История развития политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

Никколо Макиавелли (1469-1526) - один из выдающихся итальянских философов. Он родился во Флоренции во второй половине 15 века - во времена позднего возрождения. В нём удивительным образом сочетались политик и писатель, человек действия и мыслитель, практик и теоретик. Себя он не без гордости считал одним из одарённых политической мудростью.
По существу, Макиавелли излагает своеобразный кодекс поведения и действий нового государя, его так сказать, стратегию и тактику по осуществлению властных полномочий.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

                     Кириченко Маргарита Т-1204

 

Модуль 1. Политология как наука и ее основные категории

Тема 1.2 История развития политических учений

Тема сообщения:

    1.               «Технология власти» Н. Макиавелли.

 

Введение

Никколо Макиавелли (1469-1526) - один из выдающихся итальянских философов. Он родился во Флоренции во второй половине 15 века - во времена позднего возрождения. В нём удивительным образом сочетались политик и писатель, человек действия и мыслитель, практик и теоретик. Себя он не без гордости считал одним из одарённых политической мудростью.

По существу, Макиавелли излагает своеобразный кодекс поведения и действий нового государя, его так сказать, стратегию и тактику по осуществлению властных полномочий.

                                                                           Основа власти

Основой власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошее войско. Но тут же он делает оговорку о том, что хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и где есть хорошее войско, там хороши и законы. Военное дело – единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого .

Обладание властью связано, прежде всего с получением богатства и привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личных достоинств или недостатков. Оно действует наподобие объективного закона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижении к вершинам власти обусловлен не столько интенсивностью ориентации на власть, сколько наличными средствами.

Способы получения власти

Существует ещё два способа сделаться государём. Это случаи, когда частный человек достигает верховной власти «путём преступлений, либо в силу благоволения к нему сограждан». Макиавелли рассматривает эти случаи на примерах один из древности, другой из современной ему жизни. В первом случае «сицилиец Агафокл стал царём Сиракуз, хотя вышел из простого, низкого и презренного звания. Он родился в семье горшечника и вёл жизнь бесчестную, но смолоду отличался такой силой духа и телесной доблестью, что, вступив в войско, постепенно выслужился до претора Сиракуз. Утвердясь в этой должности, он задумал сделаться властителем Сиракуз и таким образом присвоить себе то, что было вверено ему по доброй воле. Он созвал однажды утром Сенат Сиракуз, якобы для решения дел, касающихся республики; и когда все собрались, то солдаты его по условленному знаку перебили всех сенаторов и богатейших людей из народа. После такой расправы Агафокл стал властвовать, не встречая ни малейшего сопротивления со стороны граждан».

 Сам Макиавелли не одобряет  такие способы. Он пишет, что нельзя  назвать доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость  и нечестивость: всем этим можно  стяжать власть, но не славу.

 Макиавелли отмечает, что жестокость  в политике - вещь неоднозначная. «Жестокость жестокости рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях - если позволительно дурное назвать хорошим, - когда её проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Действуя первым способом, можно удержать власть; действуя вторым – невозможно».

Удержание власти

Неблагодарность и неизменная склонность людей к плохому должны побуждать властителя к твердым, решительным и даже жестоким методам правления. Не нужно бояться быть строгим и суровым правителем — люди в массе своей уважают силу и трепещут перед ней. А это позволяет удержаться у власти и прочно держать бразды правления в своих руках. Конечно, идеально было бы, говорит Макиавелли, если бы своего правителя люди одновременно и боялись, и любили, но такое сочетание, по его мнению, невозможно. Поэтому умный государь всегда применяет те меры воздействия на своих подданных, которые посчитает нужными в данный момент. И если для удержания власти необходимо применить насилие, то надо его применить, даже если прольется большая кровь.

Также государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушить страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин. Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидная причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества. Тот, кто овладевает государством, должен предусмотреть все обиды, чтобы покончить с ними разом, а не возобновлять изо дня в день; тогда люди понемногу успокоятся, и государь сможет, делая им добро, постепенно завоевать их расположение. Кто поступит иначе, из робости или по дурному умыслу, тот никогда уже не вложит меч в ножны и никогда не сможет опереться на своих подданных, не знающих покоя от новых и непрестанных обид. Так что обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше. Самое же главное для государя - вести себя с подданными так, чтобы никакое событие - ни дурное, ни хорошее - не заставляло его изменить своего обращения с ними, так как, случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью.

 Так что если государь  пришел к власти с помощью  народа, он должен стараться удержать  его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы  его не угнетали. Но если государя  привела к власти знать наперекор  народу, то первый его долг - заручиться  дружбой народа, что опять-таки  нетрудно сделать, если взять  народ под свою защиту. Люди  же таковы, что, видя добро со  стороны тех, от кого ждали  зла, особенно привязываются к  благодетелям, поэтому народ еще  больше расположится к государю, чем если бы сам привел его к власти. Заручиться же поддержкой народа можно разными способами, которых я обсуждать не стану, так как они меняются от случая к случаю и не могут быть подведены под какое-либо определенное правило.

Государь, как отчасти сказано выше, должен следить за тем, чтобы не совершилось ничего, что могло бы вызвать ненависть или презрение подданных.

 Если в этом он преуспеет, то свое дело он сделал, и прочие его пороки не представят для него никакой опасности.

