терроризмом. Так, призыв Осамы бен Ладена начать священную войну "с крестоносцами и евреями" (США, Западом и ООН. - Д. М.) был официально отвергнут мусульманскими лидерами. Генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса заявил в связи с этим: бен Ладен "не может говорить ни от имени последователей ислама, ни от имени арабов".

Понятно, что подобные организации  могут сами оказывать непосредственное влияние не только на мировой политический процесс, но и на внутриполитическую обстановку во многих, прежде всего сотрясаемых межконфессиональными и межэтническими конфликтами, государствах. Так, самим только фактом своего существования эти организации вынуждают все цивилизованные страны мирового сообщества забыть противоречия и объединиться в борьбе с международным терроризмом. Правда, соответствующие действия антитеррористической коалиции далеки от совершенства и вызывают множество споров и нареканий. Но главное - есть движение вперед, есть цель, обозначенная превосходящим большинством государств - членов ООН, - победа над международным терроризмом.

Международные террористические организации, стремящиеся в конечном итоге к созданию Вселенского Халифата, в основе своей идеологии используют, как и "Аль-Каида", радикальный ислам, который во многом выступает в качестве альтернативы процессам глобализации. Данное обстоятельство отнюдь не случайно. Именно экономический и политический кризисы, которые многие считают следствием глобализации, привели к тому, что "пасынки" глобализации (большинство их находится в мире ислама) стали перед выбором: либо продолжить сомнительные социальные эксперименты, либо создать свою модель развития. При разработке такой модели были использованы весьма радикализированные исламские постулаты. Таким образом, идеологически обоснованная и выстроенная на традиционных стереотипах мышления альтернатива, направленная на создание общества, управляемого законами шариата, потеряла толерантность и приобрела бескомпромиссный характер, особенно в своей антизападной направленности. Данное обстоятельство усугубляется тем, что радикально настроенная часть исламского мира избрала терроризм в качестве наиболее действенного способа достижения собственных целей.

Использование современными международными террористическими структурами  радикальной исламской риторики для оправдания своей антигуманной деятельности, а также их нескрываемая антизападная, а часто и антихристианская политика, позволяет некоторым исследователям говорить о войне христианского  и исламского миров, о начале конфликта  цивилизаций. При этом антизападная направленность рассуждений исламских  радикалов, экстремистов и террористов  исходит из того, что агрессивный  Запад мешает мировому исламу уйти от состояния современной джахилийи, восстановить, основанные на Коране, государственно-общественные отношения времен пророка Мухаммеда, а в перспективе вернуть утраченное величие6.

 

Ислам как религиозная  система

Ислам, будучи исключительно "сильной" религией, далеко не сводящейся только к вере в Бога, представляет собой образ жизни, образ мыслей, более того - основу целой цивилизации. Предписания ислама пронизывают  жизнь мусульманина от рождения до самой смерти, во многом определяя  его социальное поведение. Ислам  в значительной степени определяет характер экономических отношений, формы государственного управления, социальную структуру - словом, он сохранил до настоящего времени свою жизнеспособность как мощная религиозно-культурная традиция.

В то же время о мусульманском  мире как о некой целостности  можно говорить лишь условно. Исповедующие ислам народы по своим языкам, обычаям, культуре, традициям существенно  отличаются друг от друга, да и сама мусульманская религия в различных  странах и регионах часто испытывала на себе воздействие местных верований  и традиций. Отсюда - своеобразный синкретизм, столь зримо присутствующий, к примеру, в яванском, северокавказском, африканском "исламах".

Ислам - это не просто религия, а образ жизни и мировоззрения, основа целой цивилизации. Укорененность ислама в обществе настолько сильна, что люди совершенно различных этнических и языковых групп, придерживающиеся разных бытовых традиций и живущие в далеко не одинаковых условиях, ощущают свою принадлежность к некоей избранной общности. Это и есть мусульманская солидарность. У приверженцев ни одной другой религии не может быть чего-либо подобного такому всемирному объединению, как Организация Исламская Конференция. Это никогда не мешало мусульманам вести между собой войны, но перед лицом неисламского мира они чувствуют свою "особость", более того - свое превосходство. Поэтому идея джихада в воинственной интерпретации воспринимается многими мусульманами как вполне закономерная, отвечающая самому духу их религии и в принципе направленная на защиту ислама.

Нужно заметить, что с момента зарождения ислама в VII веке и его победоносного шествия в Средние века быть мусульманином означало - принадлежать к цивилизации победителей: мусульманская империя простиралась от Испании на западе до Индии на востоке. Тогда в мусульманском мире зародились представления об особом предназначении ислама, о непосредственной связи между религией и успехами в мировых делах.

 

Искаженное и недопустимое отождествление ислама как мировой религии с международным терроризмом, использующим радикальную исламистскую риторику, которое широко распространено в современном международном медийном пространстве, также способствует межрелигиозному разъединению. Представляется крайне недальновидным и тормозящим развитие диалога употребление популярного ныне штампа "террорист-мусульманин". Необходимо понимать, что, когда некоторые исследователи прямо указывают на исламскую составляющую современного международного терроризма, они, таким образом, лишь выделяют конкретную группу определенной конфессии, которая использует соответствующую идеологию7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ СТАТЬЯ:

 

  1. Пузырев Д. «Исламский фактор в мировой политике» // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. - № 3. – С. 67-73.

1 Пузырев Д. Исламский фактор в мировой политике. 2011. №3. С. 67.

2 Там же. С. 68.

3 Там же. С. 69.

4 Там же. С. 69.

5 Там же. С. 71.

6 Там же. С. 69.

7 Пузырев Д. Исламский фактор в мировой политике. 2011. №3. С. 72.


Информация о работе Исламский фактор в мировой политике