Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 20:15, реферат
Политическая мысль античности. Платон, Аристотель и Цицерон Политические учения Просвещения. Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо 1.Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля. Платон (427-347 гг. до н.э.), родоначальник объективного идеализма. Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона – «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой.
История политической мысли
Политическая мысль античности.
Платон, Аристотель и Цицерон Политические учения Просвещения.
Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо 1.Своего наивысшего развития идеология
древнегреческой аристократии достигает
в философии Платона и Аристотеля. Платон
(427-347 гг. до н.э.), родоначальник объективного
идеализма. Политико-правовым вопросам
посвящены самые крупные диалоги Платона
– «Государство» и «Законы». В диалоге
«Государство» идеальный государственный
строй Платон рассматривал по аналогии
с космосом и человеческой душой. В государстве
должно быть три сословия: правители-философы,
воины, земледельцы и ремесленники. «Заниматься
своим делом и не вмешиваться в чужие –
это и есть справедливость». Платоновское
определение справедливости было призвано
оправдать общественное неравенство,
деление людей на высших и низших от рождения.
Во главе государства, утверждал Платон,
необходимо поставить философов, причастных
к вечному благу и способных воплотить
небесный мир идей в земной жизни. По поводу
формы правления в образцовом государстве
сказано, что оно может быть либо монархией,
если править будет один философ, либо
аристократией, если правителей будет
несколько. Основное внимание здесь уделяется
проблемам воспитания и образа жизни граждан.
Тирания, наихудший вид государства. Выход
из порочных состояний общества Платон
связывал с возвратом к изначальному строю
– правлению мудрых. Разработку идеологии
полисной землевладельческой аристократии
продолжил ученик Платона Аристотель
(384 – 322 гг. до н.э.). Свое политико-правовое
учение Аристотель изложил в трактатах
«Политика» и «Никомахова этика». К ним
примыкает сочинение «Афинская полития»,
содержащее исторический очерк развития
государственного устройства Афин. Государство,
частная собственность, рабство и другие
социальные явления рассматривались им
как явления естественные, существующие
от природы. Государство, по Аристотелю,
образуется вследствие природного влечения
людей к общению. Государство – это высшая
форма человечекого общежития. Человек,
гласит знаменитое изречение философа,
«по природе своей есть существо политическое».
Государство – это «общение подобных
друг другу людей ради достижения возможно
лучшей жизни». Государство представлялось
ему объединением свободных граждан, совместно
управляющих делами рабовладельческого
общества. В зависимости от количества
властвующих Аристотель выделяет правление
одного, немногих и большинства. Выделяются
правильные государства, где верховная
власть преследует цели общего блага граждан,
и неправильные, где правители руководствуются
интересами личной выгоды. Итак, 6 видов
государственного устройства. К правильным
государствам относятся монархия, аристократия
и полития; к неправильным – тирания, олигархия
и демократия. Политические симпатии Аристотеля
– на стороне политии, смешанной формы
государства, в которой правит большинство
в интересах общей пользы. Она соединияет
в себе лучшие стороны олигархии и демократии,
но свободна от их крайностей и недостатков.
Экономически полития представляет собственность
средних размеров, что позволяет ослабить
противоречия между богатством и бедностью.
Политическим идеалом Аристотеля был
«самодостаточный», экономически обособленный
полис. Виднейшим идеологом римской аристократии
в период республики был знаменитый оратор
Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг.до н.э.).
Свое политико-правовое учение он изложил,
подражая Платону, в диалогах «О государстве»
и «О законах», трактате «Об обязанностях»
и в многочисленных речах. Цицерон исходит
из общих для всех сторонников аристократии
представлений о естественном происхождении
государства. Он утверждал, что гражданские
общины возникают не по установлению,
а от природы, ибо люди были наделены богами
врожденным стремлением к общению. Цицерон
настаивал на том, чтобы государственная
власть была вручена мудрецам, способным
приблизиться к постижению мирового божественного
разума. Целью государства является охрана
имущественных интересов граждан. Цицерон
утверждал, что государство является не
только естественным организмом, но и
искусственным образованием, «народным
установлением», как дело народа, где под
народом понимается «соединение многих
людей, связанных между собой согласием
в вопросах права и общностью интересов».
Политический идеал Цицерона – аристократическая
сенатская республика. 2. В эпоху зарождения капитализма
платоновские идеи «правления философов»
и «мудрых законов» были восприняты многими
идеологами буржуазии. Идею «философа
на троне» пропагандировал Вольтер, Дидро,
сторонники просвещенного абсолютизма
в России. К представлениям Платона о смешанной
форме правления обращались создатели
теории разделения властей (Монтескье
и др.). Общепризнанным лидером французского
Просвещения был выдающийся писатель
и философ Вольтер (1694 – 1778 гг.). Согласно
взглядам философа, на смену деспотическому
правлению придет царство разума и свободы,
в котором каждому человеку будут предоставлены
естественные права. Вольтер сводил свободу
к независимости граждан от произвола:
«Свобода состоит в том, чтобы зависеть
только от законов». Он сосредоточил свое
внимание на пропаганде идей законности
и либеральных методов осуществления
власти. Управлять государством должны
только собственники. Образцом государственной
организации своего времени Вольтер называл
парламентские учреждения в Англии. Политический
идеал Вольтера приближался к идее разделения
властей. Крупнейшим теоретиком государства
во французском Просвещении был Шарль
Луи де Монтескье (1689 – 1775 гг.). Свои общественно-политические
взгляды он изложил в романе «Персидские
письма», в историческом очерке «Размышления
о причинах величия и падения римлян».
Его главный труд – книга «О духе законов». Возникновение
политически организованного общества
Монтескье склонен рассматривать как
исторический процесс. По его мнению, государство
и законы появляются вследствие войн.
Для обеспечения законности и свободы
необходимо провести разделение властей.
Чтобы они принадлежали различным государственным
органам. Предоставление им специальных
полномочий с тем, чтобы они ограничивали
и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок,
указывал Монтескье, при котором «одна
власть останавливает другую». Рассмотренная
им триада (законодательной, исполнительной
и судебной властей) со временем стала
классической формулой буржуазного конституционализма.