Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:18, контрольная работа
Исследовать тему тоталитаризма трудно, так как эта сфера является сплошь идеологизированной, находящейся в центре современной мировой политической борьбы.
Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX веке. Что касается самого слова и тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Муссолини в 1925 г. В конце 20-х гг. английская газета «Тайме» писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. Теория тоталитаризма складывалась в 40—50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие тоталитаризма………………………………………………..….4
История термина «тоталитаризм»………………………………………..6
Истоки и предпосылки тоталитаризма………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………….....21
Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало "холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма.
В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому социальному феномену, где был сделан вывод, что "тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все – от воспитания детей до выпуска продукции контролируется из единого центра".
Спустя несколько лет вышел ряд фундаментальных работ на эту тему, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендт "Происхождение тоталитаризма" и совместная монография К. Фридриха И З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия".
Авторы последнего исследования предлагают для определения "общей модели" тоталитаризма пять признаков:
· единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
· официальная идеология, признаваемая всеми;
· монополия власти на СМИ(средства массовой информации);
· монополия на все средства вооруженной борьбы;
· система террористического полицейского контроля и управления экономикой.
Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название "тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.
Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеи моделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились к следующему:
· с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в социалистических странах (Г. Гласснер);
· не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);
· модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между отдельными ее элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);
· тоталитарная модель игнорирует "источники общественной поддержки " тоталитаризма в СССР (А. Инкельс).
Однако поиск оптимальной модели продолжается и по сей день.
Отдельные элементы тоталитарной системы исторически обнаруживаются во многих типах диктатур так в восточных деспотиях можно было видеть жестокость правления и абсолютный авторитет владыки, в средневековых государствах Европы требования церкви придерживаться одних и тех же верований от рождения до смерти. Однако в целостном виде все то, что органично присуще этому политическому порядку проявилось в определенный исторический период.
Целостные тоталитарные политические системы сформировались исторически, самостоятельно и качественно из соответствующих диктаторских режимов, которые искусственно выстроили однотипные юридические, социальные и экономические отношения. В целом тоталитаризм являлся альтернативой которая была у стран оказавшихся в условиях кризиса.
Депрессия, утрата населением социальных ориентиров, распространение нищеты, преступности, экономический упадок при наличии деятельности хорошо организованных партий с жесткой дисциплиной, а также распространением идеологических доктрин, при наличии этих и многих других факторов общество становиться на путь создания тоталитарных систем.
Важными предпосылками и условиями утверждения тоталитарной системы является размывание традиционной социальной стратификации, достижение культурной, нравственной, социальной и даже этно -национальной (в теории) однородности путем уничтожения всех объединений, организаций, классов, сословий, союзов, которые могли служить для человека прибежищем и опорой. Подрубанием всех органических корней связывающих отдельного человека с обществом иначе говоря идеологи и вожди тоталитаризма сделали все для того чтобы фрагментировать и атомизировать общество лишить человека унаследованных от прошлого социальных и иных связей и тем самым изолировать людей друг от друга. В результате каждый отдельной взятый индивид оставался один на один перед лицом всемогущего государства. Как отмечалось выше в тоталитарной политической системе преобладает господство государства над обществом и индивидуумом, несмотря на то, что во главе государства стоит порой харизматическая личность. Соответственно разрушается или не возникает вообще гражданское общество. Государство не нуждается в нем и отвергает его как несовместимое с полным подчинением личности. На его месте создается формализированная структура, представляющая собой инструментарий тоталитарного государства. Государство доминирует над обществом. Более того имеет место поглощение и общества и государства одной единственной господствующей партией которая превращается в осевой институт государственной системы. Партия в свою очередь, всецело отождествлялась с ее фюрером или вождем. Гитлер декларировал в 1935г.: «Партия есть моя частица, а я - часть партии» Характерно, что, несмотря на различие в идеологических целях режимов, методы, применявшиеся ими для борьбы с идейными противниками, были практически одними и теми же: изгнание из страны, помещение в концентрационные лагеря, физическое уничтожение. Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов выражалась в систематическом применении репрессий против целых социальных и национальных слоев. Уничтожив или подавив на время конкурентов в обществе, правящие партии неизменно переносили острие очистительной идейной борьбы внутрь своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более полного соответствия их поведения и личной жизни провозглашаемым идеалам. Такая важнейшая для сохранения режимов политика сопровождалась кампаниями «по промыванию мозгов», поощрению доносительства, контролю над лояльностью.
В угоду укоренению новой системы ценностей тоталитарные режимы использовали собственную семантику, изобретали символы, создавали традиции и ритуалы, предполагавшие сохранение и упрочение непременной лояльности к власти, умножение уважения и даже страха перед нею. На основе идеологий не только проектировалось будущее, но и переосмыслялось, а точнее, переписывалось прошлое и даже настоящее. Как метко писал В. Гроссман, «...государственная мощь создавала новое прошлое, по-своему двигала конницу, наново назначала героев уже свершившихся событий, увольняла подлинных героев. Государство обладало достаточной мощью, чтобы наново переиграть то, что уже было однажды и на веки веков совершено, преобразовать и перевоплотить гранит, бронзу, отзвучавшие речи, изменить расположение фигур на документальных фотографиях. Это была поистине новая история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому переживали свою уже прожитую жизнь, превращали самих себя из храбрецов в трусов, из революционеров в агентов заграницы».
Как утверждал, например С. Нунцио государство является единственным и конечным источником власти. Фашисты отвергали, какие то ни было ограничения власти государства. Оно по своей сущности интегрально и тотально в его рамках нет места частному в отрыве от публичного. Эта идея нашла доктринное выражение в следующем афоризме Б.Муссолине: «Все внутри государства, ничего вне государства и ничего против государства».
