История политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

История политической мысли как один из важнейших разделов политической науки представляет собой совокупность идей, концепций, теорий о политике и «политическом», выработанных человечеством на протяжении многих тысячелетий. Предмет политики заключает в себе отношение общества и индивида. Взаимная зависимость и противопоставление усложняют и обогащают политику, а термин делают многомерным.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
1. Развитие политической мысли в древние и средние века……….3
2. Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени…...7
3. Политическая мысль начала и конца 19 века……………………..14
4. Основоположники Современной политической мысли………….16
Заключение……………………………………………………………..19
Литература………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Первые попытки создания таких теорий встречаются у нидерландских мыслителей Гуге Гроция (1583—1645 гг.) и Б. Спинозы (1632—1677 гг.). Однако у этих мыслителей данные теории существуют только в схематическом виде. Теорию “общественного договора” развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французский философ Жан - Жак Руссо (1712-1778). Их объяснения смысла общественного договора отличались друг от друга.

Т. Гоббс считал естественное догосударственное существование человека негативным, поскольку тогда господствовали инстинкты, шла “война всех против всех”. Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды заключили общественный договор между собой. Согласно этому договору, они вручали свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, не нес ответственности перед договорившимися индивидами. В обмен на права граждан государство гарантировало им порядок в обществе. Так Т. Гоббс обосновал необходимость абсолютной, единой и неразделимой власти в форме абсолютной монархии.

Ж.-Ж. Руссо, напротив, идеализировал догосударственное, естественное существование человека, полагая, что по своей природе человек - существо доброе.

Основная задача общественного договора состоит в том, чтобы “найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде”. Общественный договор - это способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность “превращается в неразделенную часть целого”. В таком обществе нет конфликтов, противоречий. Воля гражданина неотчуждаема, поэтому естественным способом ее выражения является прямая демократия.

Родоначальник либеральной идеологии Дж. Локк иначе трактовал идею общественного договора.

Главная ценность, согласно либерализму, - свободная личность. Реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. С этой целью свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ - источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Согласно договору, главная и единственная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека - “права на жизнь, свободу и собственность”.

Для того, чтобы государство оставалось “ночным сторожем” и не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Причем законодательная власть должна иметь, согласно Дж. Локку, более высокий статус, чем исполнительная, поскольку именно она призвана определять политику государства.

Идеи Локка получают свое развитие в работах видного политического мыслителя Франции Шарля Луи Монтескье (1689—1755 гг.), изложенные им в сочинении «О духе законов». Монтескье в анализ политической сферы вводит действие не только различных социальных факторов (религии, нравов, обычаев, черт характера, образа жизни, основных занятий), но и факторы географической среды. Так, он утверждает, что в жарких странах климат способствует установлению деспотической формы правления. Жара приводит к утрате мужества, малодушию народа, и он не может усиленно выступать против произвола и злоупотребления властью со стороны правителей, смиряется со своим рабским положением. Напротив, холодный климат сохраняет людям мужество, и в странах с таким климатом чаще устанавливаются республики. Умеренный климат Европы способствует установлению монархий. Среди факторов, воздействующих на формы правления, Монтескье называет почву, ландшафт, величину территории страны. Так, он утверждал, что «республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится». Монархия же по своей природе требует средней величины. Напротив, для деспотии характерны обширные размеры государства. Однако главный вклад Монтескье в политическую теорию связан с обоснованием теории разделения властей. Цель разделения властей - гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить их свободу. А это, по мнению Монтескье, возможно только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной и судебной власти

Американская революция, отменив все сословия и привилегии, признала народ в качестве единственного источника власти. Следование принципам непосредственной демократии создало почву для формирования в обществе двух фракций: большинства и меньшинства. Большинство, находящееся  у власти, стремится и дальше ограничивать права меньшинства. Для преодоления тирании большинства Дж. Медисон предложил систему сбалансированного распределения власти, которая получила название системы «сдержек и противовесов».Как отмечалось ранее в концепции разделения властей Ш. Л. Монтескье, законодательная, судебная и исполнительная власть были разделены, но по своему статусу они были неравнозначны.

Значительный вклад в развитие политических идей внесли немецкие мыслители Иммануил Кант (17 24—1804 гг.) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.). Кант в своих работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» большое внимание уделял развитию идей либерализма. Краеугольным камнем его политической теории является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может рассматриваться только как средство для достижения каких-либо целей. В политике, по мнению Канта, необходимо стремиться к гармонии целей и средств. Кант также много внимания уделяет роли права в установлении границ произвола. Государство, по его словам, — это объединение людей, подчиненных правовым нормам. Дальнейшее развитие учения о правовом государстве получило в работе Гегеля «Философия права».

