Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:36, контрольная работа
Работа включает в себя мысли философов разных времен их взягляды на общество, государство, отношение к государству и демократии.
Политический мыслитель |
Отношение к человеку в обществе |
Понимание сущности политической власти |
Отношение к государству, оптимальная форма государственной власти |
Отношение к демократии |
Комментарии студента |
Конфуций |
считал, что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью |
отказался от идеи божественного происхождения
государства и развил концепцию
патриархального |
Политический идеал |
Хотя Конфуций отрицательно относился к крайностям имущественной дифференциации (к делению общества на богатых и бедных), он оправдывает моральную иерархию: деление людей на "благородных мужей" и "темных людей" – простолюдинов т.е Конфуций положительно относился к демократии. |
Согласен, потому что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью. |
Платон |
Общество Платон понимал как отражение вечных идей, которые существуют независимо от людей и окружающей их действительности |
Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал современную аристократию - правление философов-мудрецов. Именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества. Другие четыре формы государства - тимократия (правление военных), олигархия (правление богатых), демократия, тирания - являются несовершенными. |
По мнению Платона, идеальное государство можно обосновать, уподобив его телу или душе человека. Другая черта идеального государства Аристократическое правление, при котором правят только разумные люди. |
Демократию он рассматривает как
несовершенную форму |
Не согласен, потому что не считаю аристократию идеальной формой государства |
Аристотель |
он предупреждал об опасности чрезмерного имущественного расслоения в обществе, чреватого общественной нестабильностью и бунтами бедных против богатых. Выход из этого положения ему виделся не в уничтожении частной собственности, а в ее относительном выравнивании и формировании зажиточного среднего слоя. |
Он использовал два критерия для выделения форм правления. Количественный критерий указывает на то, сколько властвуют: один, немногие, большинство .(Своеобразным качественным критерием являются принципы, лежащие в основе власти: законность и забота об общем благе. Формы государства, базирующиеся на этих принципах, Аристотель признал правильными и соответственно те из них, где правители нарушают законы и заботятся только о собственных интересах, - неправильными |
Хорошая власть одного - это монархия, извращением которой является тирания. Власть немногих, основанная на добродетели и воспитании, - аристократия - "правительство, сформированное из самых лучших людей". Ее искажением является олигархия - власть, основанная на богатстве и устранении от власти большинства населения. Третьей правильной формой Аристотель признает политию, или конституцию - правление большинства, признающего закон. Ей противопоставляется демократия, где во власти преобладают бедные, не имеющие необходимого воспитания и качеств для того, чтобы заниматься управлением |
его оценка демократии как "плохой" формы правления повторялась многими мыслителями вплоть до эпохи Нового времени. Но сам Аристотель дифференцированно подходил к демократии, выделив пять ее видов. Объектом критики мыслителя является крайняя демократия, где не действуют законы, а фактически властвуют демагоги. В то же время его трактовка политии как правления большинства на основе закона в определенной степени соответствует современному представлению о демократии |
Полностью согласен, каждый человек должен и обладает различными правами |
А. Блаженный |
История человечества у Августина
подчинена божественному |
развил концепцию |
Хотя Августин выступал за самостоятельность
каждой из властей, обоснование |
Аргументируя свое отношение к демократии, философ высказывает проницательную мысль об опасности чрезмерной свободы |
Не согласен, потому что не считаю что духовную власть надо ставить выше светской |
Ф. Аквинский |
Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, согласно Фоме Аквинскому, зависит от людей. Следовательно, считал он, хотя сущность власти божественна, тем не менее формы ее реализации определяются самими людьми |
Идея духовного превосходства церкви над государственной властью |
Идеальной формой правления Аквинат, вслед за Аристотелем и Цицероном считал смешанную из трех «чистых» форм, при которой монарх олицетворяет единство, аристократия — преобладание надлежащих заслуг, а подданные (народ), также вовлекаемые в дела управления, служат гарантией социального мира и согласия, власть монарха, по мнению Aквината, должна быть ограничена законами. |
признает, что воля иногда может выполнять по отношению к интеллекту функцию производящей причины, как бы побуждая его к познанию, и в этом смысле она более совершенна … Он различает олигархию, монархию, тиранию и ее разновидность - демократию. |
