История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 08:37, реферат

Описание работы

Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:
1-й этап: Политические учения Древнего Востока
2-й этап: Политические учения Древней Греции и Древнего Рима
3-й этап: Политические учения Средневековья
4-й этап: Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения
5-й этап: Политические учения Нового времени
6-й этап: Современные политические учения

Файлы: 1 файл

СУРС МОЙ.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Крупнейшим  представителем, основателем политической мысли Эпохи Возрождения с  полным правом можно назвать итальянского мыслителя, государственного деятеля, писателя и историка Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Происходил он из древней, но обедневшей  патрицианской семьи. В период Республики Макиавелли активно занимался политической деятельностью, в течение 14 лет бессменно занимал место секретаря Совета десяти, выполнял важные дипломатические поручения. После политического переворота, который вернул власть семье Медичи, Макиавелли был заподозрен в участии в антиправительственном заговоре,  отстранён от дел и затем выслан в свое поместье  (близ Флоренции),  где  написал   большую  часть своих произведений.

Великий флорентинец Н. Макиавелли первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд – знаменитая книга "Государь", в которой Макиавелли:

  • дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;
  • впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;
  • считал, что народ не играет никакой роли в государстве;
  • подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства;
  • утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.

По  Макиавелли, высшее правило политики и главная её проблема – найти тот образ действия, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Вот почему политика не сводится к простому усвоению общих предписаний, ”тут нельзя говорить отвлечённо, ибо всё меняется в зависимости от обстоятельств“. Людям свойственно действовать по природной склонности своего характера и темперамента; один достигает цели ”осторожностью и терпением“, другой – ”натиском и внезапностью“, но оба неизменно терпят крах, когда условия требуют изменения манеры поведения, а человек остаётся при прежнем способе действия, ранее приносившем успех.

Родоначальниками  социалистической идеологии стали  Томас Мор (1478 – 1535), английский гуманист и писатель, Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), итальянский философ и поэт. Они изображали государство без частной собственности, при распределении произведенных благ по потребности.

Английский  мыслитель Томас Гоббс (1588 – 1679) развил гражданскую трактовку политики, считая, что монархия – самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти – общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха. Благо народа, полагал Гоббс, - высший закон государства. Гоббс всячески превозносил роль государства, признаваемого им абсолютным сувереном.

Английский  философ Джон Локк (1632 – 1704) правомерно считается основоположником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти. Локк формулирует идею правового государства, утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам. По его мнению, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную)  и ”федеративной“ (внешних сношений), причём само правительство также должно неукоснительно подчиняться закону.

Основной  целью правительства является защита естественного права граждан  на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения  естественных прав, равенства и свободы  люди соглашаются учредить государство. Но кто бы ни обладал конкретной властью в государстве, ему вменяется в обязанность управлять согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов. 

Политические учения эпохи Просвещения

 

На  рубеже 17 – 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр. В политической мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного абсолютизма".

Немецкое  просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним  из родоначальников современной социологии.

Идея  просвещенного абсолютизма высказывалась  в России в конце 17 в. в трактате Ю. Крижанича "Политика". Ее поддерживал  сам Петр I, обосновывал идеолог  петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев (1686 - 1750).

Дж. Локк имел влияние  на идеи французского Просвещения. Им был выдвинутый закон сохранения человечества: “Человек ... не может подчинять себя деспотической власти другого”. Одним из первых французских просветителей был Ш. Монтескье(1689 – 1755). Его “Персидские письма” и “Раздумья о причинах величия и упадка римлянинов”, “ О духу законов” поставили Монтескье в ряд наиболее выдающихся политических деятелей не только Франции, а и всего мира.

Понятие стоической доблести объединялись в  Монтескье с идеалами старика  римского республиканства, противоположного деспотизма власти императоров. В работе “ О духу законов” Монтескье развил общее учение о зависимости юридических норм государства и сожительства от законов, которые определяются типом государственного устройства – республиканским, монархическим или деспотическим. Во всех типах правления Монтескье исследовал условия, при которых они обеспечивают личную свободу и при которых вырождаются в деспотизм. Основная гарантия свободы – заведения, которые сдерживают и ограничивают произвол.

В “Персидских письмах” Монтескье  высмеял деспотические формы  абсолютизма Франции. Работа “ О  духу законов” провозглашала деспотизм  типом власти, которая противоречит природе человека. Ш.Л.Монтескье, развивая учение Дж.Локка, выдвинул концепцию  распределения власти, согласно которой он выделял три вида власти законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип деления власти предусматривал, что  она принадлежит разным органам  власти, и закон устанавливает  прерогативы для каждой из ветвей власти, каждая ветви власти взаимно ограничивает и сдерживает друг друга (то есть существует механизм сдерживания и противовесов). Сосредоточенность власти в руках одного человека, по мнению Ш.Монтескье, неизбежно приводит к гибели свободы к злоупотреблениям чиновников.    

