Источники и формы политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

В современных международных отношениях политические конфликты играют особую роль, выступая, одновременно, как специальная форма политического взаимодействия акторов международных отношений и мировой политики, как способ разрешения противоречий и как система, защищающая международные отношения от перегрева, клапан «выпуска пара», направленный на сохранение существующей системы международных отношений (МО).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
1. Источники и формы политических конфликтов…………………………..4
2. Структура политического конфликта………………………………………7
3. Стадии политических конфликтов…………………………………………8
4. Способы и методы разрешения конфликтов……………………………..13
5. Особенности политического конфликта в России……………………….15
Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………...19

Файлы: 1 файл

политология 4 курс.docx

— 42.76 Кб (Скачать файл)

В предварительной стадии происходит накопление противоречий, выяснение позиций сторон, консолидация потенциальных и действующих союзников, скрытое накопление сил и ресурсов, необходимых для участия в будущем конфликте. На этой стадии вмешательство в ход развития конфликта внешних сторон - посредников, переговорщиков, арбитров, миротворцев, - практически всегда позволяет реальный конфликт избежать.

Именно в предварительной  стадии между будущими участниками  международного конфликта складывается то, что можно охарактеризовать термином «конфликтная ситуация». Конфликтной  ситуацией принято считать такую  совокупность обстоятельств, которая  содержит предпосылки возникновения  конфликта: это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью соперничающих  сторон и создающие почву для  реального противоборства в сфере  международных отношений. Конфликтная  ситуация может сложиться объективно, помимо воли и желания потенциальных  противоборствующих сторон, а может  быть вызвана или создана одной  или даже несколькими сторонами. Каждая ситуация имеет объективное  содержание (оно определяется происходящими  в действительности международными событиями) и субъективное значение (оно зависит от того, какую интерпретацию  этим событиям дает каждая сторона), в  соответствии с которым субъект  начинает предпринимать в конфликте  реальные действия. Субъективное отражение  конфликтной ситуации не обязательно  соответствует действительному  состоянию международных отношений  или мировых политических процессов. Осознание конфликта всегда несет  в себе элементы субъективизма и  поэтому является в определенной мере искаженным.

В подготовительной стадии международного конфликта происходит разделение (дифференциация) и постепенная поляризация сторон, обостряются противоречия, стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активное наращивание силового потенциала, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников у своих соперников. На этой стадии форма выражения противоречий между конфликтующими сторонами приобретает форму взаимных претензий, ультиматумов, угроз. Формируется «образ врага» и установка на борьбу с ним. Тем не менее, на этой стадии конфликта еще можно избежать, поскольку, даже сознательно идя на обострение ситуации, ни одна из сторон еще не готова к применению силы первой. Поэтому даже самые агрессивные действия конфликтующих сторон в подготовительной стадии носят в основном демонстративный характер, преследующий цель еще до его начала запугать соперников и вынудить их принять выдвигаемые противоположной стороной условия.

Инициация конфликта — это такая стадия его развития, в ходе которой происходит окончательная потеря взаимопонимания между конфликтующими сторонами и, как следствие, сознательный отказ от мирных средств разрешения существующих противоречий, общепринятых международных процедур конфлиторазрешения, посредничества международных организаций, и переход к методам силового принуждения. Обязательным условием инициации конфликта в сфере международных отношений является международный инцидент — формальный повод, становящийся для всех сторон, находящихся в противостоянии, сигналом для начала силовых действий. Инцидент может произойти случайно, явиться результатом естественного хода событий, может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта или третьей стороной, преследующей в конфликте свои цели.

В ходе конфликтного взаимодействия происходит собственно столкновение конфликтующих сторон по поводу власти и осуществления политического руководства в системе международных отношений, которое может приобретать острые формы (например, форму вооруженного конфликта), затрагивать интересы и вовлекать в конфликт новых участников. В международном конфликте таких столкновений может быть несколько, различной интенсивности, с периодами относительного затишья и временного спада активности конфликтующих сторон между ними; каждое из таких столкновений имеет шанс привести конфликт к политической «развязке».

Верхней точки эскалации  конфликта соответствует его  особое состояние (фаза), носящее название кульминации. «При кульминации конфликт достигает такого накала, что всем его участникам становится ясно, что  продолжать его больше не следует. Кульминация  непосредственно подводит стороны  к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта».

В стадии урегулирования или разрешения международного конфликта происходит завершение его открытой фазы – прямого столкновения акторов МО. В эту стадию конфликт может перейти естественным путем - если конфликтующие стороны разрешили существующие противоречия или пришли к компромиссу, устраивающему все стороны конфликта, - или его могут к этому вынудить внешние или внутренние обстоятельства. К внешним обстоятельствам здесь следует отнести вмешательство третьей стороны, например, миротворцев, разведших конфликтующие стороны и принудивших их к миру, или силовое вмешательство в конфликт нового актора МО, сумевшего подчинить своим интересам других участников конфликта. К внутренним причинам можно отнести безусловную победу в конфликте одной из сторон, превращающейся из соперника в диктатора, или угасание международного конфликта, связанное с истощением у всех его участников сил и ресурсов, необходимых для его продолжения.