Не согласен, потому что не считаю что духовную власть надо ставить выше государственной |
Н. Макиавелли |
Макиавелли вошел в историю политологии как мыслитель, который разграничил общество и государство |
Макиавелли считал, что моральные
критерии добра и зла не могут
распространяться на политику. Она
имеет собственную автономную систему
ценностей, главные из которых - интересы
государства. В политическом лексиконе
утвердилось понятие " |
Ради интересов государства политик может пренебречь моралью. Из его рассуждений следовал вывод: "цель оправдывает средства". Идеалом для Макиавелли выступает политик, сочетающий качества льва и лисицы: силу, умение внушить страх у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. |
Крайне отрицательное, так как считал что все усилия народа должны быть только на благи и ради интересов государства. |
Не согласен, потому что считаю что важнейшим элементом общества является человек и его права а не интересы государства |
Д. Локк |
Он считал, что большинство людей следуют естественным правам в силу своей разумности и доброты, хотя и могут стремиться к собственной выгоде. Поэтому они нуждаются в беспристрастном судье |
Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его учредитель. Последнее дает право народу отменять законы, которые противоречат его интересам. Более того, народ имеет право отнять власть у правителей, которые нарушают их естественные права. |
Главная ценность, согласно либерализму, - свободная личность. Реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. С этой целью свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ - источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Согласно договору, главная и единственная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека - “права на жизнь, свободу и собственность”. |
Локк не одобрял демократию. Однако, ряд положений его учебы легли в основу идеологии американской и французской революций. |
согласен, потому что свободная
личность – это истинная ценнос |
Т. Гоббс |
конфликт, война всех против всех. Подобная война вытекает из эгоистической природы людей, их склонности причинять друг другу вред, так и есть следствие своеобразного равенства людей, предполагающего права делать все, что угодно, и против кого угодно. |
государство Гоббс сравнивал то с искусственным человеком, то с рукотворным богом, то с Левиафаном, библейским персонажем, представляющим собой огромное морское чудовище. |
Сторонник абсолютной монархии, Гоббс настаивал на неделимом характере государственной власти и был противником принципа разделения властей. |
Пропагандируя буржуазно-демократические ценности, Гоббс тем не менее видел слабость демократии в непрофессионализме, эгоизме толпы, неосведомленности большинства, в неустойчивости законов , в борьбе партии (которые рассматривал, как источник смуты и войн). |
Не согласен, потому что я за мир во всем мире |
Вольтер |
Вольтер не без основания полагал, что религия нужна народу в качестве моральной узды. "Несомненно, в интересах общества, чтобы существовало некое божество, которое карает то, что не может быть пресечено человеческим правосудием" ("Философский словарь"). И, тем не менее, не было в 18 столетии человека, который бы наносил религиозным убеждения столь чувствительные удары, как Вольтер. Он никогда не высказывался против христианства прямо и неприкрыто, часто он даже расточал ему похвалы, но какие похвалы! |
Являясь сторонником сенсуализма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону»; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли — в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. |
Наряду с естественными |
Вольтер был далек от современной демократии (он предпочитал сильную, но просвещенную монархию), основная масса его идей явно противоречила любой форме демократии. |
Согласен во взглядах на политику государство но не согласен с его отторжением демократии |
Ж.Ж. Руссо |
Создав государство, люди не отдают себя под власть суверена, а являются носителями верховной власти. Все законы создаются общей волей народа. |
Считая суверенитет народа неделимым, он выступал против разделения верховной власти между какими-либо органами. Законодательная власть не может быть передана парламенту, а должна осуществляться непосредственно народом |
Идеализируя естественное состояние, своеобразный "золотой век", он считал, что гражданское состояние должно гарантировать человеку возмещение естественного равенства в виде договорно установленных свобод. |
Принцип неотчужденности суверенитета
приводит Руссо к отрицанию представител |
согласен, потому что считаю что народ должен являтся носителем государственной власти. |
А. де Токвиль |
равенство в сочетании со свободой либо равенство без свободы |
был обеспокоен проблемой защиты индивидуальной свободы от "тирании большинства" |
утверждение демократии он рассматривал как мировую тенденцию, вызванную утверждением социального равенства и упадком аристократии. Остановить этот процесс, по его мнению, никто не в состоянии |