Основные  идеи Ш.Л. Монтескье:

  • свобода – это право работы все, что разрешено законом;
  • обеспечение политических и гражданских свобод возможное тогда, когда в государстве существуют независимые одна от одной ветви власти – законодательная, исполнительная, судебная;
  • угроза свободам есть и тогда, когда резни власти, возглавляют представители одного состояния, то есть одной партии;
  • выступил одним из основателей теории правового государства, базируясь на идеях географической школы;
  • самое большое влияние на характер правовой системы государства, на “дух ее законов” имеет климат, который определяет характер и власть народа;
  • на “дух законов” влияют также густота населения, экономическое состояние страны, вероисповедание и, особенно, форма политического правления;
  • принципы правления определяется чувством, которым руководствуются люди: для республики – добропорядочность, для монархии – честь, для деспотии – страх; идеальная форма правления – аристократическая монархия. 

    Ж.ж.руссо (1712 – 1778)

Среди философско—политических  произведений, которые написал Ж.Ж.Руссо, – “Соображение о происхождении  и причинах неровности между людьми”, “ Об общественном договоре”, “Емиль, или о воспитании” и др. Они содержат раздумья Руссо о судьбе личности в тогдашнем обществе. Источником противоречий цивилизации Руссо признал социальную неровность, обусловленную неровностью имущественной. Руссо искал спасения в замедлении темпов исторического развития. Буржуазным демократизмом и республиканизмом пронизанная вся его программа “ Об общественном договоре”. Основу политического жизни общества Руссо усматривал в суверенности воли народа и ее неделимости, предложил систему постоянно действующего в государстве плебисцита относительно всех вопросов политического жизни.

Ж.Ж.Руссо  считают основателем концепции народного суверенитета, суть которой заключается в том, что народ является источником и носителем государственной власти. Суверенность народа есть не отчужденной и неделимой. Идеи деления власти Ж.Ж.Руссо противопоставлял идею размежевания функций органов власти. Суверенитет народа осуществляется через участие всех граждан в законодательном процессе. Он был убежден, что законы, установленные народом, будут полезными как для народа в целом, так для каждого гражданина, в частности. Ж.Ж.Руссо, как приверженец прямой демократии, возражал парламентаризм на том основании, что парламент, по первое, отображает интересы отдельных партий; во-вторых, депутаты не выражают прямо коллективной воли, а есть лишь уполномоченными для обсуждения законов.

Основные политические идеи Ж.Ж. Руссо:

  • развитие цивилизации связано с возникновением и ростом общественной неровности (с регрессом свободы);
  • чтобы сохранить имущество, была создана публичная власть, которое породило политическую неровность;
  • переход в состояние свободы предусматривает заключение истинного общественного договора, по которому суверенитет в государстве должен принадлежать народу; суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти;
  • свобода заключается в том, что граждане находятся под защитой законов и самые их принимают;
  • поскольку народ является единым сувереном, нет необходимости делить власть на законодательную и исполнительную;
  • политическое равенство граждан невозможное, когда существует имущественная и социальная неровность;
  • принципы равенства, свободы и народного суверенитету могут быть реализованы лишь в условиях республиканского порядка.

Политические учения Нового времени

 

Началом Нового времени традиционно считается  английская революция середины 17 в.

Новое время в Европе – это эпоха буржуазных революций и последующего развития капитализма на основе промышленного переворота и политических преобразований. Начало Нового времени связано с формированием идеологии Просвещения, которая интеллектуально подготовила буржуазные революции. Идеология основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характеру его взаимоотношений с государством.

Характерные черты политической мысли Нового времени:

  • формирование либеральной политической идеологии;
  • обоснование необходимости разделения властей;
  • анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;
  • формирование концепции прав человека и гражданина. 

Гуго  Гроций. Основными политическими доктринами эпохи Просвещения стали теории "естественного права" и"общественного договора". Основателем концепций считается голландский юрист и дипломат Гуго Гроций. Идеи, истоки которых лежат еще в Античности, приняли классическую форму в эпоху, когда стал актуален принцип личной свободы. По Гроцию, естественные права предопределены самой природой человека и по содержанию представляют собой свободу всякого человека использовать свои силы для сохранения собственной жизни. Он выделил естественное право и волеустановленное, которое, в свою очередь, разделил на божественное право и человеческое право. Хотя содержание естественного права не расходится с божественной волей, оно не может быть изменено даже Богом. Человеческое право, хотя и является изменчивым, в конечном счете не должно противоречить человеческой природе и естественному праву.

Томас Гоббс. Согласно английскому мыслителю Томасу Гоббсу, естественное состояние людей представляет собой постоянный конфликт, войну всех против всех. Подобная война вытекает из эгоистической природы людей, их склонности причинять друг другу вред, так и есть следствие своеобразного равенства людей, предполагающего права делать все, что угодно, и против кого угодно. Инстинкт самосохранения подталкивает людей к заключению договора. Жертвуя своей свободой, они приобретают защиту со стороны суверена – государства. Само государство Гоббс сравнивал то с искусственным человеком, то с рукотворным богом, то с Левиафаном, библейским персонажем, представляющим собой огромное морское чудовище.

Джон  Локк. Соотечественник Гоббса Джон Локк дал иную трактовку естественному состоянию и отношениям людей с государственной властью после заключения договора. Он считал, что большинство людей следуют естественным правам в силу своей разумности и доброты, хотя и могут стремиться к собственной выгоде. Поэтому они нуждаются в беспристрастном судье. Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его учредитель. Последнее дает право народу отменять законы, которые противоречат его интересам. Более того, народ имеет право отнять власть у правителей, которые нарушают их естественные права. Локка называют отцом либерализма. Именно его представление о естественных правах человека легло в основу формирования либеральной идеологии.

Информация о работе История политических учений