Эта установка проявлялась в частности, в том, что в общих главных разновидностях тоталитаризма все без исключения ресурсы будь то материальные, человеческие или интеллектуальные, были направлены на достижение одной универсальной цели: тысячелетия рейха в одном случае и светлого коммунистического царства всеобщего счастья - в другом. Единая универсальная цель обуславливает моно идеологию в лице единой государственной идеологии. Все что не согласуется с единомыслием в отношении данной цели предавалась анафема и ликвидировалось. Отсюда вытекают провозглашенные большевиками принципы «кто не снами – тот против нас» или «враг не сдается его уничтожают» В подобном духе в одном из своих выступлений в 1935 г. Гитлер говорил: «В нашей борьбе возможен только один исход: либо враг пойдет по нашим трупам, либо мы пойдем по его». Неизменным атрибутом тоталитаризма является тесная взаимосвязь истины и силы: здесь сила определяет истину. Особым фактором, способствавшим ориентации общества на построение тоталитарных порядков и обладавших существенным значением именно в России были традиции подпольной деятельности террористических организаций революционизировавших политическую активность населения и легитимизировавших в общественном мнении идей насильственного передела и богатства, избавления от лиц мешавших прогрессу и установлению справедливости. Это традиции, утверждавшие презрение к ценности человеческой жизни и авторитету закона, в последствии послужили одним из самых мощных источников распространения повседневного «стукачества», бытового доносительства оправдывающего предательства людьми своих родных и близких во имя «идеалов», из страха и уважения к власти.
В принципе тоталитарной можно, очевидно, признать такую идеологию, которая в той или иной форме обосновывает исключительность роли какой либо общности людей (класса, нации, приверженцев той или иной религии, мировоззрения) связывает с данной общностью выполнение особой миссии, а так же содержит убедительные для ее членов аргументы в пользу того, что лишь одна определенная политическая сила призвана их возглавить. Как правило, в тоталитарной идеологии содержится и понятие «образ врага», ибо борьба «против» часто сплачивает людей, чем за достижение чего либо.
В тоже время при определенных условиях любая идея может получить тоталитарное толкование. Скажем стремление развития национальных культур, традиций зыка к восстановлению в своих правах ранее угнетенной или униженной нации легко трансформируются в воинствующий национализм, доходящий в своей крайней форме до провозглашения той или иной нации «высшей» призванной руководить другими. Религиозная идея обладает способностью превращаться из проблемы веры каждого отдельного человека в основу оправдания нетерпимости по отношению к исповедующим иные религии и атеистам.
Антропологический компонент тоталитаризма состоит в стремлении к полной переделки и трансформации человека в соответствии со своими идеологическими установками конструирование нового типа личности - некоего homo totalitaricus с особым политическим складом, особой ментальностью мыслительным и поведенческим характеристиками путем стандартизации унификации индивидуального начала, его растворения в массе сведения всех индивидуумов к некому среднестатистическому знаменателю, стерилизации или, во всяком случае, подавлению индивидуального, личностного начала в человеке. При этом следует особо подчеркнуть, что тоталитаризм как особый общественно политический феномен невозможен без массовой базы, массовости как таковой. Он предполагает полную и безусловную лояльность индивидуального человека, общества к режиму, партии или вождю. Здесь вождь-фюрер и массы слиты в неразрывном единстве: вождь-фюрер зависит от масс в такой же степени, в какой они зависят от него, без него они останутся аморфной толпой, лишенной внешнего представительства, в свою очередь, сам вождь-фюрер без масс нечто.
Первоначальная системная характеристика тоталитарных политических порядков шла по пути выделения наиболее важных принципиальных черт тоталитаризма. Так к. Фридрих и З. Бзежинский в своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» выделили основные признаки:
• наличие «тоталитарной» идеологии;
• существование единственной партии, возглавляемой сильным лидером;
• секретной всесильной полиции
• монополию государства над массовыми коммуникациями, а так же над средствами вооружения
• монополию над всеми организациями общества включая экономические
Тоталитаризм не возникает случайно он имеет свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них относятся:
1. Само индустриальное общество, усложнение общественных связей и взаимозависимости;
2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые возможности для манипулирования общественным сознанием ( радио, средства связи , СМИ);
3. Появление монополий и их срастания с государством;
4. Этатизация общества, усиление в общественном сознание культа государства, распространение коллективистских взглядов;
5. Массовая эмоциональная уверенность в возможность быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований;
6. Массовая психологическая неудовлетворенность, отчуждением личности ее незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к «вечным ценностям»: классу, нации, государству;
7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев особо восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму;
Основными свойствами люмпена являются: нигилизм по отношению к прошлому и настоящему, беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стесненность, эгоцентричность. На все это делали ставку вожди тоталитарных режимов. Следует иметь в виду различие в программных установках между элитой движения и основной массой: у первых – расчетливое, рационально -индустриальное видение цели, у вторых- стремление слиться с организацией , традиционно-общинный коллективизм . Адресаты у различных движений , слои на которые они упираются , тоже отличаются: в России, у большевиков это были пролетариат и беднейшее крестьянство, у нацистов Германии – служащие и мелкая буржуазия, пострадавшие от экономического кризиса. В любом случае интересы и нужды этих слоев очень мало связаны с задачами таких движений и нужны им лишь как предлог для прихода к власти.
У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличительные черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически или даже физически уничтожить несогласных или их насильственно перевоспитать в духе правильного учения, все остальные идей, их плюрализм они рассматривают как заблуждение или сознательную ложь Им присуще стремление к «математическому безошибочному всеобщему счастью».