Он был сторонником демократии и считал, что падение правления аристократии и демократические преобразования есть универсальный процесс, вызванный утверждением социального равенства. |
согласен, потому что в общество должно быть равенство и свобода |
К. Маркс |
Он исходил из того, что люди не свободны в выборе форм общественного развития. Их выбор объективно обусловлен степенью развития производительных сил и характером производственных отношений, которые они застают при рождении |
обусловленность политики экономической сферой и признание за ней относительной самостоятельности, способности воздействовать на экономику; идея классовых конфликтов,
в которых проявляются классовая борьба и революции
как движущая сила трактовка власти и политики как организованного насилия одного класса над другим |
необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата для перехода к новому обществу |
на смену политике в качестве регулятора жизни людей вновь должна прийти мораль, но уже впитавшая в себя все общечеловеческие нравственные ценности, прошедшие проверку историей. |
согласен, потому что все люди не свободны в выборе форм общественного развития |
М. Вебер |
Как отмечал Вебер, различные религии по разному определяют то, каким должно быть отношение к окружающему миру. |
Наиболее эффективной системой государственной организации М. Вебер считал бюрократию |
Выделил характерные черты идеального
типа бюрократии: 1) разделение труда, обусловленное
правилами и законами; 2) порядок
подчиненности нижестоящих |
В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебисцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой — сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разграничения полномочий |
Не согласен, потому что не считаю бюрократию эффективной системой государственной организации |
К. Поппер |
общество должно быть открыто для множества точек зрения и культур, то есть обладать признаками плюрализма и мультикультурализма. |
Для решения философской проблемы демаркации (отделения научного знания от ненаучного), он предложил критерий фальсифицируемости, который также известен как критерий Поппера. В 1945 году вышел труд «Открытое общество и его враги», в котором Карл Поппер критиковал платонизм, марксизм, тоталитаризм («закрытое общество»), историцизм и выступал в защиту демократии. |
политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику. |
выдвинул идею открытого общества — общества, основанного на демократии и критическом мышлении индивидов. |
согласен, потому что общество должно быть основано на демократии |
Т. Парсонс |
Требования к обществу: Общество должно быть приспособлено к среде. У общества должны быть поставлены цели. Все элементы общества должны быть скоординированы. Ценности в обществе должны сохраняться. |
Структурный функционализм: высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности; социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли; тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой. Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт, рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные. |
Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе). |
Деятельность — процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат. Поведение — система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам. |
Не согласен, потому что не вижу смысла в таких жестких требованиях к обществу |
Й. Шумпетер |
Экономическое новаторство — функция индивидов, которых Шумпетер называет предпринимателями. Предприниматель — хозяйствующий субъект, функцией которого является непосредственно осуществление новых комбинаций и является активным элементом данного процесса. Экономическая функция предпринимателя не является постоянной, а выполняется лишь до тех пор пока комбинация не станет рутинной. Предпринимательство не является профессией. Новаторскую функцию предпринимателя Шумпетер отделяет от функции капиталиста, так как предприниматель не обязательно обладает правом на имущество |
В центре внимания Й. Шумпетера находятся проблемы динамического развития рыночной системы, факторы, которые обеспечивают прогресс и экономический рост |
Согласно Шумпетеру экономическая динамика основана на распространении нововведений в различных сферах хозяйственной жизни. Результатом инноваций является влияние на экономические процессы или непосредственно на продукцию. |
в СССР Шумпетер не видел демократии ни в какой ее форме |
Не согласен, потому что демократия это благо а Шумпетер выступал против нее |
К. Мангейм |
развивал идеи популяризации в сфере теории культуры, культурной и образовательной политики. Заимствовав марксистское положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности познания, Маннгейм вслед за Шелером полагал, что общественное бытие не сводится только к «экономическим отношениям производства». |
