Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:43, реферат
Исполнительная власть в Германии принадлежит федеральному президенту, который действует по указаниям правительства. Поэтому на деле президент является лишь главой государства, а реально исполнительная власть осуществляется правительством. Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выборами — Федеральным собранием, которое состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в бундестаге. Президентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока.
Исполнительная
власть в Германии принадлежит федеральному
президенту, который действует по
указаниям правительства. Поэтому
на деле президент является лишь главой
государства, а реально исполнительная
власть осуществляется правительством.
Федеральный президент
избирается на 5 лет косвенными выборами
— Федеральным собранием, которое состоит
из членов бундестага и такого же числа
членов, избранных представительными
органами земель (ландтагами) пропорционально
числу их депутатов в бундестаге. Президентом
может быть избран гражданин, достигший
40 лет, обладающий избирательными правами.
Одно и то же лицо может быть избрано президентом
только на два срока.
Президент не может быть
членом парламента, правительства, ландтага
земли, местных представительных органов,
занимать другие оплачиваемые должности,
входить в состав руководства или наблюдательных
советов предприятий, фирм, занимающихся
извлечением прибыли. Он пользуется иммунитетом,
который прекращается в случаях, установленных
конституцией для ответственности президента.
По конституции федеральный
президент обладает значительными полномочиями.
Он представляет государство, заключает
международные договоры, аккредитует
дипломатических представителей, назначает
федеральных судей, офицеров, осуществляет
право помилования и др. Однако для действительности
таких актов необходима их контрассиг-натура
канцлером или соответствующим министром
(получение контрассигнатуры — подписи).
Контрассигнатура не нужна для актов об
увольнении федерального канцлера (при
конструктивном вотуме недоверия), при
подаче им заявления об отставке, для роспуска
нижней палаты, если она не избрала нового
канцлера в установленный срок, для назначения
в этих условиях даты выборов в бундестаг,
для предложения кандидатуры нового канцлера.
Но все это делается, по существу, в условиях
вакантности поста канцлера: прежнему
выражено недоверие либо он ушел в отставку,
а новый не избран.
Ответственность президента
заключается в лишении его данной должности.
Это возможно в случае обвинения в умышленном
нарушении конституции или закона. Такое
обвинение могут выдвинуть только бундестаг
или бундесрат. Предложение может быть
внесено 1/4 состава любого из этих органов,
принятие решения (т.е. предъявление обвинения)
требует большинства в 2/3. Обвинение вносится
в Федеральный конституционный суд, который
и принимает окончательное решение. Отрешенный
от должности президент в дальнейшем может
быть подвергнут обычному уголовному
преследованию. Федеральный конституционный
суд вправе также временно отстранить
президента от должности при предъявлении
парламентом обвинения — до решения дела
по существу.
Полномочия федерального
президента в случае каких-либо препятствий
для исполнения им своих обязанностей
осуществляет председатель бундестага.
Федеральное правительство.
Основные рычаги руководства государством
в ФРГ принадлежат правительству, состоящему
из канцлера (председатель правительства)
и министров. Они не могут занимать другие
оплачиваемые должности, осуществлять
профессиональную деятельность, входить
в состав руководства предприятий, занимающихся
извлечением прибыли (в состав наблюдательных
советов предприятий они могут входить
с согласия бундестага). Особую роль в
правительстве играет канцлер, в связи
с чем ФРГ нередко называют канцлерской
республикой.
Положение канцлера, обязанности
министров, порядок работы правительства
и другие вопросы регулируются специальным
регламентом, который утверждается президентом
(действует регламент 1951 г. в неоднократно
изменявшейся редакции).
Федеральный канцлер избирается
бундестагом по предложению президента.
Избранным считается лицо, которое получит
абсолютное
большинство голосов в
бундестаге, т.е. федеральный президент
практически может предложить, а бундестаг
избрать канцлером лидера партии (коалиции
партий), которая располагает большинством
мест в парламенте. На практике в последние
десятилетия правительство формируется
одной из двух крупнейших партий — ХДС
или СДПГ, выступающей в блоке со СвДП.
Бывали случаи формирования правительства
одной из этих партий, когда она получала
абсолютное большинство мест в бундестаге.
Если предложенное президентом
лицо не получает большинства голосов,
бундестаг сам может выдвинуть кандидатуру
канцлера. Если избрание канцлера в течение
14 дней не состоялось абсолютным большинством
голосов, проводится второй тур, в котором
для избрания достаточно относительного
большинства. Если и такая процедура не
дала результатов, президент в течение
7 дней сам назначает канцлера (по существу,
временно) и одновременно распускает парламент
с назначением даты новых выборов. Это
положение в ФРГ ни разу не применялось.
В назначении федеральных
министров парламент не участвует: он
определяет только канцлера. Министры
назначаются президентом по предложению
канцлера, а увольняются канцлером (юридически
— это делается актом президента по требованию
канцлера).
Основные направления
федеральной политики определяет канцлер.
Федеральные министры, которых он назначает
и смещает (с помощью указов президента),
действуют в рамках установленных направлений
политики самостоятельно, но несут за
это ответственность перед канцлером,
который вправе уволить министра, и перед
нижней палатой парламента, которая может
выразить вотум недоверия министру. При
расхождении мнений федеральных министров
решение принимает правительство.
Ответственность за деятельность
правительства несет канцлер. С его сменой
уходят в отставку и министры.