История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

История формирования политических взглядов насчитывает века. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий. Этот исторический процесс прошел свои этапы: политическая мысль древности, эпохи средневековья и возрождения, политические учения нового времени, наконец, современная политическая наука. Формирование политической мысли в России происходило в тесной связи со становлением и развитием централизованного государства и сильной самодержавной власти. В контрольной работе мы рассмотрим вопросы об истории политических учений и о современной национальной политике в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………..3
1. История политических учений………………………………………………..4
1.1 Методологические подходы к изучению истории политических теорий..4
1.2 Возникновение и развитие политических идей в России………………….5
2. Проблемы национальной политики в России.……………………………...8
3. Пути повышения политической активности граждан российского общества………………………………………………………………………….10
Библиография……………………………………………………………………12

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, политическая теория марксизма, целью которой  было утверждение в результате социалистической революции всевластия народа, при  практической реализации ее в СССР, других бывших социалистических странах привела к крупным деформациям в политической жизни народов, к установлению тоталитарных режимов и в итоге, в том виде как она была реализована, потерпела историческое поражение.

 

2. Проблемы национальной политики в России

 

Можно сказать, что РФ – одно из крупнейших в мире многонациональных государств. В России проживает примерно 166 национальностей и народностей – от более чем 100-миллионной русской нации до малых северных народов и совсем крохотных этнических групп, численность которых в ряде случаев не превышает ста человек. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность, сотрудничество разных народов. Это отражено в своеобразии российского феодализма.

Многокрасочной национально-этнической картине России в целом соответствует картина различных государственно-политических и территориально-политических образований в виде субъектов Российской Федерации. В Конституции РФ их записано 89-21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, одна автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов. Конституция РФ устанавливает: Республика имеет свою конституцию и законодательство; край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Как известно, главной  целью национальной политики РФ является создание всем народам России условий  для их полноправного социального и национально-культурного развития, упрочнения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и признания его высшей ценностью.

В Концепции Государственной  национальной политики РФ говорится  о том, что совершенствование  федеративных отношений не преследуют цели «губернизации» республик на манер царской России, где была 101 губерния или, наоборот, «республиканизации» краев и областей. Нужно сказать, что удовлетворение законных прав и потребностей граждан, связанных с их национальной принадлежностью, может и должно осуществляться на основе многовариантных форм самоопределения народов России с учетом дисперсного, т.е. не компактного, рассредоточенного, проживания многих народов на ее территории.

Концепция позволяет  гражданам России, принадлежащим  к различным национальным общностям, в частности, к малочисленным, дисперсно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, языка, образования, культуры, традиций.

Так национально-культурная автономия – экстерриториальное общественное образование, не ущемляет прав субъектов РФ, а расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики. Можно считать, что в Конституции РФ и Концепции Государственной национальной политики РФ основные теоретические проблемы осуществления новой национальной политики РФ определены.

Русские в России составляют 82% всего населения и большинство  почти всех национально-государственных  образованиях. Русские и нерусские  большей частью живут не отдельно друг от друга, а вместе – в одном районе, городе, поселке, селе, в одном доме, если этот дом многоквартирный . В России межнациональных семей больше, чем в других странах. Российская Федерация – это общая форма государственного самоопределения всех народов и народностей нашей страны, всех ее граждан, независимо от национальности.

Мы можем утверждать, что русская нация в процессе совместной государственной жизни с другими народами вобрала в себя многих их представителей, но фактом остается то, что еще больше людей, составляющие нерусские народы, а их более 100, не хотят осознавать себя русскими – и это их право. Но осознают себя россиянами, гражданами России, а им предлагается считать себя иностранцами в России.

Россия сейчас становится страной с крайне сложной правовой системой, и наряду с общероссийским законодательством формируется самостоятельное законодательство в каждом из 89 субъектов Федерации. Так многие юристы считают, что в некоторых случаях вопросы, регулируемые региональными законами, вполне могли бы быть решены одинаковым образом для всей страны, на федеральном уровне. И это послужило бы делу укрепления молодого федерализма в России.

 

3. Пути повышения политической  активности граждан российского  общества

 

Сам процесс повышения  политической активности населения  в демократическом обществе довольно таки сложный. А заключается он в том, что в условиях демократии человек свободно выбирает направление, цель своего политического участия – или в поддержку официальной власти, или против нее, действуя в кругах оппозиции.

Можно сказать, что процесс  повышения политической активности граждан имеет три направления. Первое – сохранение, развитие и  повышение уровня активности той  части народа, которая поддерживает существующую власть и проводимую ею политику. Второе – привлечение в ряды поддерживающих власть политически пассивной части населения. Третье – противостояние лидерам активной деструктивной оппозиции с одновременной нейтрализацией действий ее рядовых участников, разъяснением им подлинных целей проводимой государственной политики.

Так решение задач  общего повышения политической активности граждан в нашей стране может  осуществляться следующими путями:

1. Забота государства о росте материального уровня жизни народа. Бедность населения снижает степень поддержки, им проводимой в стране политики, способствует его организации против существующего режима.

2. Создание твердых гарантий равенства всех граждан перед законом. Осознание своего равного положения со всеми в обществе укрепляет личное достоинство человека, повышает его чувство социальной ответственности, политическую активность в поддержку властей.

3. Привлекать рядовых  тружеников к выработке, обсуждению  и принятию решений по различным  вопросам общественной и государственной жизни. Так на федеральном уровне это сделать сложно, просто невозможно часто проводить референдумы, опросы в масштабе страны, чтобы выяснить мнение народа по какому-то общему вопросу.

4. Поддержка органов  власти – поведение работников  самих этих органов, их профессионализм,  скромность в житейских делах, их высокие личные социальные качества. Чуткость, внимание к людям со стороны государственных служащих всегда оборачиваются добрым к ним отношением, поддержкой их деятельности.

Перечисленные пути повышения  политической активности народа на этом не исчерпывают всего разнообразия деятельности государства для обеспечения своей прочности, существуют и другие пути, средства, методы формирования высокой позитивной политической активности граждан. Прежде чем стать субъектом политики, человек проходит этап политической социализации, усваивает систему существующих политических отношений. В результате личность обретает политическое содержание, определяется ее место и роль в политической жизни общества.

В настоящее время  в нашей стране остро стоит  проблема повышения политической активности граждан в поддержку деятельности органов власти. Она решается как по линии совершенствования механизма властных отношений, так и средствами воспитания у наших людей чувства патриотизма и законопослушности.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – с. 27-55.

2. А.С. Панарин Политология: Учебник. – 2-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2004. – 440 с.

3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – с. 409-416.

4. Зеркин Д.П. Основы  политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. – с.299-304.

5. Гаджиев К.С. Введение  в политическую науку: Учебник  для высш. учеб. заведений. 2-е издание  перераб. и доп. – М.: Издательская  корпорация «Логос», 1997. – 544 с.


Информация о работе История политических учений