Согласно Маннгейму, задача социологии знания заключается в анализе социально-исторической обусловленности мышления — как теоретического, так и обыденного — и разработке учения о «внетеоретических условиях знания». |
В отношении достижимости научной истины Маннгейм придерживается т. н. «реляционизма», согласно которому знание всегда относительно, так как может быть сформулировано только в соотнесении с определенной социально-исторической позицией, и который большинство критиков причисляют к релятивизму. Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль Запада. Хотя у него не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социологические исследования Маннгейма признаны классическими |
С точки зрения Маннгейма, всего существуют два типа коллективных представлений: собственно идеологии — мышление господствующих социальных групп, и утопии — мышление угнетенных слоев. С помощью этих понятий Маннгейм пытается показать динамику в сфере идей, а главное — сделать социологию знания научным фундаментом политики и политического образования, формируя таким образом более прочные основания для демократии. |
согласен, его точка зрения на идеологию мне очень импонирует |
Б.Н. Чичерин |
не разделял идеи о естественных и неотчуждаемых правах, поскольку, как ему представлялось, это может привести к анархии. |
Активно развивая либеральную идею правового государства, он выступал за верховенство закона, которое ограничивает всякую власть |
Его политическим идеалом была конституционная монархия, созданная путем заимствования принципов и форм политических институтов на Западе. |
Положительное, исходил из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. |
согласен, потому что он исходил из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. |
В.И. Ленин |
Ленин считал, что развитие рынка зависит от степени развития разделения труда в обществе. |
Марксист, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель СССР. Сфера основных политико-публицистических работ — материалистическая философия, теория и практика осуществления социалистической революции, построения социализма и коммунизма, политэкономия социализма. |
Владимир Ильич Ленин видел идеальность предложенной экономистами системы, и решил – такое государство должно существовать! |
Резко критикуя принципы парламентской демократии и разделения властей, Ленин отстаивал курс на установление диктатуры |
Не согласен, потому что считаю что в установлении диктатуры нет ничего хорошего. |
И.А. Ильин |
Важное значение имеют и труды Ильина по правовым и политическим вопросам. Право Ильин относил к сфере духа; естественное право относится к тайне творения и замыслу Бога о человеческом обществе. |
сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России |
Наилучший для России политический строй должен основываться на сложном сочетании монархических, республиканских и аристократических элементов |
Ильин был последовательным и бескомпромиссным противником тоталитарных движений 20 в. — коммунизма и фашизма. |
согласен, потому что тоже являюсь противником коммунизма и фашизма |
Марк Туллий Цицерон |
Он определял республику как "дело", "достояние народа", подчеркивая, что сам народ есть объединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов |
В идеях Цицерона о правовом объединении граждан республики и правовой регламентации государственной деятельности, о распределении полномочий между республиканскими институтами, их взаимном равновесии лежат истоки теории "правового государства" |
отдает предпочтение смешанной
государственной форме, сочетающей
в себе одновременно царский (монархический),
аристократический и |
смешанное государственное устройство в Риме устанавливается постепенно, на протяжении веков и жизни многих поколений ("О государстве", II, 1, 2; ср. II, 21,37). |
согласен, потому что его модель идеального государства считаю одной из лучших у мыслителей того времени |
Ш.Л.Монтескье |
«Многие вещи, , управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа". |
Теория разделения властей |
Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. |
Из природы демократии Монтескье выводит ее политико-юридическую структуру. Основным учреждением демократии является народное собрание, где народ путем голосования своей волей создает законы и принимает решения по основным вопросам управления государством. Здесь же народ выбирает должностных лиц в сенат или совет, которые в перерывах между собраниями ведают делами государства и готовят вопросы, проекты решений для народных собраний. Монтескье считал нецелесообразным участие всего народа в народном собрании и предлагал, по примеру античных законодателей, ограничить число лиц из народа, имеющих право участия в собраниях. Кроме того, народ должен быть разделен как носитель верховной власти на различные классы, от чего зависит «прочность и процветание республики». |
согласен, потому что теория разделения власти несёт очень много плюсов. |
Ссылки:
http://www.ido.rudn.ru/ffec/
http://inwiz.ru/politology_
http://www.pravo.vuzlib.org/
http://pioss.net/blog/elite/