 

Заключение

Таким образом, в работе «Государь» властная проблематика выражена своеобразными руководящими началами по удержанию и осуществлению власти.

 Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента  власти. Основой власти служат  хорошие законы и хорошее войско, армия, вооруженная сила. Государство  выступает монополистом публично  властных прерогатив. Оно трактуется  в «Государе» в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Симпатии свои Макиавелли  отдает тем единолично управляемым  государствам, «где государь правит  в окружении слуг, которые милостью  и соизволением его поставлены  на высшие должности и помогают  ему управлять государством». Макиавелли  настаивал на сосредоточении  власти только в руках государя  и выступал против наличия  властных полномочий у чиновников, должностных лиц, баронов и магистратов.

 Важным моментом является  то, что Макиавелли не представлял  народ как носителя, источника  верховной власти. Ни слова нет  о правах народа на управление  государством, даже на минимальное  его подключение к самостоятельному  отправлению государственными делами. По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует прибывать в убеждении, что знать - честолюбива, а народ - необузданная масса. Набор благодеяний, идущих от государства подданным, узок. Военные и полицейско-охранные меры, покровительство ремеслам, земледелию и торговле- вот почти и все. В этом наборе нет предоставления подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. Макиавелли считает, что подданные могут смириться с утратой свободы, престижа, власти(влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.

 В целом, Макиавелли руководствуется  одной из основных аксиом своей  политической философии - аксиомой  об антисоциальной, антиобщественной  природы, порочности людей. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать  от добра», может пойти против  своего слова, т.е. может не пренебрегать  теми пороками, которые на деле  обеспечивают ему благополучие  и безопасность.

 

2.Социалисты-утописты об идеальном устройстве общественной жизни.

 

 

Трудно сказать точно ,когда и кем впервые было употреблено слово "социализм".Принято считать,что это произошло в 1834 г.,когда увидела свет книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме".Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной темы Роберт Оуэн.

Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания.Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установление справедливого общественного порядка,в котором эгоизм и своекорыстие владельческих классов будут преодолены на началах,исключающих неравенство в распределении собственности и доходов ,- порядка ,в котором интересы общества и личности чудесным образом совпадут.

Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических".Слово утопия впервые было произнесено автором одноименной книги Томасам Мором в 16 в,Он придумал это слово, в буквальном переводе с греческого оно означает - "место ,которого нет".Словом "утопический" характеризуют идеи и представления ,осуществление которых либо невозможно,либо крайне затруднено.

В чем причины появления этих идей и их популярности ? Историки объясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями 19 века: в экономике развитых государств Европы утверждался капитализм.Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства,мелких торговцев,дворянства).Рождался рабочий класс,положение которого в те годы было чрезвычайно тяжелым.Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения.Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения,из желания создать общество,в котором гарантии благополучия были представлены всем.

2) Деятельность Роберта Оуэна.

Роберт Оуэн (1771-1858) был совладельцем текстильной фабрики в Шотландии.Первые его шаги состояли в: сокращении продолжительности рабочего дня (до 10.5 часов),повышение заработной платы,введение пенсий по болезни и старости,запрещение детского труда,организации школы,ясель,детского сада для детей рабочих.

Постепенно он пришел к определенным выводам о причинах тяжелого положения рабочих.Он считал,что основным из них являются частная собственность и деньги.Он полагал ,что необходимо упразднить деньги,заменить их трудовыми квитанциями и создать особые самоуправляющиеся трудовые общины,в которых средства производятся всем, а материальные блага распределяются по потребностям.

В середине 20-х гг. 19 в. он попытался построить такую общину в США.В штате Индиана была создана колония "Новая гармония".Эксперимент провалился,Р.Оуэн был вынужден вернуться в Англию,где он делал все,чтобы привлечь внимание к своей деятельности европейских монархов и государственных деятелей.

3) Учение А.Cен-Симона.

А.Сен-Симон (1760 - 1825) принадлежал к высшей французской аристократии.Целью своей жизни он считал создание учения,научно объясняющего общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного устройства.

А.Сен-Симон первым употребил понятие "индустриального общества",подметив то обстоятельство,что промышленное машинное производство становится основой экономической системы капитализма.Все общество он делил на 3 класса - "бесплодных" (дворянство,духовенство),бесполезных для общественного прогресса,- и "индустриалов" (предпринимателей,рабочих крестьян,ремесленников), производителей материальных благ.

Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкуренцию,обнищание широких масс населения ,бедственное положение рабочих.Этой системе был противопоставлен проект так называемый "новой промышленной системы", в которой :люди будут трудиться сообща,в тесном взаимодействии,на основе плановой организации производства и распределения материальных благ по потребностям.

А.Сен-Симон полагал,что путь к "новой промышленной системе" лежит через осознание предпринимателями необходимости опекать ,поддерживать рабочих,выделять на их социальное обустройство часть прибыли.Частную собственность А.Сен-Симон считал необходимым сохранить.

4) Учение Шарля Фурье.

Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее популярным в России было учение француза Шарля Фурье (1772-1837).Участники знаменитого кружка Петрашевского пытались пропагандировать его идеи в России.

Главный порок капитализма он видел в том,что капитализм извратил человеческие способности и влечения.Он считал необходимым построить такое общество,в котором труд будет организован на началах соревновательности,привлекательности,перемене занятий по потребностям людей.

Он выдвинул проект создания производственно-трудового объединения -

Информация о работе История развития политических учений