Встречаются и смешанные  причины, сочетающие в себе внутренние и внешние факторы: так, в 1991 году во время операции «Буря в пустыне» США были вынуждены остановить наступление  на Багдад и временно отказаться от уничтожения режима С. Хусейна в  связи с тем, что в Ираке  вспыхнуло восстание шиитов, грозившее  смести политический режим суннитского  меньшинства и взять власть в  свои руки. Для США этот исход не предвещал ничего хорошего: приход к власти в Ираке шиитов автоматически делал страну союзником Ирана. Вот почему операция «Буря в пустыне» так и не была завершена окончательным разгромом военной мощи С. Хусейна и свержением диктаторского режима: США отвели войска, дав С. Хусейну возможность жестоко подавить восстание шиитов.

Политические конфликты  в сфере международных отношений  и мировой политики заметно различаются  по масштабам и интенсивности  протекания. Наиболее значимыми и  опасными из них являются конфликты, охватывающие все уровни системы международных отношений и затрагивающие фундаментальные основы международной безопасности. В то же время можно наблюдать и такие конфликты, которые не нарушают естественного процесса международной интеграции и заключают в себе положительный потенциал развития. Их можно рассматривать как сигналы, указывающие на необходимость совершенствования или изменения мировой политической системы. [4]

4. Способы и методы разрешения конфликтов

Центральная проблема конфликтов – их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование  конфликта).

Под регулированием конфликта  понимается разработка, и применение системы мер, направленных на ограничение  интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.

Политической практикой  и теорией выработаны некоторые  всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе – компромисс и консенсус.

Компромисс определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы  вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью называются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются  на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких  компромиссов создаются многообразные  партийные блоки о политические коалиции.

Консенсус – это соглашение значительного большинства людей  любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального  порядка, выраженное в действиях.

Консенсус – универсальный  принцип демократии, позволяющий  разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность  в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

Урегулирование конфликтов – довольно широкое понятие, оно  подразумевает:

- предупреждение открытых  форм проявления конфликтов, сопровождающихся  насильственными действиями (войнами,  массовыми беспорядками и т.п.)

- разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового  уровня отношений участников, улаживание  конфликтов (снижение уровня враждебности  конфликтующих сторон, перевод конфликта  в русло поиска совместного  решения проблемы).

С учетом основных направлений  в урегулировании конфликтов, можно  выделить три группы методов, облегчающих  поиск мирного выхода из конфликта.

Первая группа методов  направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. Вторая – на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ  каждого участника от односторонних  действий и переход к поиску совместного  решения проблемы.

Существуют четыре способа  разрешения конфликтов:

1. соглашение в результате  совпадения мнений всех сторон;

2. соглашение в соответствии  с законодательной или моральной  волей внешней силы;

3. соглашение, навязанное  одной из сторон конфликта;

4. застарелый конфликт  теряет свою актуальность и  разрешается сам собой.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров  стороны обмениваются мнениями, что  снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.[2] 

5. Особенности политического конфликта в России

Содержание политических конфликтов в отдельной стране зависит  от структурных и функциональных характеристик политической власти, потребностей политического развития общества, состояния идеологии, традиций и опыта политической борьбы. Сравнительный  анализ политических конфликтов в различных  странах вскрывает более глубокие факторы конфликтности, уходящие корнями  в особенности национальной культуры.

Особенности русской политической истории и национальной культуры сформировали ряд содержательных черт конфликтности, восприятия и поведения  в конфликтной ситуации, присущих не только русским людям, но и представителям тех народов, которые тесно связывали  с Россией свою историческую судьбу. Во-первых, это долготерпение, стремление как можно дольше не вступать в  открытое столкновение. Россиянин может  бесконечно долго терпеть нужду, лишения, притеснения, даже прямое насилие, хорошо осознавая их пагубное воздействие, но не считая необходимым до поры до времени вступить с ними в открытое противоборство. Даже тогда, когда притеснения становились невыносимыми, у россиянина оставалась возможность собрать свои пожитки и пуститься в бега, надеясь в необжитых районах страны найти спасение от невзгод и насилия. Лишь загнанный окончательно в угол, он начинал ожесточенно сопротивляться, обнаруживая в себе силы, способные все смести на своем пути.

Во-вторых, это крайние  формы поведения в конфликте, исходящие из расчета, во что бы то ни стало одержать верх, добиться победы над противником. Вяло текущий конфликт, позволяющий сторонам длительное время  сохранять независимость, свободу  выражения и отстаивания своих  позиций – большая редкость. Гораздо  чаще ситуация выглядит как долготерпение  одной из сторон, нежелание вступать в конфликт, переходящее затем  в бунт, взрыв, ярко выраженное сопротивление  давлению противоположной стороны.

В-третьих, ментальное неприятие  конфликта, подсознательное отношение  к нему как к тяжелейшему бремени. Атмосфера конфликта непривычна и нежелательна для русской души. В отличие от Европы и других стран, русский характер еще живет грезами  братского единства, доверчивости, всеобщей любви, которые и по сей  день питают идеи соборности, особой роли и предназначения России к окончательному объединению всех народов во имя  всеобщего мира и согласия на Земле.

Одним из факторов политической конфликтности в российском обществе является господствующий политический режим. Речь идет о методах деятельности государственных органов, степени  политической свободы в обществе, правовом положении личности.

Информация о работе Источники и формы политических конфликтов