Источники конституционного права в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) служит конституция — основной закон. К другим источникам относятся:
1) законы — конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок);

Файлы: 1 файл

Источники конституционного права в зарубежных странах.docx

— 19.71 Кб (Скачать файл)

Вопрос 2. Источники конституционного права в зарубежных странах

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем  большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) служит конституция — основной закон. К другим источникам относятся:

 1) законы — конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок);

 2) внутригосударственные публично-правовые договоры (например, национальный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших государственных должностей между приверженцами разных религий, соглашение о разделении Чехословакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Словакию, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995 г.. Конституционный договор 1996 г. между Молдавией и самопровозглашенной Приднестровской республикой о том, что последняя остается республикой в составе Молдавии);

3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);

4) акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, например постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей). Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имею­щим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже делегирования полномочий парламентом (как, например, в Великобритании), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция);

5) акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) — решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источниками права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права; такие нормы создает и конституционный совет, в частности по вопросу о правах личности;

7) конституционный обычай — сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций;

8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран — священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;

9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

10) международно-правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950 г.. Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (далее — Международные пакты о правах человека).

 На локальном уровне — в субъектах федерации, автономных образованиях — действуют свои источники конституционного права (например, конституции штатов в США, конституция Занзибара в Танзании, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

 Во многих развивающихся  странах актами, регулирующими принципиальные  вопросы (например, реорганизацию  федерации в Нигерии, изменение  формы правления в Эфиопии), были  акты военных и революционных  советов — временных органов  власти, создававшихся после очередного  военного переворота (декреты, прокламации  и т.д.). Иногда важнейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Заир и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметами изучения конституционного права являются общественно-политические процессы и явления, протекающие  в жизни общества.

 

Источники конституционного права в зарубежных странах –  нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

 

К главному источнику  относят конституцию государства (исключение составляют мусульманские  государства).

 

К другим источникам относятся:

 

  1. законы  – конституционные, органические, (регулирующие институт в целом), чрезвычайные (в  особых сложившихся условиях, краткосрочные), обыкновенные, а также внутригосударственные  публично-правовые договоры;
  2. регламенты парламентов и палат парламентов – организация и работа парламентов;
  3. акты главы государства и акты исполнительной власти;
  4. акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;
  5. судебные прецеденты – примеры решений судов высоких инстанций, публикуемые и становящиеся основой для принятия остальными судами аналогичных решений по аналогичным делам;
  6. конституционный обычай – сложившееся правило в практике, которое имеет устный характер и не может использоваться судебной защитой в случае его нарушения (в Новой Зеландии, Великобритании);
  7. правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, принимаемые на правовых актах и на трудах выдающихся юристов – специалистов по конституционному праву);
  8. религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);
  9. международные правовые акты.

Существуют также  локальные источники конституционного права (конституции каждого из штатов в США), в городах – свои городские  уставы, другие уставы, регулирующие местное  самоуправление.

 

Система конституционного права состоит из институтов права.

 

Основы конституционного права зарубежных стран:

 

  1. в экономической  сфере ими являются основы отношений  собственности;
  2. в социальной сфере ими являются основы социальной роли государства;
  3. в политической сфере ими являются создание политических партий, построение государства;
  4. в идеологической сфере допускается плюрализм идеологий или одна из них в качестве официальной версии (марксизм-ленинизм или идеи Мао Цзэдуна в КНР).

 

Системой согласованных  норм, которые регулируют однородные, взаимосвязанные между собой  общественные отношения в пределах определенной отрасли права, является институт конституционного права.

 

К институтам конституционного права в зарубежных странах относят  институты социальной системы государства, институты экономической и политической систем, а также основы духовной жизни общества, правового статуса  личности, формы государства и  т. д.


Информация о работе Источники конституционного права в зарубежных странах