Именно Гегелю принадлежит заслуга разработки и разграничения категорий «гражданское общество» и «государство». Гражданское общество, по Гегелю, — это сфера господства частных интересов, их свободная игра, но отличающаяся высоко степенью организации. Единство общества может быть достигнуто путем согласования частных интересов путем их представительства в органах власти, для согласования множества интересов необходимо государство как высший судья. Общество становится гражданским, потому что оно управляется государством. Без государств не может появиться и гражданское общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Политическая мысль начала и середины 19века

    В первой половине 19-го века завершается формирование политической идеологии социализма - граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 - 1825), Роберт Оуэн (1771 - 1858), Шарль Фурье (1772 - 1837). Сен-Симон полагал, что в промышленной системе отпадает необходимость в политических институтах с многочисленными учреждениями и должностями, что политика вместо управления людьми будет заменена управлением вещами и производственными процессами. В этих положениях Мелье и Сен-Симона содержится мысль об отмене государства.

    В этот период возникают и радикально-революционные концепции. К ним, в первую очередь, надо отнести идеи Ж. Ж. Руссо (1712 - 1778), который:

    * утверждал, что главное зло - частная собственность;

    * первым разграничил государство и гражданское общество;

    * доказывал необходимость прямого народного правления.

    Вторая половина 19-го века связана с именами английского социолога Герберта Спенсера (1820 - 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 - 1900), французского философа-антрополога Жозефа Артюра де Гобино (1816 - 1882) и др.

    Политические учения Запада крупным шагом в развитии политической теории вообще и социалистической идеологии в частности является учение Карла Маркса (1818—1885 гг.) и Фридриха Энгельса (1820—1895 гг.) — марксизм. Концепция политической сферы в учении Маркса и Энгельса базируется на следующих предпосылках:1. Обусловленность политической сферы сферой экономической. Политическая сфера является не чем иным, как надстройкой над базисом — совокупностью производственных отношений. 2. Относительная самостоятельность и активная роль политики по отношению к экономике и других сфер общественной жизни. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования. 3. Политика — это результат и форма классовой борьбы. Руководящей нитью марксистского анализа политики является выдвинутое К. Марксом и Ф. Энгельсом положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти. Из этого следует вывод, что анализ общественного сложения классов и социальных слоев является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, партий и отдельных лидеров.4. Классовое деление общества не вечно. Существует закономерность движения человеческой истории к уничтожению классов в общества без классов. Отсюда вытекает положение о закономерности отмирания государства и всякой политики. В коммунистическом обществе должна быть достигнута гармонизация частных и общественных интересов. Марксистская теория политики вскрыла некоторые глубинные факторы политического процесса и мотивы политического поведения, и в этом состоит ее вклад в развитие политической теории. Однако, делая чрезмерный акцент на экономической обусловленности политической жизни, в марксизме зачастую недооценивались и даже игнорировались некоторые более тонкие механизмы политической активности и деятельности: социально-психологические, социокультурные, правовые, демографические и биологические факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основоположники современной политической мысли

В конце XIX века в развитии политической мысли начинается новый этап, когда происходит процесс выделения политологии в самостоятельную науку, на базе которой формируются различные течения политической мысли.

Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды:     Первый период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).    Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:

                   теория заинтересованных групп (А. Бентли);

                   теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);

                   социологическая теория государства (М. Вебер);

                   теория олигархизации власти (Р. Михельс);

                   психологическая теория власти (Г. Лассуэл).

    Второй период - активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х - вторая пол.70-х гг.) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:

                   новая теория демократии (И. Шумпетер);

                   плюралистическая теория демократии (Р. Даль);

                   теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);

                   концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).

    Третий период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. - наст. время).

    В этом периоде разрабатывались и развивались:

                   футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);

                   концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);

                   концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);

                   концепция национального интереса (Г. Моргентау);

                   теория элитарной демократии;

                   силовая концепция власти.

    Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:

     По уровню исследуемых объектов политики:

                   концепции глобального или международного порядка;

                   концепции общественного уровня;

                   концепции политической сферы общества и политического развития;

                   концепции важнейших подсистем политической системы общества;

                   концепции отдельных или частных политических явлений.

    По политико-идеологической направленности:

                   либеральные;

                   консервативные;

                   социал-реформистские;

                   марксистские;

                   анархистские.

    По специфике предмета и объекта исследования:

                   политико-правовые;

                   социологические;

                   психологические:

                   эмпирические.

    В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы.

1.                 Англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф).

2.                 Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон).

3.                 Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер).

4.                 Польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).

    Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 - 1978).

    Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.

    Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 - 1923), Г. Моска (1838 - 1941), Р. Михельса (1878 - 1936).

    Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю.

 

Заключение

Политические и правовые учения прошли многовековой путь развития. Поначалу они были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир, как нечто, противостоящее человеку. Политическая мысль Древнего мира, эпох Средневековья и Возрождения, начала Нового времени, по сути, представляет собой предысторию, генезис политологии как науки.

Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества.

Возникнув в начале в форме мифологизированных знаний, политическая мысль постепенно стала приобретать рационалистические черты, что наиболее отчетливо стало проявляться в эпоху Возрождения.

В период Буржуазных революций политические идеи стали возрождаться в духе общей рационалистической социальной философии и частично экономической науки.

Информация о работе История политической мысли